Ленин в Пскове
Аресты, произведенные в других местах, также указывали на обширную переписку подпольщиков через адрес Филиппа Регнера.
Напав на след, царская цензура установила наблюдение. В свою очередь, искровцы, видимо, также заподозрили неладное.
Во избежание дальнейшего риска они приняли решение прекратить пользоваться адресом Регнера.
Нам известны и некоторые другие заграничные адреса, по которым из Пскова направлялись всевозможного рода письма и материалы. Так, например, наряду с адресом Регнера, которым пользовались псковичи для
1 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во. оп. 1902 г., ед. хр. 128, т. 1. л. 335.
связи с «Искрой», значился и адрес некоего Цурделя.
Будучи секретарем редакции газеты «Искра», Н. К. Крупская «ела самый тщательный учет всей переписки с Россией. На многих письмах сохранились ее пометки с указанием заграничного адреса. Кроме этого, Надежда Константиновна вела учет получаемой и отправляемой почты в специальном журнале. В одном из них за январь — август 1903 года имеется и такая запись:
«5/1 Псков Zundel Тура 21—23/111 Псков Zundel Сигарыч» *
В первой графе сделана отметка о том, когда письмо получено редакцией «Искры»; во второй — откуда пришло; и в третьей в сокращенном виде дается адрес, по которому оно поступило. Автор письма приводится в четвертой графе. Лиц, приславших почту, не принято было называть по фамилиям, поэтому они фигурировали под партийными псевдонимами.
Судя по записи, сделанной Н. К. Крупской в январе и в марте 1903 года, из Пскова от А. М. Стопаии (псевдоним — Тура) и В. Л. Горна (псевдоним — Сигарыч) были присланы корреспонденции и письма в редакцию «Искры».
Что касается Цунделя, то длительное время он представлял определенную загадку,
1 ЦПА ИМЛ, ф. 24, оп. 4и, ел хр. 1356, л. 2, 9об.
хотя упоминание этой фамилии неоднократно встречалось в конспиративной переписке. Наконец удалось найти письмо, перлюстрированное сотрудниками полиции. В нем был приведен полностью и этот адрес: «Германия, Штутгарт. Ф. Цундель. Блюменштрассе, 37, 11»’. Этот конспиративный адрес редакция «Искры», по всей вероятности, одной из первых дала П. Ф. Куделли во время ее пребывания за границей в мае — октябре 1902 года.
После приезда из-за границы в Псков П. Ф. Куделли отправляет в редакцию «Искры» письмо на адрес Ф. Цунделя, в котором сообщает об обысках и арестах в разных городах России. Получив весточку от Куделли из Пскова, Н. К. Крупская отвечала ей: «Письмо получено и разобрано. Спасибо, что написали»2. Кстати, из псковичей в 1902 году этим адресом, помимо П. Ф. Куделли и А. М. Стопани, пользовался еще П. Н. Лепешинский, а несколько позже и В. Л. Горн.
Неизвестно, какое количество писем и корреспонденции было отправлено из Пскова в Штутгарт на имя Цунделя. Мы располагаем данными лишь о трех письмах-корреспонден-циях. Но уже один тот факт, что этот адрес имело несколько членов псковской группы
1 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1901 г., ед. хр. 825, ч. 7, лл. 14—14об.
2 «Переписка В. И. Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 479.
содействия «Искре^ дает основание предполагать его надежность для конспиративной переписки.
Как и в других городах, почта, поступавшая из России в Штутгарт, изымалась доверенными лицами и доставлялась в редакцию газеты. В этом городе сборщиком-была Клара Цеткин — выдающийся деятель германской социал-демократии и международного коммунистического и рабочего движения. Вполне возможно, что именно она была посредником между псковичами и редакцией газеты «Искра». Кстати, видимо, не случаен и тот факт, что псковский искровец П. А. Красиков, выехав за границу в 1903 году, посетил Штутгарт, где ему был оказан теплый и радушный прием Кларой Цеткин ‘.
Из трех писем, отправленных в 1902 году в Штутгарт из Пскова, по неизвестным причинам одно не было получено редакцией. Полное неведение о судьбе письма серьезно обеспокоило псковичей. В конце ноября 1902 года А. М. Стопани направил за границу очередное письмо. Зашифровано оно было ключом, которым пользовалась П. Ф. Ку-делли в переписке с «Искрой». На письме есть пометка: «Ключ: Old Friend — одно из ее условных обозначений». В этом письме Стопани просил редакцию газеты продолжать высылать в Псков «Искру» по одному из конспиративных адресов. В конце письма
1 «Неделя», 1963, № 39, стр. 5.
он спрашивал: «Полумили ли Вы ‘предыдущее письмо? Ответьте ‘иа него»1.
В недавно опубликованной «Переписке В. И. Ленина и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России» об этом письме упоминается лишь в подстрочном примечании таким образом:, «О каком письме идет речь, не установлено»2.
Как оказалось, письмо не дошло до места. Причиной явилась ошибка, допущенная в заграничном адресе. Подтверждением этому служат два документа. Одни из них — письмо А. М. Стопани из Пскова в редакцию «Искры» от 16 декабря 1902 года. В самом начале этого письма сделана пометка: «Неверен адрес „Stutgart"». Другим документом является секретное донесение начальника псковского губернского жандармского управления в департамент полиции от 8 ноября 1902 года. В нем, в частности, говорилось: «Имею честь препроводить добытое мною агентурным путем письмо неизвестного лица, возвращенное в Псков из-за границы за неразысканием адресата в гор. Штутгарте. Письмо это заключает в себе корреспонденцию, предназначавшуюся для русского революционного журнала, вероятно «Искры», издающегося за границей, почерк, коим оно на-писаио, имеет сходство с почерком жены аре-
1 «Переписка В. И. Леиииа и редакции газеты «Искра» с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2, стр. 508.
стОваниого в Пскове 4 сего ноября Лепешии-ского, Ольги Борисовны»’.
Принадлежность письма псковским искровцам не вызывает сомнения, так как в конце его сделана приписка, указывающая на это: «Отвечайте о получении корр[еспоидеиц]ии по адресу 2а Зб».
Просьба сообщить в Псков о получении корреспонденции не могла быть выполнена, так как письмо не дошло до адресата, а сам Лепешинский к этому времени уже находился в заключении в Петропавловской крепости.
Как видно из архивных материалов, псковские искровцы продолжали писать на адрес Цунделя и после ареста Лепешинского. Последние письма датируются мартом 1903 года. Вскоре, по-видимому, и этот адрес был отменен.
По данным петербургской полиции, «для конспиративной переписки с заграничными представителями революционной организации «Искра» в 1902 году П. Н. Лепешинский пользовался еще адресом Антона Эт-линга. Последний проживал в немецком городе Дармштадте, по улице Лиебфрауен-штрассе, 45»2. К сожалению, мы не располагаем материалами, подтверждающими наличие переписки Лепешинского по указанному адресу, хотя она, судя по всему, велась.
Анализируя подпольную деятельность псковской группы содействия «Искре» в те-
1 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, оп. 1902 г., ед. хр. 1655, л. 24.
2 ЦГАОР, ф. ДП-ОО, оп. 1903 г., ед. хр. 586, л. 4.
чение 1900—1903 годов, надо отметить, что псковичи пользовались для конспиративной переписки не только немецкими адресами. Так, в апреле 1902 года редакция «Искры» сообщала в Псков: «Посылаю Вам еще один адрес для корреспонденции: Mr. Alphonse Pire Rue Vivegnis. 351. Liege» ‘. Как видно из письма Н. К. Крупской в Харьков от 7 июня 1902 года, приведенный адрес находился в Бельгии.
Таким образом, в течение 1900—1903 годов из Пскова в редакцию газеты «Искра» шли письма и корреспонденции по многочисленным адресам. Особенно успешно и длительное время функционировали немецкие адреса. И хотя часть писем была перехвачена полицией, большинство из них все же доходило до места. Псковские искровцы поддерживали постоянные связи с редакцией газеты, информировали ее о всех важнейших событиях в России. Так, день за днем, в труднейших условиях подпольной борьбы, псковичи продолжали выполнять данное им поручение.
П. Н. Лепешинский регулярно и систематически посылал в «Искру» всевозможные материалы. Часть из них перехватывалась департаментом полиции и нередко уничтожалась. В связи с этим не представляется возможным сделать хотя бы примерный под-
1 «Переписка В. И. Ленина и редакции газеты „Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 1, стр. 504.
Полицейское донесение об антиправительственной деятельности членов псковской группы содействия
«Искре».
счет посланных им корреспонденции. К настоящему времени известны лишь 20 материалов, 4 из них хранятся в архивах и не были опубликованы в силу разных обстоятельств. Кроме того, некоторые корреспонденции, посланные Лепешинским из Пскова
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41