Ленин в Пскове
В. И. Ленин уделял особенно большое внимание сотрудничеству в «Искре» представителей местных организаций и поддерживал с ними постоянную связь.
Однако в условиях полицейской слежки наладить регулярную переписку из-за границы с Россией было нелегко. В процессе подпольной борьбы естественно стали вырабатываться и определенные конспиративные навыки. В их числе, пожалуй, особое место занимало использование так называемых
передаточных адресов. Революционные социал-демократы подбирали в России наиболее надежных людей, находившихся вне подозрения полиции, а редакция «Искры», в свою очередь, находила подобных за границей. Через них велась вся конспиративная переписка. Подбирать такого рода адресатов начали незадолго перед выходом в свет «Искры», а точнее,
в августе — сентябре 1900 года. В этом деле большую помощь искровцам оказали западноевропейские социал-демократы.
По данным советских исследователей, к концу 1903 года только в Германии и Бельгии редакция «Искры» пользовалась около 30 передаточными адресами’. В таких немецких городах, как Лейпциг, Мюнхен. Нюрнберг, Штутгарт, действовало по нескольку адресов сразу. Объяснялось это тем обстоятельством, что в Германии до весны 1902 года издавалась «Искра», здесь находилась типография и проживало большинство членов ее редакции. Вся корреспонденция, поступавшая к адресатам в каждом городе,
1 См.: В. Н. Степанов. Ленин н русская организация «Искры». 1900—1903. М, 1968, стр. 135.
изымалась доверенными лицами, или так называемыми сборщиками. Последние, соблюдая строжайшую конспирацию, доставляли почту в редакцию газеты.
В числе тех, кто активно переписывался с Лениным, был агент «Искры» П. Н. Лепе-шинский.
Псковская группа содействия «Искре» через него поддерживала с редакцией газеты тесный контакт. Свидетельством этого являются материалы, опубликованные в «Искре» за подписью «2а Зб» ‘, и материалы, перехва-
1 2а Зб — псевдоним П. Н. Лепешннского, которым он подписывал свои корреспонденции, отправленные из Пскова в «Искру».
ченные в то время сотрудниками полиции и хранящиеся сейчас в архивах страны.
Для регулярной посылки корреспонденции, писем и статей П. Н. Лепешинский неоднократно обращался в «Искру» с просьбой прислать в Псков конспиративные адреса.
Редакция газеты, как правило, своевременно и положительно отвечала на подобные просьбы. Так, П. Н. Лепешинский располагал для этой цели многочисленными адресами. Некоторые из них до сих пор еще не расшифрованы. Длительное время из Пскова высылались корреспонденции и письма на имя Регнера. Впервые В. И. Ленин упоминает этот адрес в сокращенном виде в письме от 5 сентября 1900 года к неустановленному адресату. В письме к А. А. Якубовой Ленин приводит его полностью: «Недели через две, — писал он, — у меня будет другой адрес: Herrn Philipp Rogner, Cigarrenhandlung. Neue Gasse, Nurnberg» ‘. Кстати, в 1900 году адрес Регнера для конспиративной переписки В. И. Ленин сообщил только трем лицам — В. П. Ногину, А. А. Якубовой и до сих пор не установленному адресату. На первых порах им пользовались для переписки лишь те, кто проживал за границей.
Такого рода осторожность была вызвана стремлением максимально обезопасить адресата от провала. Почти в течение года он был
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 46, стр. 56. Адрес принадлежал владельцу табачного магазина Ф. Регнеру, Новый переулок, Нюрнберг.
известен лишь узкому кругу революционеров, проживающих за границей. Однако в дальнейшем этот адрес редакция «Искры» направила в Россию для социал-демократов, которые сотрудничали в газете. Так, например, в 1901 году этим адресом располагали П. Н. Ле-пешинский (Псков), А. И. Петренко (Киев), Л. М. Книпович (Астрахань), И. И. Радчен-ко (Петербург) да, возможно, еще 2—3 человека.
Через этот же адрес несколько позже осуществлялась связь и с Г. В. Плехановым. На просьбу члена псковской группы содействия «Искре» В. Л. Горна дать надежный адрес для переписки Н. К. Крупская сообщала П. Н. Лепешинскому в Псков: «Горну дайте адрес Регнера, пусть только письмо начинается словами: «Дорогой Георгий!» — передадим тотчас» ‘.
Пока В. И. Ленин находился в Германии, значительная часть материалов из Пскова
1 «Переписка В. И. Ленина и редакции газеты „Искра" с социал-демократическими организациями в России. 1900—1903 гг.», т. 2. М, 1969, стр. 12.
посылалась по различным немецким адресам. Однако из-за слежки немецкой полиции искровцы вынуждены были перенести свою штаб-квартиру в Лондон, куда 12 апреля 1902 года переехали В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Здесь они поселились под фамилией Рихтер. С целью конспирации было решено сам факт переезда и пребывание в этом городе сохранить в тайне. Так, вскоре по приезде в Лондон В. И. Ленин направил письмо в Цюрих П. Б. Аксельроду — члену редакции газеты «Искра». Он писал: «Вот Вам новый адрес (который просил бы очень не сообщать никому, даже из членов Лиги, кроме самых близких лиц… Если можно,— постарайтесь и в разговорах употреблять систематически Мюнхен вместо Лондона и мюнхенцы вместо лондонцы)»’.
В числе немногих лиц, которым В. И. Ленин сообщил о своем переезде в Лондон, был П. Н. Лепешинский. Такой вывод можно сделать из письма Лепешинского, отправленного им в апреле 1902 года из Пскова в редакцию «Искры». В нем он писал: «Потом получ. Ваше письмо о переселении (подчеркнуто мною. — В. Н.) с сообщением нового адреса для «материалов». Что значит «для материалов?» — для легальных] книг или для писем? Теперь все дело в адресе. Есть масса чего передать, масса «материалов» и того и другого рода. Итак, пишите как мож-
1 В, И, Ленин, Поли. собр. соч., т. 46, стр. 180.
но скорее и давайте новые адреса. …Мне посылайте письма, — продолжал Лепешин-ский, — не по прежнему, а по новому адресу: Псков,,Казанская ул. дом Сутгофа. Аркадию Львовичу Жданко. Так с такими сокращениями и пишите» ‘. Небезынтересно отметить тот факт, что владельцем этого дома был псковский городской голова. Такое «прикрытие» для нелегальной переписки было очень удобным.
С мая 1901 года редакция «Искры» поддерживала связи с псковичами через адрес Жданко. Об этом изменении своевременно, сообщили и некоторым другим агентам «Искры», действовавшим в России. Так, например, в письме В. И. Ленина к Н. Э. Бауману в Москву от 24 мая 1901 года встречается запись, сделанная Н. К. Крупской: «О перемене адреса для писем „2а Зб"».
В одном из писем П. Н. Лепешинский запрашивал редакцию газеты, насколько надежен заграничный адрес Регнера. «Я очень беспокоюсь, хорош ли еще этот адрес, по которому я посылаю вам письма? Пожалуйста, напишите, получ. ли Вы по крайней мере это письмо, а также предыдущее… Я Вам и корреспонденцию не посылаю, потому что усомнился насчет доброкачественности адреса»2, — писал он.
В ответном письме Н. К. Крупская сооб-
1 «В. И. Ленин и псковский край». Лениздат, 1971, стр. 63.
2 Там же, стр. 62.
щала в Псков: «Имеющийся у Вас адрес Rogn’ самый вернъш, функционирует прекрасно. Продолжайте; писать по нему. Данный Вам новый адрес годен и для корреспонденции и для легальных материалов»2. Здесь же Н. К. Крупская запрашивала у Ле-пешинского новый псковский адрес для нелегальной явки.
Начиная с 1902 года объем и размах конспиративной переписки заметно возрос. Поэтому нюрнбергским адресом стали пользоваться широко. Так, в 1902 году только представителями различных социал-демократических организаций Украины было направлено по этому адресу для редакции «Искры» 11 писем3. В большом количестве поступала сюда почта и из других мест России. На это, конечно, не могла не обратить внимания царская полиция. В довершение ко всему в апреле 1902 года полицией совершенно случайно был арестован разъездной агент «Искры» М. А. Сильвин. В ходе расследования было установлено, что Сильвин есть не кто иной, как член «искровской организации», известный в партии под кличкой Бродяга 4.
1 Имеется в виду адрес продавца сигар Филиппа Регнера в Нюрнберге.
2 «В. И. Леиии и псковский край», стр. 173.
3 См.: «Переписка В. И. Ленина и руководимых им заграничных партийных оргаиов с социал-демократическими организациями Украииы (1901— 1905 гг.)». Киев, 1964, стр. 150—268.
4 ЦГАОР, ф. ДП, 7 д-во, оп. 1902 г., ед.хр. 128, т. 1, лл. 334—335.
К этому времени в департаменте полиции о нем имелись обширные сведения. Так, в секретных материалах /отмечалось, что «в одном из писем, направленных в Нюрнберг по известному у «искровцев» адресу Регнера, была вложена рукописная прокламация от Московского Комитета РСДРПартии», помеченная апрелем 1902 года. В конце этой прокламации карандашом, за подписью «Бродяга», сделана такая приписка: «Просили свезти к Акиму (в типографию), но до него я не доехал, посылаю Вам, потому что с собой иметь ие годится, а девать некуда, бросить не вправе. 5/IV 1902»1.
Сличив почерк этой записки с почерком Сильвииа, эксперты пришли к заключению, что они идентичны.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41