Красный Городец
лово-Сафроновская. В этой же губе Меньших Борисов сын Козодавлева владел деревней Язвицы, да 13-ю пустошами (Петровская губа) и деревней Растворово-Осинец Сысоев — 28-ю пустошами в Дрецкой губе.
Известны были владельцы Берлинские. Вдова Берлинского Окулина>Игнатьева имела сельцо Рогаткино, да 18 пустошей в Ключицкой губе. Вторая вдцва Василиса Малюгина имела 33 пустоши Матфеенково-Лах&ова Гора в Ключицкой губе. Дети Бердинского Воронец, да Соловец имели сельцо Бузаново-Обрамова— 29 пустошей в Борисоглебской губе.
Матфей Михайлов сын Нащекина имел сельцо Михале-во-Демидово на реке Синей — 28 пустошей и «сошного письма по-четвертн сохи в пусте и пол-пол-поя-третй сохи и три четверти перелогу», — в Борисоглебской губе.
Петр Иванов сын Огибайло имел деревню Кустово, да еще три деревни (одна пуста), да 14 пустошей. Кроме того «в пусте» сошного письма пол-четверти сохи» в Борисоглебской губе, пустошь Малоусово в Спаской губе.
Семен Федоров сын Ямского имел 16 пустошей на реке Иссе — Рубанково Гладышево — в Петровской губе.
Гаврила Микиткин сын Чиркова имел 12 пустошей Жили-но в Петровской губе, а также пустоши Безгачево Родивонка Левонова — 10 пустошей в Дрецкой губе.
Назарий Воронин имел пустоши Ганеково-Калинина — 9 пустошей — «в пусте» в Спаской губе.
Богдан Угримов сын Аминева владел деревней Лаврово, да еще 4-мя деревнями, да 26-ю пустошами в Дренкой губе.
Офанасий Иванов сын Мотякина владел пустошами Кос-телево (3 п) в Дрецкой губе.
Стрелецкий сотник Василий Иванов сын Обрасцова и осадной голова Андрей Хвостов земли имели не в уезде, а по соседству. В Красном владели лишь клетью двором и огородами.
Таким был Красногородский уезд после Ливонской войны. Образованный с момента присоединения «Псковской Земли» к Москве в 1510 году он просуществовал до 1708 года -198 лет.
После падения правительства Бориса Годунова (1605 г) и захвата престола Лжедмитрием I началось в России так называемое «смутное время» Задело это смутное время и Псковские земли, и Красный Лжедмитрий I выдал грамоту своей жене-авантюристке, дочери польского магната Марине Мнишек, в которой говорилось «Нареченной жене нашей Марине мы дарим два государства — Новгород Великий и Псков со всеми их землями». Это практически значило передачу их Польше В мае 1606 года Лжедмитрий I был свергнут и убит К власти пришел боярский царь Василий Шуйский, однако он был очень непопулярным ни в народе, ни в дворянских кругах
Социальная обстановка была очень сложной «Меньшие» люди выступали против царя Василия Шуйского, знати и вообще против богатых людей, стояли за «царя Дмитрия», то есть Лжедмитрия II. Так проявлялась вера в «хорошего» царя.
В 1607 году в Псков пришел самозванец и бояре склонили перейти на его сторону свои пригороды Привели жителей к
крестному целованию. Восстание охватило Псковские пригороды: Себеж, Опочку, Красный, Изборск, Остров.
В летописи записано: «…об Николин дне вешнем придо-ша из табар пригородские стрельцы со Псковскими, и те пошли на свои пригороды, на Себеж, на Опочку, да на Красный, да на Остров, да на Изборск и дети боярские по поместьям, и пригороды все смутили, и дети боярские и холопи их приведоша пригороды и волости к крестному целованию та-борскому царю Дмитрию».
Лжедмитрий II, опираясь на недовольных казаков и стрельцов, собрал войско и пошел на Москву, расположился лагерем под Москвой в селе Тушине. Отсюда и прозвище «Тушинский вор». Казаки и стрельцы разошлись по городам и призывали присягнуть царю Дмитрию Ивановичу. 1607 г. Красногородцы присягнули «Тушинскому вору» (пл. II, с 269). В декабре 1610 года Лжедмитрий II был убит.
В 1611 году в Ивангороде (Себеже) появился Лжедмитрий III. Многие псковские стрельцы ушли к нему. «Иванго-родский вор» был призван в Псков и стал прозываться «Псков-
ским вором». Но в Пскове он продержался менее полугода. Почувствовав приближение опасности, он бежал, был схвачен и казнен.
В то время шведские феодалы захватили ряд русских городов, среди них был и Новгород. Польско-шведская интервенция закончилась только в 1618 году.
Красный городок за все это время пострадал больше других Псковских пригородов.
В 1611 году литовский пан Лисовский ураганом прошелся по Псковской земле от Ивангорода до Красного городка, все предавая огню и мечу.
Летопись гласит: «Олисовский Красный взял, а казаков побил многих», (пл. 1, с. 138, II — с. 278). Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Дозорные книги пестрят пометками: «двор пуст», «крестьяне збрели без вести», «сошли в мир». И снова война с Цольшей (1632 — 1634 гг.). Псковская летопись’ отмечала, что польские и литовские отряды «выжгли многие волости в Ржеве Пустой».
В 1634 году «государь помирился с Литвою» и отдал ей 16 городов, в том числе Себеж, Невель и Красный. В то время царем был Михаил Федорович — первый царь династии Романовых. Это был вынужденный мир.
1654 год. Началась новая Русско-Польская война (1654 — 1667 гг.). Эта война была изнурительной и опустошительной, особенно пострадали Опочка, Воронич, Вышгородок. Были сожжены посады под Островом и много около Ржевы. Россия не добилась поставленной задачи — полного возвращения отданных городов. Возвращен Красный России в 1667 году по Андрусовскому перемирию. Окончательное закрепление возвращенных городов России было оформлено только в 1686 году Договором о «Вечном мире». Как видим, почти весь 17-й век, с 1607 по 1686 год, для Красного был очень неопределен* ным. Продолжались споры, велись войны за его обладание. Продолжалась постигшая нашу страну в начале века «Великая смута».
Многие Псковские пригороды: Воронич, Врев, Велье, Выбор, Дворцы, Плессы да и Красный никогда уже не смогли оправиться, крепостные стены их были разрушены и приго-
роды превращались в обычные села. И только осевшие земельные насыпи напоминали об их славном прошлом.
В огне многовековой борьбы с врагами, со стихийными бедствиями мужал и закалялся характер наших славных мужественных предков-псковичей. Небезинтересно привести высказывания тех, кто видел русского человека в «деле», о его характере. Магистр Ливонского Ордена Шпангейм (1417 г.) говорил о характере русских: «Что задумал, то никак не отвратишь». Путешественник Кихелъ (1584 г.) отмечал «Ни перед кем не ломают шапок, против неприятеля мужественны». Стефан Баторий указывал: «Псковичи в защите своих городов не думают о жизни, становятся на место убитых и взорванных, …отличаются чудесным терпением. Жены мужествуют с ними, сражаясь вместе».
Город-крепость Красный жил по определенным законам своего времени, как гарнизон» как воинское подразделение. Военные разделялись на статьи, имели звания. Например, известно, что в Красном числилось: Пешего строю поручики — 2; «Шляхта» — 6, приказные избы подьячий — 1, солдатского строя сержанты — 23, коптенармусы — 6, ротные заимщики — 4, подпрапорщики — 5, Капралы — 10, рядовые — 32, иноземцы — 30. Не все были вооружены. Шляхта была вооружена пистолетами и саблями, мещане имели пищали, а другие бердыши. Офицеры получали жалованье и награждались поместьями. Младший командный состав имели огороды и нивы.
С заключением соглашения о «Вечном мире», в основном, и закончилась военная история Красного городка.
При царе Федоре Алексеевиче 1682 году введено подворное обложение. По его указу в 1675 — 1678 гг. проходила перепись всех обитателей. Перепись в Красном проведена по указу царя Ломаковым Василием Ивановичем.
7191/1683 г. сентябрь. Годовая смета:
«Город Красное. Красногородских помещиков — 3 человека, детей их недорослей, в службу не поспели — 4 человека, Приказные избы подъячей 1 человек, площадной подъячей 1 человек, красногородских салдат 85 человек, детей их и племянников 118 человек, мещан 28 человек, детей их и племянников, которые в службу поспели и недорослей, в службу не
поспели — 31 человек, захребетников и их детей, и братьи 13 человек. И всего в Красном и помещиков, и подьячих, и сал-дат, и мещан, и их детей, и братьи, и племянников, и захребетников 284 человека.» (Сб. МАМЮ, СПб., т. 4, с. 424).
Следует иметь в виду, что переписи подлежало только мужское население. Если учесть женщин, то всего населения могло быть до 600 человек. Через 16 лет картина почти не изменилась, и годовая смета выглядела следующим образом:
«Город Красный над (рек.) Синею, пуст, вал земляной мерою 67 сажен, поперек 29 сажен. (Размер при основании был 72×32 сажни — В.К.). Внутри того валу погреб и тайник обру-
шились. На церковном месте Спаса Преображения построена часовня деревянная. На том валу и в городе никакого городового и жилецкого строения нет. По другую сторону того валу речка Маласуек (Смородинка), под валом впала в Синюю. На Синей реке мост на казявках сплошьем пешеходной.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48