Красный Городец
Иван Грозный не мог смириться с воинствующими соседями на западе. Россия постоянно стремилась выйти на побережье Балтийского моря. Началась Ливонская война (1558 — 1583 гг.). Россия сражалась против Ливонского Ордена, Швеции, Польши и Великого Княжества Литовского (с 1569 года Речи Посполитой). Пятидесятитысячное войско Ивана Грозного двинулось по старой Ковенской дороге. По пути в его отряды вливались ратные люди Красного, Опочки, ВышгОродка, Себежа. Первыми пали крепости Люцинь (Лудза), Режица (Ре-зекне), Динабург (Двинск), Мариенгаузен (Вилика). За исключением Рижского округа вся Лифляндия была завоевана.
Митрополит Евгений в своей книге «История княжества Псковского» рассказывает:… «русские войска шли от города Красного. Вступя в Лйфляндию 17 января (1559 г.) прошли оную до Риги. Взяли одиннадцать городков и много пленных, и добычи, пожгли много под Ригой кораблей, опустошили все по обе стороны Двины, разорили семь городов и вышли обратно на Вышгородок 17 февраля». «Города брал, словно птиц на клей садил», — сообщает летописец. v
Были взяты также Нарва и Юрьев (Тарту). Первый этап войны 1557 — 1561 гг. был успешным для России, т. к. она, в основном, воевала против Ливонского Ордена. Русские разгромили Ливонский Орден и он распался (1561 г.).
На втором этапе (1561 -1578 гг.) война шла с переменным успехом. В войну вступили ее сильные соседи, захватившие разные части от распавшегося государства — Литва, Швеция, Речь Посполитая. С первых лет Ливонской войны псковичи принимали в ней самое активное участие. Приходилось отбивать контрудары врага. Ливонские немцы, а позднее литовцы и поляки много раз вторгались в псковские земли, грабили и опустошали их, осаждали Псковские пригороды. Ливонская война оставила глубокий след в истории Красного и его окрестностях.
1559 год. Приходили немцы от Лоужи (Лудзы) и от Рези-цы (Резекне) и от Велеха сожгли посады, но город не взяли, однако «воевали волостей немало» — т. е. разграбили и сожгли, угнали людей в плен, сообщает летопись (пл. III, с. 273).
1562 год. Литовцы подходили к Опочке, Невелю и Себежу, но были отбиты. Осенью того же года литовское войско снова вторглось в Псковскую землю, дошло почти до самого Пскова, разорило и сожгло много сел и деревень, но быстро было отбито. В 1563 году русские взяли Полоцк. Вроде бы опасность отодвинулась, но скоро враг вновь появился на территории: литовские отряды подошли к Опочке, появились они под Красным и Бельем, но в результате организованного отпора вынуждены были отступить.
Литовцы большими силами перешли реку Великую. Как пишет летописец: они «шли наших людей искать и сошлися с нашими под Вельем».
С русской стороны военными действиями руководили воеводы И. Шуйский и И. Шереметьев. Перевес был на стороне литовцев. Бой под Вельем был для русских неудачным, им пришлось отступить к Вороничу. Литовцы преследовали их: «И литовцы за ними ходили, за пять верст не доходили до Воронина; и оттуда воротяся воевали много земли Псковской, Красногородчину и Велейщину по Синей, и Островщину и вышли из земли ко Улеху, а воевали полторы недели, полону много вывели, и помещиковые и крестьянские дворы жгли, церквей не трогали».
В результате организованного отпора литовцы вынуждены были отступить, но урон был нанесен значительный (Васильев М. В., ФилимоновА. В. — Белье).
В марте месяце 1S6S г. вновь пришли литовцы и произвели на Красногородской земле большие опустошения, город был осажден, применялась артиллерия, но не был взят. Крас-ногородский воевода Василий Вишняков храбро защищался, (пл. II, с. 247).
На третьем этапе (1578 —1583 гг.) русские войска, в основном, вели оборонительные бои. России было сложно и потому, что с юга угрожали крымские татары. Они почти каждый год вторгались в русские земли. В 1571 году им даже удалось захватить и сжечь Москву. Поэтому главные силы России были сосредоточены на юге, обороняли южные рубежи и подступы к Москве.
В 1569 году образовалось новое государство — Речь Пос-политая, объединившая Литву и Польшу. Это значительно укрепило противника. Особенно усилилась Речь Посполитая при короле Стефане Батории (1576 — 1588 гг.). Баторий знал о тяжелом положении русских и рассчитывал на легкую победу. Он отправил к царю Ивану Грозному своих послов с требованием отдать Польше Ливонию, а также северо-западные русские земли с городами: Смоленск, Новгород, Псков. Требования эти были отвергнуты и война продолжилась. Летом 1580 года королевские войска двинулись на Московию. Был захвачен Полоцк (август месяц), Великие Луки (сентябрь), Заво-лочье. На следующий год Баторий двинулся на Псков. Пали крепости Иван-Город (Себеж), Опочка, Пустая Ржева, Дворцы, Плессы, Выбор. Зная, что сопротивление бесполезно, красногородцы оставили город и все ушли в Псков. Там они сражались на крепостных стенах и, таким образом, внесли свой вклад в героическую оборону и очень важную победу для России.
В летописи по этому поводу записано: «Московский царь сам, увезя сперва пушки и все снаряды, около того же времени разрушил Красный город, овладеть которым пыталось войско Зигмунда Августа, а потом Велию, так как не рассчитывал на возможность удержать ее». Об этом же пишет сам Стефан Баторий в своих воспоминаниях от 9-го августа 1581 года: «Недавно русские сожгли пригород Красный, недалеко от Пскова, а сами с имуществом перебрались в Псков». (Из
дневника Стефана Батория, стр. 66). Литовцы устроили на Красном склад добычи, был оставлен гарнизон с легкими пушками, построены укрепления. Однако эти укрепления были построены не на валу, а на холме в 0,2 км юго-западнее его. Это место в народе называлось: «Баториевы шанцы» (Годовиков И. Д., 1880 г., с. 42, 43). Об этом укреплении писал секретарь С. Батория Рейнгольд Генденштейн.
В середине августа войска Батория подошли к Острову и 21 августа город был взят. 26 августа передовые отряды поляков появились под Псковом. Героическая оборона Пскова, завершившаяся поражением Батория, имела исключительное значение для всей русской земли. Но Ливонская война принесла бедствия русскому государству, особенно западным ее областям.
С 1581 по 1582 годы Красный находился под Польшей, но по Запольскому миру 1582 года вновь был возвращен России. Были опустошены и город, и уезд.
Во время Ливонской войны обстановка в Красном, была очень сложной и неустойчивой. Были постоянные схватки с врагом, приходилось действовать вне города, вплоть до того, что вообще оставлять город, как это было, когда наступал Ба-торий. Не этим ли объясняются частные смены руководителей города. В «Разрядной книге» 1475 — 1598 гг., воеводами и правителями города значатся:
1560 г. — воевода князь Федоров, сын Мещерский Иван Челноков.
1564 п т князь Никита Кропоткин.
1565 г. — Василий Яковлевич сын Пыжов.
1566 г. — наместник Зубатой Отеев, да Иван Ширяев.
1571 г. — Федор Дмитриев сын Аксаков.
1572 г. — Гаврила Колычев и Александр Челноков. 1574 е — Александр Борисов сын Челноков.
1576 г. — князь Григорий Звенигородский, да голова стрелецкой Григорий Вельяминов.
1579 п — Василий Андреев сын меньшой Вельяминов, а с ним глава стрелецкрй Григорий Вельяминов,
1580 г. — воевода Никита Нащекин. 1582 с — Гур Немиров сын Воронцов.
1590 г. — Осодной 1Ълова Левонтий Бедринский.
1591 г. — Осодной Голова Андрей Ордын-Нащекин.
1594 г. — Осодной Голова Иван Рокотов.
1595 г. — Осодной Голова Иван Неклюдов. 1597 г. — Осодной Голова Глеб Скобельцын.
(Носов Н. Е. «Очерки по истории местного управления русского государства первой половины 16-го века» М-Л, АН. 1957 г.)
В середине 16-го века, накануне Ливонской войны, была введена новая система местного (земского) управления. «Губная реформа» — 30 — 50-е годы. Состав управления: Губные старосты, целовальники и дьячки. Судебные дела стали осуществляться без наместника — губными учреждениями под юрисдикцией губного старосты. Эта система просуществовала до 1708 года.
Первое упоминание с губах относится к 1373 году в Тверской летописи. Это территориальные единицы, относящиеся к городу, уезду.
Псков (Псковская Земля) как государство делился на более мелкие административные единицы. Это были: уезды, засады, губы, четверти, утретки, волостки. Губа и волость часто трактовались как одно и то же. Например, встречается такая запись: «Тайловской губы волостной староста». (Изборский уезд в период присоединения Пскова к Москве). В более ранний период волость трактовалась как более обширная территория.
Губской и церковный староста (староста погоста) было одно и то же. Губы назывались по названию погостов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48