Красный Городец
тематикам и Левшину — учителю географии и рисования. Эти молодые люди приехали в Красное одновременно со мною из Калинина после окончания пединститута, жили они в двухэтажном доме у крепкого старика-кузнеца в большой комнате на втором этаже. Я поселился в просторной прихожей за досчатой перегородкой. На первом этаже — хозяева, у них мы все и столуемся. Пожилая, но еще крепкая хозяйка, отлично готовит и кормит нас как на убой за 90 руб. в месяц с каждого. Никогда до этого я не ел так вкусно и так много. По воскресеньям хозяин на рынке покупает на неделю целого барана по 3 рубля за килограмм и другие продукты, которых нет в хозяйстве. Живем дружно. Сергей на пять лет старше меня. Ребята музыкальные. Васильев хорошо играет на мандалине, а Платонов и Левшин на гитарах. По вечерам иногда закатываем концерты.
Дружу с Сергеем Ивановичем Платоновым. Он из Калинина. Среднего роста, несколько тучноват и сутул, но отличный парень. Мы с ним работаем в одних классах. В 8 «а» и 9 «а» учатся два брата — дети главного врача районной больницы Буримского. У старшего трудности с математикой. Сергей много с ним занимается дополнительно. В благодарность за это, а может ради общения с молодыми людьми отец приглашает нас под выходные к себе на чай в больницу, при которой живет. За ужином щедро угощает спиртом. Не имея опыта обращения с таким серьезным «напитком», я жестоко страдаю каждый раз после посещения этого доктора. Кстати, он нам давал некоторые полезные медицинские рекомендации типа: лучше один раз в месяц хорошо захмелиться ради встряски и очищения организма, нежели регулярно принимать по малой дозе спиртного, что ведет к алкоголизму. По установленному еще Данатом порядку каждый учитель в качестве внеклассной работы с учащимися должен вести соответствующий своему профилю кружок.
«Без вины виноватые»
Я объявил о записи в литературный кружок. Около десятка старшеклассников пожелали попробовать силы в изящной словесности. Вскоре выяснилось, что кружковцы в сочини-
тельстве опыта не имеют, а записались в кружок, полагая, что я буду их учить писать стихи и прозу. Но поскольку я тоже не имел практики в этой области, а мои выкладки из теории литературы о жанрах и стихотворных размерах не увлекли ребят, я решил несколько изменить направление занятий и стал учить их художественному слову, т. е. декламации стихов. Это привлекло новых любителей. И мы успешно готовили к школьным вечерам различные литературные монтажи.
Вскоре возникла идея: а не поставить ли нам спектакль? Эта идея захватила меня и ребят. Я предложил «Без вины виноватые» Островского, постановку, которую видел в Калининском драмтеатре и хорошо помнил. На очередном занятии кружка прочитал пьесу. Ребятам она понравилась. Тут же распределили роли. Я на правах режиссера сказал, что буду играть Незнамова. Роль Кручининой поручили Нине Цветковой, Коринкиной — Тоне Быдиловой. В других ролях были заняты Вера Вишнякова, Кира Гончарова, Алексей Иванов и другие ребята. Начались пробы — чтение по ролям, а затем пошли репетиции. Одновременно продумывали костюмы, грим, декорации. С директором районного Дома культуры договорились, что поставим спектакль на сцене ДК. Ранней весной, когда распустились почки на березках и березки можно было использовать в декорациях, поставили спектакль. На премьеру пришли учителя и старшеклассники, молодежь поселка. Зрительный зал переполнен. Играем при лампах. Электричества тогда еще не было. Приняли нас хорошо, тем более что на сцене нашего ДК такого самодеятельного спектакля не было. Постановку, уже за плату, повторили, а потом, окрыленные успехом, выехали в Опочку. Но там наша игра большого интереса не вызвала. При Опочецком Доме культуры был довольно сильный драматический коллектив, ставивший серьезные вещи. К тому же часто окружной центр навещали артисты Ленинграда, Калинина, Пскова. И зритель был более искушенный. Однако всем участникам спектакля его постановка принесла большую радость и запомнилась как одна из светлых страниц жизни той поры. В роль Незнамова я вошел совершенно и играл с большим чувством. Это добавило мне популярности среди ребят и по доброму сдружило с кружковцами, почти моими ровесниками.
Заканчивался второй год моей работы в Красном. Мой десятый выпускной, предстоят экзамены, волнуются ученики. Не менее переживаю и я: это первый выпуск десятиклассников в моей жизни…
Ко мне проявляют интерес: почему не вступил в комсомол, да где родители? Я решаю уехать из Красного. Давно задумал всерьез заняться образованием. Закончены два курса учительского института. Для работы в старших классах требуется высшее образование. После летней сессии оформляю перевод на 3-й курс очного отделения Калининского пединститута.
Прощай, Красный. Два года, проведенные здесь, навсегда остались в памяти, как лучшие в моей жизни.
* * *
М. Ф. Антоненко
…Муссоров Степан Павлович был отличным биологом. При нем в школе были опытные участки, выращивались овощи, был мичуринский уголок. Он всем школьникам и жителям поселка раздавал чудесные саженцы плодовых и ягодных культур. Были и с/х машины. Ученики любили Степана Павловича, как отца, как друга. Такие люди в моей жизни редко встречались. Д. В. Самуилов был строгий, но как он преподавал историю. Сухой, кажется^ предмет, но у него все было в картинках. Я до сих пор помню его рассказы из истории…
* * *
А. Н. Сергеев
…Для меня и моих одноклассников особенно запомнился выпуск 1941 года. В этот год экзамены на аттестат зрелости держали 50 учащихся 2-х десятых классов. 17 июня состоялся выпускной вечер. Ребята уходили из школы с благородными намерениями, каждый намечал определенный маршрут в самостоятельную жизнь. Однако, не удалось свершиться желаниям. Жизнь была омрачена нападением фашистской Германии. Школа воспитала нас в духе высокого патриотизма и преданности Родине, поэтому каждый нашел себе достойное место в тяжелейшей борьбе…
Ускоренными темпами начало развиваться здравоохранение района. История его началась с 1903 года, когда была построена и открыта земская больница. Известно имя врача Красногородской земской больницы. Это был Уразов Дмитрий Михайлович. Точно неизвестно, был ли Уразов первым главврачом, но учитывая то, что семья была в дружеских отношениях с учительницей М. В. Ваталевой, постоянно проживающей в Красном и то, что она была крестной матерью их 2-х дочерей, можно со всей определенностью сказать, что они долго жили в Красном и именно в те годы, когда была открыта больница. Такое же положение оставалось и в 1913 г., в годы первой мировой войны.
После революции здравоохранение в районе получило более быстрое развитие. В 30-х годах при той же небольшой больнице появились отделения: инфекционное, терапевтическое, родильное, появилась поликлиника. Были построены соответствующие здания в 1934 — 1935 гг.
В бывшем барском доме, в живописном местечке Гримово Партизанского сельского Совета открылась участковая больница. В послевоенные годы она была вновь восстановлена. Первым заведующим этой больницы был опытный фельдшер В. И. Иванов, затем его сменила фельдшер Екатерина Тимофеевна Васильева. Далее, с 1961 года, но уже как Блясинскую участковую больницу, долгие годы до ликвидации (1976 г.) возглавляла опытный врач-невропатолог Э. Д. Николаева.
До войны работала также больница в д. Покровское. Во время оккупации немцы ее разграбили. После войны (1949 г.) она вновь была восстановлена.
Во всех сельских Советах, в крупных населенных пунктах действовали фельдшерско-акушерские пункты. Медицинское обслуживание было бесплатным. Красногородскую районную больницу возглавляли главврачи, они же были и заведующими райздравотделами; т. е. отвечали за состояние здравоохранения во всем районе.
Мало сведений о главных врачах в довоенный период. Известны некоторые: Н. Ф. Буримский, А. А. Иванова, Радости-на. В1937 г. заведующий райздравотделом был репрессирован.
Интересный эпизод, достойный уважения, рассказала в своих воспоминаниях бывшая сандружинница больницы Александрова Любовь Ивановна.
…Многие девушки Красногородска еще в мирное время были подготовлены, при пограничной части, на сандружин-ниц. Как только началась война в Красногородской больнице был организован госпиталь, было очень много раненых. Девушек призвали для их лечения. Когда немцы были уже на подходе к Красному, пришлось отступать. Но многих раненых не смогли вывезти. Сандружинницы, в том числе Аня Никан-дрова, Люба Александрова отступили с отходящими пограничниками и истребительным отрядом. Главврачу больницы, скорее всего это была Радостина, также следовало уходить. Она этого не сделала. Сказала: «Раненых я не оставлю» и осталась… Какова ее судьба и судьба раненых?..
Началась советско-финляндская война (30.11.1939 г. — 12.03.1940 г.). Многие красногородцы были взяты в армию и попали на фронт. По неполным данным в той войне погибло более 56-ти человек наших земляков. Их списки помещены в «Книге Памяти» том 19.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48