Красный Городец
Конец 20-х и начало 30-х годов совпали с коллективизацией. Земли наших хуторян, в большей части, отошли под колхозы. Не вступившие в колхоз крестьяне объединялись в ТОЗы (товарищества по обработке земли). Но вскоре (в том
числе и наша семья) большинство «тозевцев» вступило в колхозы. В деревне Котировка был организован колхоз «Красный пахарь», в деревне Ионики — «Красный Остров». Затем мелкие колхозы из наших мест слились в один более солидный колхоз имени Ф. Э. Дзержинского с административно-хозяйственным центром в деревне Лямоново.
С первых дней на центральной усадьбе колхоза началось интенсивное строительство животноводческих ферм, силосных башен. Была построена и колхозная столовая, где по специальным талонам выдавались обеды колхозникам и членам их семей. Обеды по желанию можно было в своей посуде брать на дом.
В колхозной конторе появился ламповый радиоприемник, а затем и телефон. Кстати, по приемнику наши колхозники, одними из первых в районе, узнали о злодейском убийстве С. М. Кирова 1 декабря 1934 года.
В начале 30-х в Лямонове был построен сложный по тому времени, полностью механизированный зерноток. Все механизмы приводились в действие от специального локомобиля через трансмиссию. Руководил всеми работами на току опытный механик-самоучка Григорий Дмитриевич Соловьев. Его брат А. Д. Соловьев был единственным в округе кавалером ордена «Боевого Красного Знамени» за гражданскую войну. В это же время в колхозе была построена новая кузница. А кузнецом в ней долгие годы трудился П. Д. Васильев.
С первых лет советской власти в Лямонове работала начальная школа, в которой я и учился. В середине 30-х в Лямонове был построен колхозный клуб, где регулярно демонстрировались кинофильмы, проводились танцы, концерты, колхозные собрания, работали детские ясли.
Первоначально основной тягловой силой в колхозе была лошадь, но затем из Красногородской МТС на период посевной был прислан трактор фирмы «Фордзон — Красный пути-ловец». По тому времени это было чудо техники. Но вскоре и к этому чуду колхозники привыкли, а мы, мальчишки, уже не бегали за ним следом. Вскоре появились и первые трактористы из местных жителей. Одним из первых колхозных механизаторов был мой дядя И. Ф. Федоров. Иногда дядя катал меня
на «стальном коне». Это были радостные мгновения босоногого детства.
Особую гордость наши «дзержинцы» испытали по случаю приобретения колхозом грузовой автомашины «IA3-AA» (полуторка). Выделение райисполкомом подобной машины было свидетельством достойной оценки успехов колхоза. В нашем хозяйстве тогда еще не было своего шофера, поэтому вместе с машиной из района пришел работать в колхоз из Красногородска шофер по фамилии Васильев. Вспоминая жизнь в колхозе имени Ф. Э. Дзержинского, хочется отметить тот оптимизм и подъем, с которым трудились в предвоенные годы колхозники.
До глубокой ночи, при свете луны или искусственном освещении молотили хлеб, мяли лен, перебирали картофель. Заработки были небольшими, но вполне достаточными для нормальной жизни крестьянина. Оплата за трудодень, в основном, производилась натурой: зерном, сеном, картошкой. Кроме продуктов получали члены колхоза и деньги. В Лямо-нове был открыт хороший райповский магазин. Имелась своя небольшая электростанция.
В деревне размещалась пограничная застава, которая была не только бдительным стражем границы, но являлась и культурно-организационным звеном в жизни колхоза.
Пограничные власти, от начальника заставы до начальника отряда, располагавшего в Красногородске, следили и за хозяйственными делами колхоза, помогали…
С 1933 года вступил в действие 2-й Пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1933 — 1937 гг.), который, в основном, был направлен на дальнейшее развитие промышленности и сельского хозяйства, совершенствование технологии производства и повышение производительности труда. Ставилась задача создания новой топливно-энергетической базы. Особое внимание уделялось строительству второй угольно-металлургической базы страны — Урало-Кузнецкому комплексу. Планировалось повысить заработную плату в два раза, более чем в два раза — государственные расходы на куль-
турно-бытовое обслуживание. Много уделялось внимания подготовке кадров. Именно в эти годы стал актуальным лозунг: «Кадры решают все».
В первой половине 30-х годов исчезла безработица. Зародилась такая форма трудовой активности рабочих, как ударничество, а позднее — движение новаторов производства — «Стахановское движение».
Развивалась и промышленность района, были построены и приступили к работе:
Райпромкомбинат, взявший на себя обязанности по изготовлению с/х инвентаря: телеги, сани, колеса, дуги и все то, что необходимо сельскому жителю. В составе комбината действовали кирпичный и черепичный заводы. Лесхоз производил щепу и древесину для строительства. Был создан ремстройучасток (ремконтора), взявший на себя функции строительства и ремонта жилья, производственных зданий и сооружений.
«Дортранс» — организовал грузовые перевозки. С начала он располагал только лошадьми, потом стали появляться грузовики и автобусы.
30 сентября 1931 года было закончено мощение дороги булыжником Красный — Опочка. Заасфальтирована эта дорога была только в конце 60-х годов.
В середине 30-х годов начал действовать хлебозавод. Первоначально это была маломеханизированная хлебопекарня. В послевоенные годы завод был реконструирован, почти заново отстроен и стал называться Пищекомбинатом.
Почти одновременно был запущен маслосырзавод. Вначале это был маломеханизированный пункт приемки молока, сепарирования его и производства масла. Затем (1939 г.) были построены сырподвалы и он начал производить сыр. Во время оккупации завод был почти разрушен, оборудование увезено.
В райцентре действовала общественная баня, располагавшаяся на берегу р. Синей, у моста, напротив вала, детский сад-ясли, был построен Народный дом.
Решением 16-го партийного съезда (1930 г.), названного съездом наступления Социалистических элементов по всему
фронту, было введено всеобщее начальное обучение. Все дети школьного возраста сели за парты. Детям малообеспеченных семей предоставлялось бесплатное питание, оказывалась помощь в приобретении одежды, обуви. В Красном были открыты краткосрочные курсы подготовки учителей начальных классов. Из-за недостатка учителей и помещений занятия проводились в две, три смены. Третья смена — занятия со взрослыми. Уже действовали Горбуновская (Покровский сельский Совет), Гавровская, Анкудиновская, Якушовская, Знаменская (д. Мамоны), Ильинская, Красногородская, Пес-ковская (Покровский сельский Совет), Крестовская, Блясин-ская, Граинская семилетние школы, крестьянской молодежи (ШКМ).
С1937 г. начала работать новая Красногородская семилетняя школа во вновь построенном 2-этажном здании по ул. Школьной (на горке). Там разместилось 10 классов. В 1940 г. открыта Покровская семилетняя школа.
В поселке также работала начальная школа (с 1 по 4 кл.). Размещалась она в деревянном здании, расположенном на ул. Советская. Руководила ею старейшая учительница младших классов Мария Васильевна Ваталева. Работал в ней также старейший и талантливый педагог района Орлов Илья Александрович. Таким образом, в Красном было три школы: средняя, семилетняя, начальная.
Действовала большая сеть начальных школ на селе. Они размещались, как правило, в бывших помещичьих домах и раскулаченных крестьян. Это школы: Зеркулевская, Агафо-новская, Березинская, Бахиревская, Александровская, Треньковская, Барановская, Поддубновская, Собольцовская, Чакшевская, Яшковская, Цыбинская, Блясинская, Посин-ская, Смикловская, Бабинкинская, Астахновская, Сауровс-кая, Муталевская, Руденовская, Лямоновская.
Важным событием явилась реорганизация Красногород-ской неполно-средней (старой) школы крестьянской молодежи в среднюю (1935 к). Появилась возможность получать среднее образование в районе.
Первым директором Красногородской средней школы был талантливый педагог Данат Владимирович Самуилов
(1935 — 1937 гг.), однако ему не пришлось дождаться первого выпуска десятиклассников. После него директорами были: Т. А. Гаврилов (непродолжительное время), С. П. Муссоров с 1938 г. и до оккупации. Сразу же после освобождения района директором стал И. Ф. Мацкеев.
Первый выпуск средней школы состоялся в 1938 году. Номер газеты «Большевистская крепость» посвящен этому событию. В н,ем говорится:
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48