Поиск по сайту

Красный Городец

Из культурных учреждений действовали: библиотеки — 2, избочитальни — 6, красные уголки — 42. В поселке работала почта, телеграф, действовала одна радиоустановка (громкого­воритель), существовал Народный дом, работал народный суд в составе судьи, следователя и судоисполнителя. В больнице работало 2 врача и 11 человек обслуживающего персонала. Действовала общественная столовая. С 30-го года начала из­даваться газета «Большевистская крепость».
Население увеличивалось. По данным Великолукского архива в 1928 году насчитывалось уже 8619 хозяйств, из них 124 не крестьянского типа. В поселке было 172 двора, из них 120 крестьянских. Население по району составило 43454 че­ловека, в Красном — 796 человек.
Серьезных подвижек в области развития промышленнос­ти и строительства в 20-е годы еще не было. Шло восстанов­ление хозяйства от последствий 1-й мировой и Гражданской войн, становление органов управления, самого района. Однако было положено начало развитию промышленности и строи­тельству. Действовали промартели, кожевенные заводы в Красном и в Гнилищах, кирпичный завод в Дорохах, извест­ковый в деревне Пуданы, работали мельницы на реке Синей: в Блясине, Кажурах, в Поповке, в Рушкове. Работало хлебо­булочное производство.
Состоялся 14-й съезд ВКП(б), который взял курс на инду­стриализацию страны. 17 апреля 1926 г. в Псков приезжал секретарь Северо-западного бюро ЦК и Ленинградского губ-кома ВКП(б) С. М. Киров, который выступил на собрании
городского актива. Речь шла о провозглашении в качестве первоочередной задачи — индустриализацию. В 1928 году был принят первый план развития народного хозяйства СССР — первая пятилетка.
Весной 1929 года Псковский и Великолукский окружные Советы утвердили пятилетние планы развития народного хо­зяйства своих округов. Оба плана предусматривали развитие промышленности, перерабатывающей местное сырье. Основ­ным направлением было взято льнопереработка. За годы пяти­летки на Псковщине’ вступили в строй 25 предприятий, глав­ным образом льнозаводы, в том числе и в Красногородске.
Красногородский льнозавод вступил в строй в 1932 году. Он был важным объектом для района того времени, имел большой объем переработки льна. Находился завод за рекой Синей, сразу за валом, на пригорке, на перекрестке совре­менных улиц Кирова и Пролетарской. В то время за Синей практически не было поселений, не было улиц. Территория так и называлась — Льнозавод. И те, кто жил там, имели этот адрес. Льнозавод работал даже в период оккупации. В 1944 го­ду немцы при отступлении сожгли его и больше он не восста­навливался.
Псковщина была объявлена республиканским льнорас-
садником.
* * *
Кпдлек-гини^ция сельского хозяйства
Быстрое развитие промышленности, рост числа рабочих и городского населения требовали все большего количества сырья и продуктов с/х производства. Возможности же мелко­го крестьянского хозяйства были ограничены. Решения 15-го съезда ВКП(б) в декабре 1927 года предусматривали всемер­ное развитие кооперации в различных ее формах — от прос­тейшей до высшей. Задачи немедленной коллективизации еще не ставились.
Потребность в укрупнении хозяйств с целью увеличения производства, внедрения механизации, более передовой тех­нологии производства, для государства встала во весь рост. В качестве центральной фигуры в деревне утвердился середняк.
Но эти хозяйства имели ограниченные возможности для про­изводства товарной продукции. Они, в значительной степе­ни, сохраняли полунатуральный характер, шел процесс их дробления. Это особенно проявилось в период хлебозагото­вительного «кризиса» 1928 г. Многие привлекались к ответ­ственности за хлебный саботаж. Ситуация в целом была край­не удручающая. В результате спонтанно возникшего свобод­ного рынка 27 миллионов крестьян вновь оказались без зем­ли, 27 миллионов были безлошадными. В целом 35% относи­лись к категории наиболее бедных. Большая часть — средние, крестьяне (около 51 — 53%) — имела примитивные орудия труда. Количество богатых-кулаков составляло от 5 до 7 про­центов. Они контролировали около 20% рынка зерна. По дру­гим данным на кулаков и верхний слой середняков (около 10 — 11% крестьянского населения) приходилось 56% продажи с.х. продукции. В результате в 1928 и 1929 годах вновь приш­лось нормировать хлеб, сахар, мясо. За два года, 1927 — 1929, цены на с/х продукты выросли на 26%, цены на зерно на сво­бодном рынке возросли почти в четыре раза. Экономическую жизнь страны начал определять и диктовать условия, зажи­точный земледелец (кулак).
Малоземельное, беднейшее крестьянство относилось к кулакам весьма отрицательно, называя их «мироедами». Очень было развито ростовщичество: бедняки из нужды бра­ли от кулаков деньги, хлеб, семена, с/х инвентарь, пользова­лись выгоном, а потом за очень высокие проценты отрабаты­вали долг и таким образом были зависимы от кулака, работа­ли на него.
Надо сказать, что не было и политической стабильности. То тут, то там возникали группы сопротивления проводимым властью преобразованиям, терроризировались руководители местного управления. Мелкокрестьянское натуральное хо­зяйство не могло быть опорой государства, развитие же круп­ных или средних частных землевладений противоречило принципам революции и конституции.
Для выхода из возникших трудностей требовалась гибкая экономическая политика, лучшее использование товаро-де­нежных отношений, материальная заинтересованность това-
ропроизводителей, требовался определенный компромисс в поддержке крупных землевладельцев. Но в условиях станов­ления административно-командной системы такие меры бы­ли преданы забвению и, чисто из политических соображений, не могли быть приняты.
Руководство страны во главе с И. В. Сталиным избрало другой путь: объединение мелких крестьянских хозяйств в колхозы и получение продукции посредством обязательных поставок.
Какое из направлений в той ситуации было более пра­вильным, однозначно ответить невозможно.
И. В. Сталин, которого сложно обвинить в стратегических просчетах (тактических ошибок у него было предостаточно), делая выбор курса на коллективизацию, имел достаточно ос­нований. С чего бы Сталину «взбрело в голову» начать кол­лективизацию? Необходимость ее диктовалась как внешни­ми, так и внутренними причинами. Среди последних громад­ную роль играла не только социальная сторона (обострение классовой борьбы в деревне), но и чисто экономическая.
Ленинский план кооперации сельского хозяйства осно­вывался, прежде всего, на идеологических соображениях. Об­щеизвестно, что стабильного, безконфликтного государ­ственного устройства при сохранении частной собственности на землю, тем более в стране с преобладающим сельским на­селением, невозможно, т. к. частная собственность неизбеж­но порождает политическое, экономическое, и правовое не­равенство людей, и как следствие — присвоение результатов труда одних другими. Частная собственность была отменена первыми же декретами советской власти. И, следовательно, была изъята база, порождающая это неравенство. Исчез один из факторов, стимулирующих саморазвитие. Нужна была дру­гая форма. Форма, построенная на кооперации, на принци­пах общинного труда, исторически сложившегося и близкого по духу русскому крестьянину.
Действительно, общинная форма сыграла огромную роль в формировании характера русского человека. Такие черты, как терпение и выносливость, милосердие и бескорыстие, со­вестливость и уважение к ближнему, коллективизм, могли
сформироваться лишь в условиях тесного общения в труде. Для индивидуалиста-собственника такие черты характера чужды. Отсюда и такая стойкость и героизм русского челове­ка. Всеобъемлющее выражение: «За землю русскую» (За об­щую, а не за свою личную). Единоличник будет драться на меже, а крестьянин-общинник на рубеже. Этим объясняется и столь трудное продвижение Столыпинской реформы, и столь жестокие формы борьбы с кулачеством.
И. Сталин был хорошим прагматиком. Он видел в коллек­тивизации сельского хозяйства и большую экономическую выгоду для государства для ускоренного преобразования страны.
Крестьянство надо было реформировать таким образом, чтобы оно становилось мобилизационным ресурсом нации. И оно стало им. Крестьяне пополняли трудовые ресурсы, кормили страну, себя, да еще давали продукцию, за которую покупались станки, оборудование.
История с 1930 по 1945 гг. убедительно доказала, что кол­лективизация с/х была надежным фундаментом индустриа­лизации страны и победы в Великой Отечественной войне.
Теоретическим обоснованием и началом практических дел по коллективизации сельского хозяйства было выступле­ние И. Сталина во время беседы со студентами института «Красной профессуры» комакадемии и Свердловского уни­верситета 28 мая 1928 года. Тема выступления: «На хлебном фронте».
В этом выступлении Сталин подвел базу под необходи­мость коллективизации сельского хозяйства. Основные его тезисы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В 2018 году в Псковской области будет реализована программ санавиации
  • В Псковской области будут благоустроены 129 дворов в текущем году
  • Сахаровские слушания в Риме
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • Интересное