Поиск по сайту

Красный Городец

Представляет интерес схема выступлений контрреволю­ционных сил, которые в разное время, в разных местах и раз­ными способами при активной поддержке империалистичес­ких государств «Антанты», пытались свергнуть революцион­ную власть.
Цели войны бывают разные: завоевание территории, свержение политической власти, экономические выгоды и т.д., вплоть до защиты собственных амбиций. Цель граждан­ской войны в России для тех, кто ее развязал, было свержение политического строя (власти), поэтому она была особо жесто­кой и шла до уничтожения. Революционная власть (народ) вынуждены были защищаться и поэтому применялись чрез­вычайные, особые меры и борьбы, и управления. Страна бы­ла объявлена единым военным лагерем, введен военный все­обуч, проведена мобилизация в Красную Армию, учреждены Реввоенсовет и Совет рабоче-крестьянской обороны, введе­ны всеобщая трудовая повинность, созданы продотряды, ко­митеты бедноты (комбеды),чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с преступностью и контрреволюцией.
Движимые той же целью — удерживать власть меньшин­ства, заинтересованные силы пытаются свалить трагедию на­рода на чрезмерную жестокость или неразумность действий власти большевиков в период Гражданской войны. Это не так. Все должно рассматриваться с позиции того времени, кон­кретных условий. Искусственный отрыв, односторонность, умалчивание обстоятельств есть фальсификация, в лучшем случае.
Сегодня многое прояснилось, но во многом проясняется и будущее. Люди никогда не перестанут бороться против на­силия, обмана, унижения, неравенства, как политического,
так и экономического, бороться за социальную справедли­вость, гарантию социальных прав. Люди не перестанут искать модели организации общества, где пороки несправедливости будут низвергнуты.
Процесс поиска уходит в глубокую древность. Принципы справедливости, доброжелательства, взаимоучастия, взаимо­уважения, нестяжательства, умеренности, сдержанности и кол­лективизма очень ясно прописаны в Библии. Особо это выра­жено в православии. Например, «Нагорная проповедь» Иисуса Христа содержит более 2-х десятков основополагающих мо­ральных и этических принципов, которые вошли в человече­скую жизнь и правят ею. Очень ясно выражено отношение к обогащению и богатству вообще. «Не собирайте сокровищ на земле… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». «Не можете служить Богу и мамоне /богатству». Этого не приемлют «имущие» и в корыстных целях грубо попирают эти заповеди.
Индивидуальный, групповой эгоизм, жажда наживы, коммерциализация общественных отношений входят в про­тиворечие с этими нормами и вызывают протест в обществе (у большинства), создают нестабильность.
Чтобы владеть большим, надо приобрести право на спо­соб получения этого большого (не говоря о криминале). Час­то это достигается путем прямого обладания властью. Но не всегда возможно «продавливание» таких законов через зако­нодательный орган власти. Тогда идет в ход экономическое давление, подкуп и обман — т.е. власть капитала.
И второе: — (это особенно характерно для постиндустри­ального общества) — использование средств массовой инфор­мации, и особенно электронных, для манипуляции сознани­ем людей путем направленной информации или прямой лжи. СМИ выступают, как инструмент, как оружие в борьбе за власть «имущих» или их доверенных лиц (меньшинства).
Все это порождает несправедливость и дестабилизирует общество. Процесс поиска приемлемых справедливых отно­шений совершенно естественный и неизбежный. Считать со­ветский период «зигзагом истории» или тупиковым совер­шенно не объективно. Это, скорее всего, исторический ниги­лизм или целенаправленное искажение истины.
* * *
Шла Гражданская война и в Псковской области, и в Опо-чецком уезде, и на территории Красногородского района.
Строгий учет, жесткий контроль за реализацией произве­денной с. х. продукцией, ее изъятие (продразверстка) вызыва­ли недовольство у зажиточных крестьян. Возникали органи­зованные и неорганизованные группы сопротивления.
Продработник Синеникольской волости В. Шарыпов с четырьмя красноармейцами выехали для изъятия излишков хлеба в д. Смиклы. В лесу на них напала банда, разоружила и всех расстреляла. По счастливой случайности Шарыпов ос­тался жив, только лишился руки. Раненный в плечо, он упал на землю, а на него упал красноармеец, сраженный насмерть. Его посчитали за убитого, сняли с него одежду и обувь. Кое-как он дополз до ближайшей деревни. Жители одели его, ока­зали первую помощь и отправили в д. Олисово в фельдшер­ский пункт. Аналогичные факты имели место в других волос­тях уезда.
В Синеникольской волости была предотвращена попытка организовать мятеж — подготавливавшийся бывшим офице­ром царской армии, сыном Синеникольского купца, Балико-вым.
Во многих волостях были организованы диверсии в день празднования первой годовщины Октябрьской революции. Были сорваны торжественные заседания в Покровской, Пе-чано-Горайской и Велейской, в Сине-Никольской волостях.
Сильно обострилась криминальная (Обстановка, контра­банда. Появились бандиты, бежавшие, из Москвы* Петрогра­да и других городов. Совершались убийства в отместку и по идейным соображениям. Были убиты С. Кузьмин — член Си­неникольского волисполкома, Смирнов — служащий Крас­ногородского военкомата, посланец путиловского завода, во­енный комиссар Егоров Ф. Е. (о нем уже было сказано).
Коммунистов и комсомольцев было мало. Например, в Синеникольской волости членов партии было 18 человек и 8 комсомольцев. В Красном партячейка появилась только в де­кабре 1918 года. Жизнь этих людей была очень сложной. Сос­тав руководящих работников партии менялся. Одни шли на
фронт, другие занимали их места, выйдя из госпиталя. Жили они как на войне: днем — прием посетителей, разбор жалоб и споров между бедными и богатыми, вечером — походная кух­ня: котелок на жердочках, в нем картошка в мундире, ночью полудрема на полу, на соломе, в шинелях, с портфелем или сумкой в изголовье и обязательно с оружием на случай нале­та бандитов. Что двигало этими людьми?
Нельзя согласиться с тем упрощенным и извращенным представлением этих людей, когда пытаются показать их гру­быми, жестокими недоумками, фанатиками. Эти люди знали и верили, что иначе быть не может, поэтому очень быстро са­моорганизовывались и организовывали других.
«Где клич — там и рать» — принцип святой Руси для них был до предела понятен. Эти люди несли колоссальный энер­гетический заряд и организующее начало. Их не принуждали, их даже не уговаривали. Они действовали, они боролись, бо­ролись самоотверженно, до самосожжения. Им люди верили, за ними шли. Надо признать, что их не готовили. Они рожда­лись внутри народа, выдвигались по обстоятельствам, по ме­ре потребности.
В этом феномен революции и гражданского энтузиазма, который не иссякал и был движущей силой в годы революции и гражданской войны, в довоенные, в военные и послевоен­ные годы. Можно простить им святую наивность — веру и в мировую революцию, и в светлое будущее, ибо они шли от порога и ясно видели цель. Они хотели изменить и преобра­зовать порочный мир. ‘
Наступил 1919 год. В резонанс с контрреволюционными выступлениями царских генералов поднялась и местная контрреволюция. Возникли мятежи в Глубоковской, Ежен-ской, Афанасьево-Слободской, Синеникольских волостях. В Синеникольской волости поднял мятеж сын синеникольско-го торговца льном и скотом, владелец имений Перестрелово и Демидрво, офицер царской армии Утрецкий Леонид. В его отряд вошли кулаки левобережья реки Синей, белогвардей­цы, офицеры из Лягвии и некоторые из крестьян. Ленька Глу­хой (так называли в народе Утрецкого) имел связи с латвий­ской и русской, бежавшей в Латвию, буржуазией.
22 августа мятежники разгромили сельский совет, ссып­ные пункты, убили уполномоченного продкома Гусева и че­тырех красноармейцев. Вся левобережная часть Синени-кольской волости, где преобладали хутора и пустоши оказа­лась в руках мятежников. Крупным землевладельцам были возвращены земли, скот, машины. На подавление Утрецкого были брошены синеникольский и велейский отряды, но они едва сдерживали попытки мятежников прорваться на право­бережную территорию.
В деревне Коромыслово был сожжен дом, где жила семья председателя волисполкома Н. Осипова. Волисполком пере­ехал в д. Морозове, что на границе с Велейской волостью. В здании волисполкома в Синей Николе размещался штаб ком­мунистического отряда. Большой группе мятежников удалось переправиться через реку Синюю и она направилась в Синюю Николу. Шестеро продотрядовцев задержали их, но все они погибли. Коммунистический отряд, перегруппировав силы, вынудил группу мятежников ретироваться за реку Синюю.
Одним из взводов коммунистического отряда командо­вал, находившийся в отпуске по ранению, Ананий Васильев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Нет подходящих публикаций
  • Интересное