Красный Городец
Интересное воспоминание оставил о том времени Василий Наурузович (Николаевич) Казиев, бывший командир 1-го красногвардейского партазанбкого отряда штаба обороны района ВеликюГЛук в 1917 — 1918 годах. Тот самый Казй-ев, который в январе 1918 года во главе, конников прибыл в Опойку из Великих Лук, был председателем Ревкома и"уста-навливал Советскую власть в уезде.
* * *
,..,Из-за кордона переходили на нашу сторону бежавшие туда офицеры царской армии из сыновей кулаков и чинили
всякие бесчинства: разгоняли комитеты бедноты, по деревням совершали ряд убийств членов комитетов.
Для ликвидации этих явлений я решил основные силы конников выдвинуть в район Красное, штаб оставить в Опоч-ке, так как к этому времени в городе ощущалась полная тишина и спокойствие. В один из воскресных дней в Красном появилась группа бывших царских офицеров из местных жителей. Она напала на наш патруль. На мосту через реку Синюю убили часового, которого похоронили на кладбище в Красном, Мы стали прощупывать левый берег реки Синей, посылая разведку. Установили, что в Красное на ярмарку придет группа офицеров с целью разведки нашей численности. Чтобы усилить группу, я решил вызвать в Красное роту наших красноармейцев из Опочки и расположил их в Красном, чтобы в случае прорыва крупной группы, врагов не дать им возможности уйти за демаркационную линию.
Разведчики во главе с Радзевичем донесли, что в имении Исаевых, что западнее Красного, появились неизвестные подозрительные люди в количестве около 50 человек, все в штатский одежде. Имение находилось за линией демаркации, но немцев там не было. Ночью мы окружили имение силами конников. Операция по ликвидации группы оказалась очень удачной. Вся группа ё количестве 39 человек, вооруженная обрезами, была захвачена без единого выстрела. До этой операции открыто мы демаркационную линию не переходили (кроме скрытой разведки), поэтому враги надеялись безопасно провести ночь и йаутро перейти линию реки Синей. Нам повезло в ночной операции 8 имении полковника Исаева, зато не совсем хорошо отделались в день ярмарки. Другая группа меньшей численности прорвалась где-то между Синей Николой и Красным. Когда патрули обнаружили ее, завязался бой. Тяжело был ранен мой Заместитель Корнеев, убит один боец и один ранен. В результате схватки двое из противников были убиты, один ранен, часть взята в плен, часть ушли за реку Смнию. Лреследовагь мы их не стали, так как к мосту подошел немецкий разъезд. После этих операций в Красном наступила тишина. Волостной Совет етад работать спокойно и нормально. Комитетам бедноты выдали оружие, они сами включились )В самооборону и помогали нам…
В северо-западных районах (Эстония, Псков, 1дов, Печоры) размещалась Северо-Западная армия под командованием генерала Юденича, был создан Добровольческий корпус Северной армии. Действовала также Эстонская армия под командованием генерала И. Лайдонера. Было создано гражданское Северное правительство, пытавшееся стабилизировать обстановку.
Протестуя против Нового порядка, население начало оказывать сопротивление и объединяться в партизанские отряды для совместной борьбы. В деревне Большая Мельница односельчане убили 2-х немецких солдат и бросили их в прорубь реки Лжи.
Бывшим фронтовиком Ёлкиным был создан партизанский отряд, который действовал в районе д. Линово (в северной части Пыталовского района), он проявлял высокую активность, считался неуловимым. За поимку Ёлкина немцы обещали вознаграждение 50 тыс. марок. В последующем отряд перешел в Опочецкий уезд, а сам Елкин был назначен военным комиссаром Опочки.
Особенно славные дела совершали синеникольские партизаны. В феврале 1918 года после двухлетнего участия в войне вернулся в свою деревню Максины боевой унтер-офицер Соловьев 1ёоргий Матвеевич. Приехал и ужаснулся; вся левобережная сторона реки Синей в руках врагов. В деревне Горки сожгли живыми в избах крестьян Илью Васильева и Василия Алексеева за сопротивление грабежу. Соловьев вместе с Рудницким организовали партизанский отряд. В него вступили и крестьяне оккупированной местности. Собрали волостной сход с задачей создать более мощный добровольный отряд. В сходе участвовало более 1000 человек. Интересно было выступление семидесятилетнего старика из д. Тарыни Григорьева. А сказал он так: — «Мужики! Что же это выходит? Испокон веков мы на господ спину гнули. Ели с кашлем вприкуску, с перхотцой впритруску. Советская власть нам землю дала. А немцы пришли и новую барщину принесли. Бить надо их. Всем миром бить!» И решил сход создать «свою волостную Красную армию». Вот так, и ни больше, и ни меньше.
Разбили людей по ротам. Заняли хозяйство сбежавшего барина Подмошинского, приняли решение о снабжении «армии» продовольствием, обувать и одевать. Задача была одна — защищать людей от бесчинства германцев. Люди шли в отряд, но оружия не было. Георгий Матвеевич обратился в Опочец-кий уездный Комитет, но и там оружия не было. Решили послать ходоков к Ленину. Выехала делегация из 4-х человек. В. И. Ленин принял ходоков. Было выделено 2000 винтовок, 5 станковых пулеметов, два ящика гранат, большое количество патронов.
Отряд занял оборону в 35 км от имения Гримово до пригорода Красного. За рекой в д. Анкудиново находился большой немецкий гарнизон. Георгий Матвеевич решил его уничтожить. Шесть отрядов партизан внезапно напали на гарнизон и окружили его. Только немногим из них удалось спастись бегством. Перепуганные немецкие офицеры донесли своему командованию, что у большевиков на границе появилась свежая Армия, которой командует бывший царский генерал Соловей. Тактика ведения боевых действий (обороны) у отряда Соловьева была особая, применительно к местному населению. Отрядовцы (партизаны) имели каждый свое оружие, знали каждый свое место в обороне, но не всегда находились в окопах. Занимались хозяйственными делами. Зато была высокая дисциплина и хорошая связь. Наблюдение велось постоянно. Сигналом для сборов служил колокол Сине-никольской церкви и другие звуковые средства связи. В положенное время собирались очень быстро.
Летом 1918 года партизанский отряд Г. М. Соловьева был направлен на Уральский фронт против Колчака. Там они показали себя с хорошей стороны. М. В. Фрунзе назвал соловь-евцев легендарными героями и от имени Реввоенсовета республики объявил им благодарность.
Отряд участвует в штурме Казани, освобождает Бугульму и Карабаш. Под Бугульмой Соловьев тяжело ранен. Состояние такое, что поспешили поместить в морг, но ошибка открылась, остался жив. Далее отряд участвует в боях при взятии Челябинска и Табола, Омска. «За взятие Омска, — рассказывает Георгий Матвеевич — нас наградили красным сукном.
Бойцы наспех пошили себе штаны из этого сукна и в Минусинск входили все в красных штанах. Чудно, но это факт». Далее были: Новониколаевск, Петропавловск, Марийск, Бого-тол, форсировали реку Белую, сражались на улицах Уфы и Златоуста, на Урале.
Г. М. Соловьев командовал разведотрядом, прорывался в тыл колчаковских войск, дерзкими налетами сеял ужас и панику в рядах противника. Новая опасность — и красный командир Г. М. Соловьев уже на западном фронте. Сражается против белополяков в Белоруссии, участвует в освобождении Минска, форсирует Буг, наступает на Варшаву. Интересный эпизод рассказал Соловьев, когда их посылали на Западный фронт. Он показывает, как сложно было содержать и прокормить солдат. «Каждому солдату выдали по пуду соли. Зачем?… А чтобы солдат мог выменять себе продукты на пропитание, — отвечает сам себе Георгий Матвеевич». Дизертиров, как правило, не было. Наоборот, отряд постоянно пополнялся за счет добровольцев и выздоровевших раненых, которые поджидали по пути следования. Настолько было желание скорее покончить с войной».
Слова немецких офицеров о том, что командует генерал Соловей оказались пророческими. Г. М. Соловьев, провоевав гражданскую войну, остался жив, служил в регулярных войсках. В 1929 году Соловьев командует батальоном на КВЖД- За умелое руководство боем получил высшую награду того времени — орден Красного Знамени. Великую Отечественную войну Соловьев начал командиром полка под Тулой. Под Гжацком он уже командир дивизии в звании генерала. Дивизия зачехлила пушки далеко за Берлином, в центре Меклен-бургской провинции в г. Шверинса.
Здесь гвардии генерал-майор Г. М. Соловьев получает из рук маршала Рокоссовского 19-ю боевую награду. В числе их ордена: «Ленина», «Красного Знамени», «Суворова», «Богдана Хмельницкого», польские и американские награды. Вот они КРАСНОГОРОДЦЫ!!!
Есть очень интересный эпизод в биографии Г. М. Соловьева, характеризующий его сполна: «В начале первой мировой войны w вспоминает Георгий Матвеевич — командовал нами
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48