Красный Городец
Дружески жму эту сильную руку и крепко надеюсь, что Вы не забудете наш некогда тихий, но теперь буйный, но все же дорогой уголок».
Имение с 4666 десятинами земли стало в 1905 году центром ожесточенной борьбы. Письмо баронессы «сработало» немедленно. 10 февраля Опочецкий исправник получил от губернатора предписание:
— «Принять к устранению волнений законные меры».
Бунтовали котляровские мужики из-за изменения условий аренды за отрезки земли, которыми они пользовались из-
вечно. Исправник выехал в Лямоново и Котляровку и пока ничего угрожающего не нашел.
Путало другое: за рекой в Люцинском уезде (Лудзенском) Витебской губернии крестьяне самовольно отбирали от помещиков все отрезанные земли. Боялись, что эта волна перекинется на красногородскую землю. Волнения не утихали. Распространялись листовки. В ходу была частушка: Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем. Податей платить не будем И в солдаты не пойдем.
Л. И. Иванов и Н. А. Алексеев распространяли в своих деревнях сатирические стихи из сборника «В бой за свободу». В последствии Иванов Л. И., уроженец Покровской волости, стал уездным агрономом, а Алексеев Никандр Алексеевич, уроженец д. Пидели Синеникольской волости, стал известным поэтом Псковщины.
Крестьяне не успокаивались. Самовольно рубили леса в имении Сниткина в Покровском, их примеру следовали другие деревни.
В ответ на революционные выступления крестьян и рабочих 17 октября 1905 года, в дни всероссийской политической стачки, Николай II издал манифест, где были обещаны «гражданские свободы», объявлялось о создании «законодательной Думы». Было разработано положение о выборах членов Госдумы, которое закрепило вопиющее неравенство граждан и, прежде всего, ущемление прав крестьян, рабочих, военнослужащих, женщин, молодежи. Борьба за места в Думе проводилась очень серьезно. Активно выступала социал-демократическая партия, ее агитация доходила и до красногородских крестьян.
I Государственная Дума была избрана и приступила к работе 27 апреля, но просуществовала она всего лишь 2 месяца и 10 дней, по 8 июля 1906 года. Она была распущена царем и целый год жили без Думы. Представителем в Думу от нашего края был избран П. А Гейден — предводитель дворянства Опочецкого уезда.
Это известный в России политический деятель. С 1895 по 1904 годы он президент «Вольного экономического общества» С.-Петербурга, видный деятель земского движения. 11 лет он был предводителем Опочецкого дворянства, членом Псковского губернского земства, основатель партии «Мирное обновление», владелец крупнейшего в уезде имения в Глубоком с 9225 десятинами земли. Он стоял у истоков становления партии крупных помещиков и торгово-промышленной буржуазии «Союза 17 октября» и стал ее активным деятелем. ВI Государственной Думе была создана «Группа графа Гейдена».
Манифест 17 октября ничего не дал крестьянам. Наоборот, полученная некоторая свобода участия в выборах в Думу (в борьбе за власть) дала толчок революционному настроению. Выступления крестьян против помещиков, землевладельцев продолжались.
Опасения о том, что пример крестьян Лютинского уезда распространится и на Опочецкий уезд, сбылись. Возмутились бодренские крестьяне Красногородской волости. Это была самая малоземельная деревня, находящаяся под гнетом купца Подмошинского. В показаниях при проведении следствия против бодренских крестьян Подмошинский говорил:
«Крестьяне деревни Бодренки постоянно угрожают имению или поджогом, или разгромом, ввиду чего я держу десять караульных в селе Станкеево и десять в приселке Плесневка. Бодренские крестьяне ездят в извоз на станцию Корсовка Люцинского уезда и там набрались таких идей, что теперь после манифеста можно жечь и грабить чужое добро».
Вожаком у бодренковцев был парень Ефим Соловьев. В школе он учился только три года, но способности имел хорошие, любил читать, на лесных промыслах познакомился с революционерами. Читал запрещенные книжки крестьянам-соседям.
В ноябре 1905 года бодренковцы сожгли два больших стога сена, принадлежащего Подмошинскому. В декабре 15 человек во главе с Ефимом Соловьевым вырубили лес хозяина и не подпустили к себе караульных.
В январе 1905 года крестьяне сожгли сельцо Плесневку (1,5 км от д. Бодренки по дороге на Зеркули), охранявшего
10-ю караульными. Сделали это Петр Лукин и Григорий Барабанов. За это оба получили по четыре года каторги. Дело не закончилось Плесневкой. Пятеро крестьян — Ефим Соловьев, Кузьма Никандров, Семен Лукин из Бодренок, Филипп Васильев из д. Анисименки и Дмитрий Ефимов из д. Сайды — приходили в Станкеево, чтобы разгромить и сжечь его, но потерпели поражение, напоролись на засаду полицейских и караульных. Ефиму Соловьеву пришлось столкнуться с самим графом Гейденом. Граф был выдвинут кандидатом в члены I Государственной Думы и объезжал по уездам и волостям для разъяснения крестьянам манифеста 17 октября.
Прибыл граф и в Красный. Собрался волостной сход. Во время выступления графа вдруг раздался голос: «А где же тут, граф, насчет прирезки земли крестьянам? Нам, граф, нужна не Дума, в которой Вы будете сидеть вместе с царем и писать утешительные для крестьян законы, а земля, без которой мы пропадем» — это был Ефим Соловьев.
— Этот вопрос, молодой человек, к делу не относится. Его будет решать Государственная Дума, — ответил граф.
— Нет, граф, именно этот вопрос и относится к делу. Вот у Вас больше девяти тысяч десятин земли. Целое мужицкое царство можно поселить. А у нас на четырех братьев один надел. Как мы можем жить. Вот и ломаем спины на Подмо-шинского.
Толпа загудела.
— Не настоящий это манифест, а один обман народа. Нам земля нужна, а не Дума. Сделаем Подмошинскому забастовку — призвал Ефим.
Потом Ефима Соловьева арестовали. Молодым, Лет сорока, умер в ссылке. Умер и граф в июне 1907 года. Печать того времени была переполнена словословиями графу и скорбью по случаю «великой утраты». В. И. Ленин в статье «Памяти графа Гейдена» охарактеризовал его как умного, хитрого» лицемерного «помещика-крепостника».
В 1906 году восстали крестьяне имения Богородицкое против помещика Черкасова. Напали на имение, разгромили молочную ферму и конный завод, растащили хлебные запасы. Из Опочки прибыл конный отряд и разгромил крестьян.
Волновались Демидовские крестьяне. Вот донесение Островского уездного исправника Булаевского Псковскому губернатору Альдербергу: «Пристав второго стана вверенного мне уезда рапортом донес мне, что 7-го марта 1906 года крестьяне деревень: Демидове, Придатково и Сигово в числе 15 человек, вооруженные топорами и палками, силой прогнали рабочих 28 человек из лесной дачи имения Аненское Выш-городской волости, принадлежащей землевладельцу Подмо-шинскому, не дозволили им рубить лес, объясняя, что эта дача скоро отойдет в их собственность».
Возбуждали народ и поднимали на борьбу за справедливость и интеллигенты. Среди них можно назвать учительницу Поддубновской начальной школы Анну Николаевну Вячес-лавову. Интересный материал об этой женщине подготовил известный псковский поэт, писатель и историковед Е. Изю-мов. Приводим его с некоторым сокращением.
Досье из Псковского архива.
Официальный документ Министерства внутренних дел царской России, адресованный Псковскому губернатору. В письме сообщается; «Господин министр внутренних дел постановил: выслать учительницу Анну Вячеславову в Нарын-ский край Томской губернии под гласный надзор полиции на четыре года, считая срок с 25 апреля 1906 года». 6 июля учительница была отправлена в Сибирь.
Кто же такая Анна Вячеславова и за что царские власти выслали ее в места столь отдаленные?
Анна Николаевна Вячеславова родилась в Архангельской губернии. После окончания педагогических курсов приехала учительствовать на Псковщину. Работала в Поддубновской земской школе Опочецкого уезда (ныне Красногородский район, Красногородская волость).
Но она не только учила детей, но и вела революционную агитацию среди крестьян. Бывала на сходах и посиделках, читала вслух газеты, разъясняла крестьянам, что ни царь, ни Дума землю крестьянам не дадут. Анна Николаевна получала нелегальную литературу из Петербурга через свою сестру Зинаиду, которая в свою очередь была связана с Н. К. Крупской. Она использовала ее в разъяснительной работе. Рассказывала
о событиях первой русской революции, сотрясающей Россию. Простые люди уважали учительницу, а школьники в ней души не чаяли.
Зимой в начале 1906 года учительница-революционерка присутствовала на сходе крестьян. Она сказала, что настала пора силой брать землю у помещиков. Решили на следующий день утром направиться в имение Н. М. Плена — председателя земской управы в д. Якушово, разделить барские угодья между бедными. Составили план выступления, однако воплотить его в жизнь не удалось. Ночью жандармы арестовали учительницу и увезли в Псков, в губернскую тюрьму.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48