Красный Городец
целый век в наклонку. Потом стали из целины пашню делать. Резец на корнях выскакивает, соха не идет. Лошаденкам все плечи обрезали. Но лен вырос хороший. Льном вся деревня занималась. Ну, сеять, теребить, чесать, мочить — еще куда ни шло. А вот из мочил вынимать — прямо мука смертная. Вода холодная, кислая, снопы тяжелые, скользкие, как в мыле, не взять, не поднять. Мяли на ручных мялках-козлинах, в большие морозы трепали во рью (в риге). Задыхались от пыли, не откашляться было. И так всю осень и зиму. А бабы пряли, ткали, готовили холсты на рубашки, штаны, кофты, скатерти, полотенца. Вспомнишь про старую жизнь — слезы душат… Угодья у нас были плохие, нивы неурожайные, сенокосы больше болотные. Заберемся, бывало, в болото, вязнем, проваливаемся, а косили и белоус на кочках, и осоку, и хвощ, и мох. Зимой все пригодится, что в корм, а что — в подстилку. За мужиками в болото лезут бабы и тоже проваливаются, и волоком волокут. А в страдную пору за серпом они и спины не разгибали.
Из воспоминаний Кузьмина Петра Ильича из деревни Бодренки:
— Мы супольничали со Станкеевской Мызой Подмо-шинского. Один ручеек разделял. Скотина глупая: то корова, то лошадь заскочит, сейчас же слуги их во двор. По рублю за голову или кафтаны в залог до осени неси. Совсем замучали штрафами. В нашей деревне было 13 дворов, больше сотни жителей, а земли всего 43 десятины. Всей деревней, и стар и млад, на Подмошинского работали, а все были в долгу. Ни воскресенья, ни праздника не знали, ночей не досыпать, а хлеба вволю не ели. Молодежь бежала из деревни хоть на край света, лишь бы избавиться от мироеда…
Я разделяю точку зрения Красногородских крестьян. Вспомнил свою жизнь. Жить мне пришлось в буржуазной Эстонии, в Печорском районе, который до 1940 года не входил в состав СССР. Там каждый крестьянин имел свою землю — хутор. Конечно ее было мало. Лучшие земли были у богатых (кулаков). Многие работали батраками у них, а большинство отрабатывали, то за выгон, то за проценты полученной ссуды (как деньгами, так и натурой). Хлеба-то хватало некоторым.
да Рождества. Практиковалась и такая форма. Например, надо кулаку вывести навоз под пар или выкопать картофель -объявлялась «толока». Вся округа, особенно молодые, собиралась на толоку. Работали сообща, а потом устраивали общий стол. Надо сказать, что выпивок не практиковалось. Даже ребята участвовали в этом. Мальчишки отвозили навоз на поле, «повозничали» — как мы называли эти занятия. Поскольку ребят не садили за стол, то нам давали копейки (сен-ты) за нашу работу.
Так, за кормежку, выполнялся большой объем работ. Так же жали серпом, мочили и трепали лен, а потом за бесценок продавали скупщикам из Европы. Так же пряли и ткали, короче, вели совершенно натуральное хозяйство и очень мало пользовались достижениями науки и техники.
Я вспоминаю о 30-х годах, но почти нет разницы тому, как об этом повествует Федоров Ф. Ф. и Кузьмин П. И., хотя Эстония была ближе к Западу и считалось, чтб мы там живем культурно и зажиточно.
Характер и тяжесть труда не изменились, хотя это было и позднее значительно и несколько в иных условиях.
* * *
Почти полтора века с 1719 по 1857 г.г. население-Российской империи пересчитывалось только с целью для взимания подушной подати. При этом в «ревизионные сказки» не вносились чиновники, личный состав армии, иногда и дворяне, и все женщины. После отмены крепостного права прекратились такие «ревизии».
5 июня 1895 г. Николай II утвердил Положение о первой Всероссийской общей-переписи населения. Указом было предписано приурочить ее показания и исчисления к 28 января наступающего 1897 года Отношение населения к переписи было равнодушное, боязливое.
Согласно переписи в Пскове проживало 30478 человек,’в Опочке 5735 чел., в Красном — 8S5 чел. Еще раньше яо учетным в 1887 г. в Красном проживало 827 человек, из" них женщин — 412. 571 —считались мещанами-предпринимателями, 182 — крестьянами, 68 — дворяне, купцы, духовенство1, остальные входили в разряд разночинцев. Пригород владел 5ем-
лей: удобные земли — 400 десятин, неудобица — 380 дес, кустарник и мелколесье — 1000 десятин (Заря 18.04,1968 г. О. Филиппов, сотрудник госархива Псковской обл.).
Обучение грамоте в дореформенной и первое время после реформы велось лишь незначительной части населения. В губернии в 1860 г. один ученик приходился на 35 детей школьного возраста. Во всеи губернии насчитывалось грамотных 3 процента населения, женщины — 1,7%.Общая грамотность на селе составляла 0,9%.В 1860 году начали создаваться воскресные школы. Они устраивались на благотворительные средства. Обучение велось бесплатно интузиастами. В 1864 году эти школы были закрыты и лишь возобновились в 90-е годы. Это были первые зачатки ликбеза (Памятная книжка Псковской губернии на 1864 г. ПР. 5-6,12.1997 г. — краевед Н. Левин).
С введением земского самоуправления вопросы просвещения начали решаться более круто, по-существу, определенного бума достигли к концу 19-го и началу 20-го века.
В 1874 году из казенных учебных заведений всего лишь было одно Красногородское училище (школа), где училось 36 мальчиков и 8 девочек.
Имелось также частное училище, где училось 30 человек.
В1878 году открылась первая церковно-приходская школа, 2-классная. В ней обучалось 50 детей состоятельных граждан.
В 1881 году открылась школа В Покровском (Тихорецком), благодаря потомственной дворянке Екатерине Ипполитовне Сниткиной (Тихорецкой) на ее территории и на ее средства.
В 1887 году открылась школа в Синей Николе.
В 1892 году открылась Борисо-Глебская и Мамоновская школы Синеникольской волости.
В 1894 году открылась Суртовская школа в Покровской волости.
В 1896 году открывается Александровская, 1897г. — Под-дубновская, Ключевская, Сидоровская, Долганская, 1898 г. — Усовская школы.
1899 год — вдова Велейского купца Ольга Ивановна Крестовская выделила средства на строительство Ильинской школы. Школа была построена, она находилась в 400-х метрах от погоста, в ней обучалось 40 учеников. Вдова пользовалась
большим авторитетом. Она была назначена попечителем школы. В школе помещался се портрет.
Таким же меценатом оказался Кузьма Филиппов — зажиточный крестьянин и мелкий торговец. Он в 1909 г. построил Дуловскую начальную школу. В ней учились дети деревень: Влесно, Заборовье, Лутково, Баранове, Килино, Синицы. Этот человек заслуживает благодарности потомков. В 1902г. открыта Ганьковская,1903 г. — Чернорученская,1904 г. — Пла-тишенская, 1905г. — Никольская (Красное), 1908 г. — Михай-лово-Архангельская (Красное), 1910 г. — Астицкая, Красного-родская (Красное), Сергиевская, Агарышевская, Бахирев-ская, Креневская, Котляровская, Скоморохская, Перлицкая школы. В 1911 г. — Зеркулевская,1912 г. — Смехинская.
Всё это были 2 — 3-классные земские и церковно-приход-скис школы. Преподавали в них учителя и священники.
Как видно из приведенных данных, к концу XDC и в начале XX веков просвещение шло более быстрыми темпами. Появились состоятельные люди, которые оказывали благотворительную помощь в строительстве и содержании школ. Хотя уровень образованности оставался очень низким.
В начале XX века в Псковской губернии всего было 14,6% грамотных, в т.ч. женщин — 7,2%. В Опочецком же уезде грамотных было только 11,9%.
В городе Опочка готовились кадры учителей. Действовала женская гимназия имени А. С. Пушкина, основанная в 1861 году. В 1912 г. в ней обучалось 227 человек. Женские педагогические курсы при женской гимназии для приготовления учительниц начальных классов, основаны в 1903 г. Старообрядцы обучались в земских школах в деревнях: Сукино и Юренково.
Церковно-приходские школы находились в ведении духовного ведомства, во главе которых стоял обер-прокурор святейшего синода. Главными предметами были закон божий, церковно-славянское чтение и пение.
В земских школах было несколько иначе. Здесь учителями работали преимущественно питомцы Псковской учительской семинарии, весьма демократического и прогрессивного учебного заведения в губернии. Воспитанные на лучших
традициях великой русской литературы передовых писателей и поэтов — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Никитина, Плещеева, на произведениях Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, Белинского, Добролюбова, Писарева, они честно служили народу на ниве просвещения. Классы были очень перегружены. Учебники выдавались не на ученика, а на деревню.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48