Поиск по сайту

Красный Городец

Одежда. В год исследования красногородские эстонцы носили уже одежду русскую (псковского) крестьянского пок­роя, раньше же у них была особая одежда, сходная с одеждой печорских полуверцев, а именно: обувь — лыковые лапти или же кожаные «чувы» (порши), которые также назывались «ко­та». Чулки употребляли одинаково мужчины и женщины, та-
кой же общею одеждой была и «гамы» (рубашка), украшенная различным образом по плечам и по бокам кумачом. Мужчи­ны носили широкие штаны. Женщины еще носили «рююд» (сарафан) — длинное платье до щиколотки с проймами из си­ней и черной шерсти.
В холодное время сверху «рююда» — короткая поддевочка, называющаяся по-русски «шугай». В качестве украшения женщины носили на груди «сылг» (поверческое грудное укра­шение). Национальная эстонская одежда стала пропадать на исходе первых десятилетий прошлого столетия. Сначала бро­сили ее носить мужчины, а потом и женщины.
О языке. В 1901 году самым распространенным языком был русский. В 12 деревнях только около 100 человек владели эстонским языком. В русском языке эстонцев долгое время слышался своеобразный, свойственный финским племенам, акцент. На гибель языка повлияли, главным образом, три при­чины: 1. Выход на волю, давший возможность передвижения за пределы волости. 2. Смешанные браки. 3. Как общее прави­ло, слабейшее меньшинство училось языку большинства.
Откуда, когда и почему пришли эстонцы в Красное. Эс­тонцы переселились сюда, а частью переселенцы (преимуще­ственно женщины) единично бывшими помещиками из-под Печор. Это произошло лет 300 тому назад. Причиною пересе­ления приходится считать очень тяжелые условия существо­вания в Печорском краю. Здесь же было много свободных зе­мель (край был опустошен во время нашествия литовцев), и первое время переселенцы действительно пользовались неко­торыми льготами, им жилось лучше. Но потом народ был зак­репощен и вынес все ужасы крепостного права.
Древние верования. Несмотря на очень давнее усвоение православия, среди населения (в особенности стариков) еще долго существовали пережитки древних верований, занесен­ных с прежней родины. Из всех древних языческих богов сох­ранились имена только трех: Тоомас, Лаберитс и Нууэлик, во­обще же боги и божки назывались по месту, где располагалось их пребывание: отец поля, отец сада. Обязанности жреца нес глава семьи или кто-нибудь из лиц мужского пола, так как женщины считались нечистыми.
По-видимому, жрецов, как особого духовного сословия, не было. В некоторых случаях устраивались и общественные моления, но большинство молений совершалось в узком кру­гу своей семьи и своего двора.
Автор очерка не дает точного ответа, когда конкретно эс­тонцы переселились в Красногородский уезд, однако можно предположить, что это произошло в первой половине XVII века при царе Михаиле Федоровиче, 1613 — 1645 гг. (версия автора). Около 44 процентов земель в те времена принадлежа­ло церквям и монастырям. Например, Псковско-Печорскому монастырю принадлежало около 1/3 крестьянских дворов.
В1613 году Земским Собором на престол был избран царь Михаил Федорович Романов (1596 — 1654 гг.), сын патриарха Филорета. Царь был болезненным и неспособным, поэтому правление государством было отдано отцу*-патриарху Фило-рету. В период его правления монастырям предоставлялось право принимать и закреплять за собой беглых крестьян от других владельцев, если они поселились в их владениях «из полону вышедши».
Псковско-Печорский монастырь принимал и выходцев из Эстонии, принимавших православную веру (полуверцы).
Эстонцы в Красногородске могли появиться путем пере­селения с земель Печорского монастыря или непосредствен­но прибывали в Красный на монастырские и другие земли.
Как известно, в Красном был монастырь и земли вдоль дороги на Опочку были монастырские.
До настоящего времени сохранились следы проживания эстонцев в названиях деревень, а некоторые даже помнят свою родословную, берущие свое начало от красногородских эстонцев. Например, название деревни Сорокине с пристав­кой Чухонское явно говорит о том, что там проживали эстон­цы. Чухонцами называли эстонцев, а также карело-финов, проживающих в окрестностях Петербурга. Мыза в Эстонии — отдельная усадьба с хозяйственными постройками, хутор.
Томсин Николай Федорович, проживающий в поселке Красногородское, точно помнит, что его прадеда звали Тоомса. Как он полагает, фамилия его семьи произошла от прозвища прадеда Тоомса (Томсин). Жителей деревни Барашкино назы­вали чухнами. Это был простой; добрый, небогатый народ.
КРАСНЫЙ — ПРИГОРОД ОПОЧКИ (XVIII-XIX вв.)
Основной единицей административного деления в Рус­ском государстве был уезд. Известен он на Руси с XIII века. Однако до начала XVIII века он не имел того значения, как это понимается сейчас. Обычно понятие уезд заменялось по­нятием и термином «город», пригород, под которым подразу­мевался как сам городской центр, так и тяготевшая к нему уездная территория, состоящая в свою очередь из волостей, губ, засад. Окончательно как административно-территори­альная единица с численностью в 20 — 30 тысяч человек мужского пола уезд утвердился с 1775 года.
Красный официально никогда не имел статус города. Он возник как городец, далее его называли пригородом, город­ком, а чаще всего городом, как к слову пришлось, но он был центром уезда. Тогда, когда уезд стал по-настоящему админи­стративно-территориальной единицей, Красный потерял ста­тус уездного города. К этому времени он потерял своё значе­ние и в военном отношении, не стал пограничным, его жизнь пошла на затухание.
1708 г. Петр I разделил Россию на 8 губерний и 37 про­винций. Красный стал входить в Псковскую провинцию Ин-германландскую губернию. Он не стал уездным, был назван пригородом и приписан к Опочецкому уезду в составе 3-х во­лостей: Красногородской, Покровской и Сине-Никольской. Потекла провинциальная жизнь.
Менялись губернии, их названия. Так, в 1710 году Ингер-манладская губерния стала Санкт-Петербургская. В 1719 году вместо уездов вводились дискрикты. В 1721 году Россия стала империей. В 1727 году Красный вместе с Псковской провин­цией переходит в Новгородскую губернию, с 1772 по 1777 го­ды является пригородом Опочки — губернского города, с 1777 входит в состав Псковской губернии. В 1917 году российская
империя становится Советской Россией, а с 1922 года — Сою­зом Советских Социалистических Республик.
Не менялось единственное — это статус пригорода Опоч-ки и подчиненность ей в административном отношении. Так было до 1927 года, когда был образован Красногородский район.
Исследователи мало дают материалов, как проходила жизнь в наших краях в начале и середине XVIII века, однако это были бурные для России времена. Достаточно вспомнить Петровские преобразования. Россия обновлялась в букваль­ном смысле. Велась изнурительная «Северная война», длив­шаяся 21 год (1700 — 1721 гг.). Война закончилась «Ништат-ским миром», в результате которого Швеция признала присо­единение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманлан-дии, части Карелии и других территорий.
Все крепости Псковщины, включая и сам Псков, потеря­ли свое прежнее значение форпостов на западной границе, из-за ненадобности. Последующие цари Екатерина I (1725 — 1727 гг.), Петр II (1727 — 1730 гг.), Анна Иоановна (1730 -1740 гг.), мало чего привнесли в историю России. При Елиза­вете Петровне (1741 — 1761 гг.) были и значительные события.
В 1756 — 1763 годы проходила «Семилетняя война», кото­рую можно назвать общеевропейской. Воевали Австрия, Франция, Россия, Испания, Саксония, Швеция, с одной сто­роны, и Пруссия, Великобритания, Португалия с другой сто­роны. Русские войска одержали ряд выдающихся побед. Была занята Восточная Пруссия.
В 1760 году была взята столица Пруссии г. Берлин. Только в результате предательской политики Петра III, вступившего на престол в 1761 году, Россия лишилась плодов своих побед. Правление Екатерины II — Великой (1762 — 1796 гг.) — собы­тие значительное в истории России. При ней были присоеди­нены к России северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Западная Украина, Белорусские и Литовские земли (по трем разделам Речи Посполитой). При Екатерине II выд­винулся ряд выдающихся политических и военных деятелей — А. В, Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. Л. Румянцев, Г. А. Потем­кин.
Россия в те времена была сугубо аграрной, крестьянской страной. Если рассматривать положения этой стороны воп­роса, то XVIII век был веком дальнейшего закобаления крестьян, усиления крепостного права. Екатерина II оформи­ла сословные привелегии дворян, усилилось угнетение кре­стьян. Крестьяне повсеместно сопротивлялись своему угнете­нию. Вырожалось это в неповиновении, бегствах на вольные земли, бунтах, восстаниях, в крестьянских войнах. Таковой была крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева (1773 — 1775 гг.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Нет подходящих публикаций
  • Интересное