Красный Городец
Одежда. В год исследования красногородские эстонцы носили уже одежду русскую (псковского) крестьянского покроя, раньше же у них была особая одежда, сходная с одеждой печорских полуверцев, а именно: обувь — лыковые лапти или же кожаные «чувы» (порши), которые также назывались «кота». Чулки употребляли одинаково мужчины и женщины, та-
кой же общею одеждой была и «гамы» (рубашка), украшенная различным образом по плечам и по бокам кумачом. Мужчины носили широкие штаны. Женщины еще носили «рююд» (сарафан) — длинное платье до щиколотки с проймами из синей и черной шерсти.
В холодное время сверху «рююда» — короткая поддевочка, называющаяся по-русски «шугай». В качестве украшения женщины носили на груди «сылг» (поверческое грудное украшение). Национальная эстонская одежда стала пропадать на исходе первых десятилетий прошлого столетия. Сначала бросили ее носить мужчины, а потом и женщины.
О языке. В 1901 году самым распространенным языком был русский. В 12 деревнях только около 100 человек владели эстонским языком. В русском языке эстонцев долгое время слышался своеобразный, свойственный финским племенам, акцент. На гибель языка повлияли, главным образом, три причины: 1. Выход на волю, давший возможность передвижения за пределы волости. 2. Смешанные браки. 3. Как общее правило, слабейшее меньшинство училось языку большинства.
Откуда, когда и почему пришли эстонцы в Красное. Эстонцы переселились сюда, а частью переселенцы (преимущественно женщины) единично бывшими помещиками из-под Печор. Это произошло лет 300 тому назад. Причиною переселения приходится считать очень тяжелые условия существования в Печорском краю. Здесь же было много свободных земель (край был опустошен во время нашествия литовцев), и первое время переселенцы действительно пользовались некоторыми льготами, им жилось лучше. Но потом народ был закрепощен и вынес все ужасы крепостного права.
Древние верования. Несмотря на очень давнее усвоение православия, среди населения (в особенности стариков) еще долго существовали пережитки древних верований, занесенных с прежней родины. Из всех древних языческих богов сохранились имена только трех: Тоомас, Лаберитс и Нууэлик, вообще же боги и божки назывались по месту, где располагалось их пребывание: отец поля, отец сада. Обязанности жреца нес глава семьи или кто-нибудь из лиц мужского пола, так как женщины считались нечистыми.
По-видимому, жрецов, как особого духовного сословия, не было. В некоторых случаях устраивались и общественные моления, но большинство молений совершалось в узком кругу своей семьи и своего двора.
Автор очерка не дает точного ответа, когда конкретно эстонцы переселились в Красногородский уезд, однако можно предположить, что это произошло в первой половине XVII века при царе Михаиле Федоровиче, 1613 — 1645 гг. (версия автора). Около 44 процентов земель в те времена принадлежало церквям и монастырям. Например, Псковско-Печорскому монастырю принадлежало около 1/3 крестьянских дворов.
В1613 году Земским Собором на престол был избран царь Михаил Федорович Романов (1596 — 1654 гг.), сын патриарха Филорета. Царь был болезненным и неспособным, поэтому правление государством было отдано отцу*-патриарху Фило-рету. В период его правления монастырям предоставлялось право принимать и закреплять за собой беглых крестьян от других владельцев, если они поселились в их владениях «из полону вышедши».
Псковско-Печорский монастырь принимал и выходцев из Эстонии, принимавших православную веру (полуверцы).
Эстонцы в Красногородске могли появиться путем переселения с земель Печорского монастыря или непосредственно прибывали в Красный на монастырские и другие земли.
Как известно, в Красном был монастырь и земли вдоль дороги на Опочку были монастырские.
До настоящего времени сохранились следы проживания эстонцев в названиях деревень, а некоторые даже помнят свою родословную, берущие свое начало от красногородских эстонцев. Например, название деревни Сорокине с приставкой Чухонское явно говорит о том, что там проживали эстонцы. Чухонцами называли эстонцев, а также карело-финов, проживающих в окрестностях Петербурга. Мыза в Эстонии — отдельная усадьба с хозяйственными постройками, хутор.
Томсин Николай Федорович, проживающий в поселке Красногородское, точно помнит, что его прадеда звали Тоомса. Как он полагает, фамилия его семьи произошла от прозвища прадеда Тоомса (Томсин). Жителей деревни Барашкино называли чухнами. Это был простой; добрый, небогатый народ.
КРАСНЫЙ — ПРИГОРОД ОПОЧКИ (XVIII-XIX вв.)
Основной единицей административного деления в Русском государстве был уезд. Известен он на Руси с XIII века. Однако до начала XVIII века он не имел того значения, как это понимается сейчас. Обычно понятие уезд заменялось понятием и термином «город», пригород, под которым подразумевался как сам городской центр, так и тяготевшая к нему уездная территория, состоящая в свою очередь из волостей, губ, засад. Окончательно как административно-территориальная единица с численностью в 20 — 30 тысяч человек мужского пола уезд утвердился с 1775 года.
Красный официально никогда не имел статус города. Он возник как городец, далее его называли пригородом, городком, а чаще всего городом, как к слову пришлось, но он был центром уезда. Тогда, когда уезд стал по-настоящему административно-территориальной единицей, Красный потерял статус уездного города. К этому времени он потерял своё значение и в военном отношении, не стал пограничным, его жизнь пошла на затухание.
1708 г. Петр I разделил Россию на 8 губерний и 37 провинций. Красный стал входить в Псковскую провинцию Ин-германландскую губернию. Он не стал уездным, был назван пригородом и приписан к Опочецкому уезду в составе 3-х волостей: Красногородской, Покровской и Сине-Никольской. Потекла провинциальная жизнь.
Менялись губернии, их названия. Так, в 1710 году Ингер-манладская губерния стала Санкт-Петербургская. В 1719 году вместо уездов вводились дискрикты. В 1721 году Россия стала империей. В 1727 году Красный вместе с Псковской провинцией переходит в Новгородскую губернию, с 1772 по 1777 годы является пригородом Опочки — губернского города, с 1777 входит в состав Псковской губернии. В 1917 году российская
империя становится Советской Россией, а с 1922 года — Союзом Советских Социалистических Республик.
Не менялось единственное — это статус пригорода Опоч-ки и подчиненность ей в административном отношении. Так было до 1927 года, когда был образован Красногородский район.
Исследователи мало дают материалов, как проходила жизнь в наших краях в начале и середине XVIII века, однако это были бурные для России времена. Достаточно вспомнить Петровские преобразования. Россия обновлялась в буквальном смысле. Велась изнурительная «Северная война», длившаяся 21 год (1700 — 1721 гг.). Война закончилась «Ништат-ским миром», в результате которого Швеция признала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ингерманлан-дии, части Карелии и других территорий.
Все крепости Псковщины, включая и сам Псков, потеряли свое прежнее значение форпостов на западной границе, из-за ненадобности. Последующие цари Екатерина I (1725 — 1727 гг.), Петр II (1727 — 1730 гг.), Анна Иоановна (1730 -1740 гг.), мало чего привнесли в историю России. При Елизавете Петровне (1741 — 1761 гг.) были и значительные события.
В 1756 — 1763 годы проходила «Семилетняя война», которую можно назвать общеевропейской. Воевали Австрия, Франция, Россия, Испания, Саксония, Швеция, с одной стороны, и Пруссия, Великобритания, Португалия с другой стороны. Русские войска одержали ряд выдающихся побед. Была занята Восточная Пруссия.
В 1760 году была взята столица Пруссии г. Берлин. Только в результате предательской политики Петра III, вступившего на престол в 1761 году, Россия лишилась плодов своих побед. Правление Екатерины II — Великой (1762 — 1796 гг.) — событие значительное в истории России. При ней были присоединены к России северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Западная Украина, Белорусские и Литовские земли (по трем разделам Речи Посполитой). При Екатерине II выдвинулся ряд выдающихся политических и военных деятелей — А. В, Суворов, Ф. Ф. Ушаков, П. Л. Румянцев, Г. А. Потемкин.
Россия в те времена была сугубо аграрной, крестьянской страной. Если рассматривать положения этой стороны вопроса, то XVIII век был веком дальнейшего закобаления крестьян, усиления крепостного права. Екатерина II оформила сословные привелегии дворян, усилилось угнетение крестьян. Крестьяне повсеместно сопротивлялись своему угнетению. Вырожалось это в неповиновении, бегствах на вольные земли, бунтах, восстаниях, в крестьянских войнах. Таковой была крестьянская война под руководством Е. И. Пугачева (1773 — 1775 гг.).
Самая подробная информация стеклоткань купить на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48