Поиск по сайту

Красный Городец

Судьба Красного тесно связана с судьбой своего соседа Себежа. Как известно Себеж, будучи Псковским городом, и находясь на самой границе, часто переходил то к Литве, то к Польше. За 250-летнюю историю, начиная с первого упоми­нания его в летописи (1414 г.), он 173 года не принадлежал русскому государству. Вообще судьба Себежа очень трагична и она, безусловно, отражалась и на судьбе Красного и Опоч-ки, т. к. это были первые крепости, стоящие на пути на Псков. Частые нападения на Себеж, военные споры за него между Литвой, Польшей, с одной стороны, Псковом, Москвой, с другой стороны, создавали в этих районах постоянную напря­женность и они становились объектом нападения.
Вот некоторые исторические вехи Себежа.
1414 год — Себеж город завоеван и сожжен и до 1524 года (более столетия) находился во владении Литвы.
1524 год — москвичи отвоевывают Себеж и, 1535 год, ук­репляют его путем строительства новой крепости Ивангорода на Себеже. Уже через год, 1536 г., король Литовский Сигиз-мунд I посылает своего воеводу Андрея Немирова, чтобы го­род взять и крепость сжечь. Затея не удалась. Завоеватели бы­ли утоплены в озере.
1579 год — король Речи Посполитой Стефан Баторий объ­явил поход на Московию. Первый на его пути на Псков -Себеж. Не выдержав мощного удара крепость пала, Себеж вновь оказался под властью чужеземцев. По запольскому ми­ру 1582 г. возвращен России.
После ликвидации «Великой смуты» русское государство было сильно ослаблено и по соглашению о перемирии, кото­рое было заключено между Россией и Речью Посполитой в селе Деулино близ Калуги в декабре 1616 года, полякам вновь отошел Себеж.
Весной 1633 года была сделана попытка вернуть Себеж, но постигла неудача. Такая же попытка была сделана в 1634
году и опять не удалась. Началась русско-польская война (1654 — 1667 гг.). Осенью 1654 года Себеж и Смоленск были освобождены, но не окончательно. С 1667 года Себеж вновь у Польши и опять были попытки освободить его.
Город переходил из рук в руки вплоть до 1672 года, когда окончательно приобрел себе Родину.
1700 — 1721 гг. — северная война. После поражения под Нарвой Петр I считает, что Карл XII пойдет этим путем. Он самолично приезжает в Себеж и укрепляет его, строятся до­полнительные оборонительные сооружения, укрепляются су­ществующие. Хотя Красный к тому времени потерял свое значение как город-крепость, но такая ситуация подготовки к сражению вблизи не могла не сказаться и на Красногородчи-не. Естественно готовились и Опочка и Красный.
Заканчивая повествование о Красном, как о городе-кре­пости, предназначение которого было быть форпостом на за­падной границе, следует еще раз подчеркнуть, что действи­тельно судьба его была сложной, связанной с постоянной многовековой борьбой русского государства за свое жизнен­ное пространство, за выход России к берегам Балтики.
Народ много испытал, во многих делах участвовал непос­редственно, имел определенную закалку духа и терпения. Это смелый, терпеливый добрый народ,
СТАРООБРЯДЦЫ (СТАРОВЕРЫ)
В царствование царя Алексея Михайловича патриархом Никоном проводилась церковная реформа (1653 — 1656 гг.) Многие церкви и группы населения не приняли эту реформу. Произошел раскол. Сторонники старообрядчества отдели­лись от русской православной церкви. Они преследовались царским правительством до 1906 года.         ,
Раскол в вере, а также преследование, вынуждали несо­гласных уходить с нажитых мест и обособляться своими об­щинами. Многие покидали пределы страны. До настоящего времени старообрядческие общины рассеяны по всему свету:
в Южной Америке, в Польше и США, Румынии и Белорус­сии, Турции и России. Многочисленны они в Прибалтике. Особенно в Латвии. В Риге сегодня расположена самая силь­ная старообрядческая община в мире. Она насчитывает 80000 человек, располагает значительной собственностью, успешно занимается издательской деятельностью.
Большая группа староверов проживает на западном и вос­точном берегах Чудского озера (Причудские староверы), на острове Пийрисаар в Чудском озере (Эстония).
Принципиальных разногласий между тем, что предлагали никонианцы и старой верой практически нет. Они сводятся, в основном, к форме исполнения ритуала моления, отправле­ния обрядов.
Их можно перечислить по пальцам. Например: Никон за­менил обычай креститься двумя пальцами троеперстием. Сло­во «аллилуйя» («хвалите Бога») стали произносить не дважды, а трижды. Двигаться вокруг аналоя решили не по солнцу, а против его. Никон заменил земные поклоны поясными, при­вычное некогда слово Исус стали писать с двумя «и» и другое.
Однако, такая неприязнь! Неприятие реформы выража­лось в крайних формах, таких как: оставление родных мест, выезд на чужбину, даже самосожжение. Чем объяснялись эти крайности?
Старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий (1усев, р. 1929 г.) объясняет это следующим образом: «После Никоновских реформ государством были развернуты страшные гонения старообрядцев. Так, в 1685 г., в правление царевны Софьи, были изданы «12 статей о раскольниках», — один из самых жестоких законов российской истории. Там был, например, такой пункт: даже если некоторые «особо опасные» старообрядцы присоединятся к господствующей церкви, исповедаются и примут причастие от официального священника, то все равно их надо «казнить смертью без вся­кого милосердия». Притом казнить через сожжение. Так в России было введена практика западной инквизиции. Естест­венно от этого зверства люди бежали в леса, за границу. Были и самосожжения. Выбор-то, ведь, небольшой: или тебя сож­гут, или ты сам себя сожжешь. Но только в первом случае пе-
ред сожжением могут пыткой вырвать отречение от старой ве­ры. Так лучше уж умереть в вере, чем предателем! По смерти-то отвечать перед Богом!..» (Вече, 4-5,02.2000 г. А. Угланов).
Большая группа старообрядцев проживала на территории Опочецкого уезда. В свое время в Граинской Губе Велейского уезда. Откуда выходцы эти люди — с Прибалтики, Польши или Белоруссии, не установлено. А может наоборот, отсюда они уходили в чужие края?
Сохранились некоторые данные о преследовании Велей-ских (Граинских) старообрядцев.
Зафиксировано: 1838 г. Велейская волость из удельного ведомства перешла в ведение государственных имуществ. В связи с этим были предприняты попытки принудить старооб­рядцев к принятию веры официальной. Раскольники как могли противостояли. Они восстановили молебны: Маронис-кую, Цыпкинскую.
В1839 г. они направили прошение в Псковскую палату го­сударственных имуществ и архиепископу Псковскому, в ко­тором жалуются о том, что раньше, когда они были дворцо­выми (вотчинными) их не преследовали за веру, а сейчас на­чалось следствие Опочецким исправником Васюковым; что их принуждают обратиться совершенно в христианство, в то время, как наши соседи вотчинные не принуждаются. Нас же сажают в Опочецкий тюремный острог, где бреют головы и бороды, заставляют нас силой приписаться к церкви, угрожа­ют разорить. Прошение подписали крестьяне деревень: Три-гузова?Седуеиха, Остропяты, Ополье, Сидорово, Рогали.
Пришвине осталось без последствия.
Многие формально согласились и дали подписку подчи­ниться. На деле же, они остались в старообрядческой вере и проводили свои обряды. Их пытались представить, как «бун­товщиков и возмутителей, и ослушников».
Написали новую жалобу, но уже в Петербург министру го­сударственных имуществ, но побоялись подписать. Жалобу посчитали как анонимную и ответили, что оставляют без действия, ввиду отсутствия подписей.
Меры давления на раскольников предпринимались и в последующие годы. Так в апреле 1841 г. в Опочецком уездном суде рассматривалось дело: «Об отпадении в раскол крестьян
Велейской волости до 70-и хозяйств или 500 душ». Новая жа­лоба в Петербург — и опять без последствия.
В декабре 1845 г. дело о привлечении к уголовной ответ­ственности 53-х раскольников Велейской волости рассматри­вала Псковская палата уголовного суда, которая приговорила «нераскаянных» к долговременному содержанию под стра­жей. Сопротивление части людей было сломлено. Основная же масса осталась верна старообрядчеству.
Их вера, обряды, обычаи дошли до наших дней. До насто­ящего времени в Граинской и частично в Ильинской волостях сохранился куст деревень, где проповедуется устойчивое ста­рообрядчество. Это деревни: Мехово, Серебрянниково, Ло-патчиха, Соснивица, Сукино, Вершино, Рогали, Зайцы, Ер-шово, Тишково, Бельково, Юренково и другие Граинской во­лости. И деревни Ильинской волости. Часть их проживает на территории Опочецкого района.
Время наложило свой отпечаток, многое изменилось, но они во многом сохранили свои обычаи и донесли до наших дней.
Обычаи старообрядцев уходят в глубокую древность. До наших дней дошли воспоминания преподобного Федосия игумена Киево-Печерской Лавры (около 1036 — 1091 гг.). Вот что он пишет:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В 2018 году в Псковской области будет реализована программ санавиации
  • В Псковской области будут благоустроены 129 дворов в текущем году
  • В Пскове был выбран ученик года 2018
  • Сахаровские слушания в Риме
  • Интересное