Красные горки
Соседская и родственная взаимопомощь наиболее открыто проявлялась на так называемых помочах. Это — обычай приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно. Такая помощь чаще всего применялась на дожинки, при толоке льна, при вывозе навоза на поля, при строительстве домов (вздымок), при строительстве печей в доме (печебитье), при прядении шерсти, льна (супредки), при заготовке капусты (капустки).
Как бы ни была велика семья, она была не в состоянии обеспечить себя всем необходимым. Так возникла необходимость специализации всего нужного для человека: в одном месте начали специализироваться по изготовлению сошников, гвоздей, ножей, лемехов, в другом — по изготовлению посуды… Создавались группы деревообработчиков; они строили дома, делали сани, сундуки. В другом месте изготавливали из шерсти сыромятные сукна и валеную обувь… В сельской жизни нужны были горшки, — в отдельных местах стало развиваться гончарное дело. У наших предков широко было развито рыболовство, ведь они селились, прежде всего, по берегам рек и озер. Горкочане также выбрали место на берегу рек -Судомы и Шелони. Возникновение того или иного ремесла происходило стихийно, в зависимости от спроса, который определялся на ярмарках, куда съезжались и изготовители и потребители; там чаще всего происходил обмен изготовленными изделиями. Ярмарки обычно проводились около церквей.
Нравы и обычаи — неотъемлемая сторона существования человека. Формировались они у псковитян, как и везде на Руси, под влиянием язычества, и хотя христианство и боролось с ним, языческие верования оставались у псковитян долгое время. Считалось, например, что душа человека после его смерти продолжает существовать, поэтому в домах, где был покойник, вывешивалось полотенце за окном. На окне на 40 дней ставилась чашка или стакан с водой, чтобы душа покойника могла умываться. Люди, несшие тело покойника на кладбище, при возвращении в его дом должны были захватить со двора по полену дров или щепок и внести в помещение. Палки, на которых несли гроб с покойником на кладбище, оставляли на кладбище, т.к. считалось, что тот, кто возьмет эти палки к себе в дом, может скоро ждать покойника у себя.
Рождение ребенка сопровождалось многими обрядами. Беременным женщинам запрещалось шить по праздникам и по воскресеньям, чтобы дитя не родилось слепым или немым,
т.к. они могли «зашить» родившемуся рот или глаза. Им запрещалось переступать через оглобли, вожжи, веревки, -дитя может «запутаться» в утробе матери и погибнуть. Чтобы родившийся ребенок был счастлив, в день его крестин справляли пиршество, и на пиру всем должна была распоряжаться родильница. Маленького ребенка не кормили рыбой, чтобы ему не сообщалась безгласность рыбы; не позволяли, есть с ножа, чтобы он не стал злым. Крикуна, страдающего бессонницей, носили в курятник в надежде, что куры передадут ему свои свойства рано засыпать. На все случаи жизни были приметы. Три дня с Рождества Христова не выносили сор из избы, в третий девушки выносили его на огород и слушали, где залает собака; в той стороне и «быть» замужем.
Престольные праздники напрямую увязывались с циклом сельскохозяйственных работ. Как известно, в течение года православная церковь отмечает двенадцать «двунадесятых» календарных праздников, посвященных Христу, Троице и Богородице, 5 великих праздников, 4 поста и 359 праздников «святых угодников» и престольных, отмечаемых церквами, названных по имени святых.
Народный обрядовый календарь состоял из восьми трудовых периодов. В каждом периоде были свои праздники и свои сельскохозяйственные работы. Январь — февраль -время отдыха от тяжелых осенних работ, в марте устраивали проводы зимы и ремонтировали инвентарь, в апреле сменяли сани на телегу, выгоняли скот и запахивали землю для яровых; в мае высаживали рассаду в огородах, сажали картофель, огурцы, сеяли жито, лен, гречиху; в июне вывозили навоз на поля, заготавливали сено, сажали овощи, пахали, боронили землю, засевали; в июле проводили зажинку ржи, заканчивали сенокос, начинали жатву; в августе сеяли озимые, убирали яровые; в октябре — декабре рубили дрова, снимали лен, копали картофель, в декабре начинались зимние святки. Церковные праздники, помимо богослужений, были своего рода маяком для оповещения, когда начинать и кончать работы, ведь на каждый месяц приходилось до
пятнадцати — семнадцати праздников. Обряды и обрядовые игры составляли основу большинства народных праздников и памятных дней. Наши предки умело сочетали работу с веселыми забавами, песнями, танцами в праздничные дни после тяжелого крестьянского труда.
До крещения Р\си имена новорожденных лапались обычно с учеюм. каких — либо природных явлений: Рыжий. Хромой. Заика. Миляй. Ждан. Неждан. Нервуша. Вторак. Шесток. Умник. Молчан н т.д. На Псковщине были распространены прозвища Чубарь. Буерага, Смола. Ободень. Сова. Ворона … В принципе это языческие имена. С принятием христианства церковь решила ликвидировать обычай давать новорожденным такие прозвища. На начальном этапе распространения христианства это оказалось сложным делом. люди сотни лет пользовались устоявшимися обычаями давать имена своим детям. И церковь вынуждена была пойти на компромисс, разрешив двойное имя наречение: церковное и языческое. При крещении в церкви стали записывать два имени — первое по святцам, второе по желанию родителей. По свидетельству летописи, в XI — XII веках все русские люди, в том числе и князья, имели по два имени: Михаил -Святополк. Андрей Мстислав… С XVI века употребление «языческих» имен было запрещено, но называли им до времен Петра I. Петр усмотрел неудобство в двойном имени для службы в армии, а также при ведении судопроизводства и оформлении государственных актов. Имена новорожденным стали давать только по церковным святцам.
После Октябрьской революции и отделения церкви от государства, особенно в 30 — 40 годы, в среде «деревенских горожан» стали появляться имена Энергия, Сталина, Искра, Октябрина, Мая… Давались имена в честь литературных героев: Герман, Земфира, Альма и т.п. Но эти имена не прижились, а те. кто вырос с такими именами, стали заменять их на обычные русские.
Не менее любопытна история и с фамилиями на Псковщине. При общинном строе жители не нуждались в фамилиях, пользовались большей частью прозвищами. После отмены
крепостного права в 1861 году без фамилии нельзя было обходиться. Они образовывались по-разному. Часть селян превратили в фамилии свои прозвища, часть назвались фамилией своих бывших господ. Много фамилий образовалось от профессий, кустарного производства: Гончаров, Кузнецов, Мельников… Бедность землевладельца, тяжелая доля также породили много фамилий: Бездомников, Усталов, Объеткин, Огрызков… Значительное количество фамилий образовались от одного имени, например: Петров, Петрухин, Петькин, Петриченко…
Княжьегорцам (как и всем на Псковщине) фамилии в большинстве случаев давались от имени отца; так продолжалось до начала XX века. Отец — Петров Николай Петрович; фамилия сына — Николаев.
Деревня, село, община, пятина, погост, волость, уезд, губерния — эти названия административных единиц пришли к нам издалека. Вспомним их значение. Деревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении -небольшое поселение. Оно обычно расположено среди распаханных полей, близ оврагов, рек, ручьев. Село — одно из древнейших названий поселений славян. Это крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. Община — форма объединения людей, характеризующаяся коллективным владением средствами производства (всеми или только некоторыми) и полным или частичным самоуправлением: родовая община, семейная, территориальная, крестьянская община. Погост учрежден в X веке Ольгой как округ, где велись все дела с деревнями, входившими в его состав. Делами погоста заправлял староста. Позже погосты стали подчиняться стану, стан подчинялся уезду. С XVIII погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем; позднее и до настоящего времени погост — сельское кладбище. Пятины — административно-территориальные области в Новгородской земле с XV века (Бежецкая, Водская, Деревская, Обонежская, Шелонская). Упразднены в XVHI веке. Шелонская пятина включала земли по реке Шёлонъ между реками Луга и Ловать. Волость
возникла в XI веке, была заменена сельскими Советами. В наше время вновь восстановлена. Уезд известен на Руси с XIII века, состоял из волостей. Бго значение неоднократно изменялось. Окончательно как административно-территориальная единица с численностью в 20 — 30 тысяч человек мужского пола уезд утвердился в 1775 году. В начале XX века, после Октябрьской революций, понятие «уезд» было заменено понятием «район».
Русский щит по реке Щелони. Горки