Красные горки
Страницы истории Дедовичского района
Иван НИКОЛАЕВ
(Краеведческий очерк)
Дедовичи, 2000 год
Далекое прошлое
Псковская земля испокон веков была покрыта дремучими лесами и болотами. Человек, поселившийся в этих местах, с течением времени уничтожил часть лесов, внешний облик земли изменился. На Псковщине учтено 1920 озер (не считая мелких от 1 до 5 метров глубиной); по ней протекают сотни рек, речушек и ручейков. Только на территории Порховского уезда их более ста. Уклон земли здесь мал, поэтому реки текут медленно. Шелонь и Судома — главные реки Красных Горок.
Шелонь
По преданию, от правнука Иафета (сын Ноя) — Скифа произошли пять братьев: Словен, Рус, Болгар, Кошон и Истер. Все они жили на берегах Черного моря. Словен и Рус оставили древнюю отчизну и, пространствовав 14 лет, пришли к озеру Мойску. По совету волхвов старший брат поселился у источника мутной реки, названной им Волховом, и основал здесь город Словенск Великий. Другую реку он назвал Шелонью в честь своей жены Шелони, а озеро Ильмером — в честь своей сестры Ильмеры.
А.И. Попов в работе «Следы времен минувших», изданной ЛО " Наука" в 1981 году, утверждает, что название реки Шелонь — чисто славянское, оно встречается в начале XIII века первоначально в форме — Шелона, или Шолонь, т.е. соленая. Шелонь была одним из звеньев торгового пути, ведущего в Старую Руссу, где издавна известны соленые источники и добывалась соль. Ильмень означает широкий разлив реки, похожий на озеро. До XVI века это озеро называлось Ильмерь.
Городенку и Северку, в полусотне километров от своего истока. Отсюда она в общем направлении на север до Порхова и на восток от него течет полукругом; длина ее от истока до впадения в Ильмень составляет примерно 220 километров. Шелонь протекает, в основном, по равнинной местности, за исключением лесистого верховья и небольшого пространства от погоста Устье к Порхову, где местность несколько волниста. Течение ее спокойное, ровное, ширина по принятию рек Городенки и Северкд до 15 метров. Берега крутые, но невысокие, от 2 до 10 метров. Дно реки ямистое, преимущественно песчаное; в средней части — из плотного известняка; во многих местах покрыто наносными валунами. В половодье река лишь в немногих местах выходит из берегов, разливы ее нешироки. Судоходна — от Сольцов.
Судома
С названием реки связано много легенд. Вот одна из них. Жили три великана: отец Лобно, мать Судома и дочь Степулиха. Сторожили землю свою от врагов, а оружием у них был огромный каменный топор — один на троих. Когда наступали враги, великаны перебрасывали топор друг другу. Но однажды он вырвался из рук и утонул в озере, и когда враги стали одолевать, Судома не выдержала — заплакала и произнесла заклинание. И все трое великанов превратились в горы и тем перекрыли путь врагам, а от слез, пролитых матерью, родилась река Судома.
В «Памятной записке для Псковской губернии» за 1895 год помещена притча. На одной из возвышенностей на Псковской земле находилось капище, при котором была цепь, производившая суд и расправу, от чего и гора эта получила название Судома. Тяжущиеся, не имеющие свидетелей, со всех окрестных мест стекались на эту гору. Обвиняемый и истец по очереди должны были взяться за цепь; держась за нее, присягнуть в том, что они не виновны. Если цепь
если цепь не опускалась — виноват. С горы, а точнее из озера Навережье, вытекала река; она и получила название по горе — Судома. Первоначально она называлась и Судомирь, и Судомерь, и Судома, и лишь в Никоновской летописи, составленной около 1539 — 1542 годов, названа Судомой.
Судома берет начало из ключей озера Навережье в самой возвышенной части Судомских гор. Длина ее 50 километров, ширина лишь в нескольких местах доходит до 20 метров, глубина до 1 метра. Весной и во всякое время при больших дождях воды её быстро и сильно пребывают, местами река выходит из берегов. В верховье она быстрым и извилистым потоком вьется между гор в глубоких и обрывистых берегах, принимая в себя множество небольших речек. В районе Порхова Судома выходит на равнину, но до самого устья имеет овражистые берега и течение её быстро. Грунт берегов глинистый и супесчаный, дио реки каменистое; вода чистая, светлая.
По мнению митрополита Евгения Болховитинова (1767 -1837), славяне, появившиеся на юге Европы в пятом столетии по Рождеству Христову, частью племен начали продвигаться к берегам Балтийского моря. Одно из этих племен, кривичи, двинулись далее к востоку и разделились на три части. Первая остановилась близ Двины, на реке Полоше (отсюда название — полочане); вторая отклонилась к юго-востоку, по Днепру, и основала город Смоленск; третья потянулась к северу, к Псковскому озеру, и построила города Изборск и Ладога. Часть этого племени подошла к озеру Ильмень, удержав на себе коренное древнее название — славяне. Можно считать, что предками сегодняшних красногорцев являются именно эти славяне, поселившиеся вокруг озера Ильмень, по берегам Шелони, Судомы и других рек.
Наши предки жили небольшими родами или общинами, жили интересами самозащиты и общего земледелия. Отношения членов такой общины определялись их отношением к её главе, которому были подчинены равным образом все в общине. Но по мере того, как общины разрастались, появились признаки деления на классы — на
людей богатых и бедных, на больших и меньших. Большие люди, пользуясь своим богатством, поставили в известную зависимость меньших людей и постепенно закабалили их. Появился класс полусвободных людей, так называемых закупов. Все это привело к распаду общин первоначального типа. Объединила общины и племена княжеская власть. Князь становится и военаначальником, и судьей. В деле защиты от нападения врагов князья организуют поселения с планировкой оборонительных сооружений; как судьи решают вопросы взаимоотношений между общинами и людьми. Укрепляют города — старшие и младшие (пригороды), появляются сторожевые пункты — крепости, центры волостей и погосты, феодальные усадьбы — замки. С распространением христианства на Псковщине города становятся очагами и организационными ячейками христианства. Появляются центры епархий и приходов. Организуется торговля. Но княжеская власть упрочилась не сразу, ей пришлось считаться с общинами в лице вече, которое часто противодействовало князьям.
Христианская церковь на первых порах приняла под свою защиту целый класс людей, вышедших по каким — либо причинам из состава общин. Повсеместно началось строительство церквей как личных (у богатых людей), так и общинных, для простого человека. Церкви поначалу строились деревянные.
Простой люд в составе общин селился, как правило, вдоль рек, около озер. Самый распространенный тип древнерусского поселения был приречный. Но были и поселения, расположенные на дюнах, буграх или гривах, вдали от рек. Основной тип застройки — вдоль берега в 1-2-3 ряда. В селе — от 3 до 8 дворов. Жилища — наземные, дома -срубные, они заменили полуземляные жилища. Пол был деревянный, из досок или плах. Печь — каменка располагалась в углу. Печи топились «по- черному». Перед входом в дом имелись сени, окна были маленькие, — вырубались наполовину два бревна. Окна имели слюдяные оконницы, потом появились стекла. Между печкой и боковой стеной
устраивались полати; наискось от устья печи размещался «красный угол», где стояли лавки и стол.
В 1585 году по Псковской земле путешествовал немец А. Кихель. В своих записках он отметил, что псковичи в обращении самостоятельны, ни перед кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницею; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Женщины, когда выходят на улицу, закрывают лицо. В своих домах женщины имеют отдельное от мужчин помещение. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; яблок и груш у них нет, но зато есть зелень и овощи, и особенно много огурцов. Пьют много вина, и без того пир ничего не значит. Переносят жажду более, нежели какой другой народ. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и крепостях, нежели в чистом поле.
Для псковитян, в том числе и горочан, характерна была соседская помощь тем, кто оказывался в трудном положении. Случалось, что мир направлял здоровых мужчин топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общинников во время сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет. Особенно была распространена помощь общины погорельцам — и трудом и деньгами, в первую очередь ратникам и вдовам.