Поиск по сайту
Сруб из северного леса смотри здесь.

Красные горки

Страницы истории Дедовичского района
Иван НИКОЛАЕВ
(Краеведческий очерк)
Дедовичи, 2000 год
Далекое прошлое
Псковская земля испокон веков была покрыта дремучими лесами и болотами. Человек, поселившийся в этих местах, с течением времени уничтожил часть лесов, внешний облик земли изменился. На Псковщине учтено 1920 озер (не считая мелких от 1 до 5 метров глубиной); по ней протекают сотни рек, речушек и ручейков. Только на территории Порховского уезда их более ста. Уклон земли здесь мал, поэтому реки текут медленно. Шелонь и Судома — главные реки Красных Горок.
Шелонь
По преданию, от правнука Иафета (сын Ноя) — Скифа произошли пять братьев: Словен, Рус, Болгар, Кошон и Истер. Все они жили на берегах Черного моря. Словен и Рус оставили древнюю отчизну и, пространствовав 14 лет, пришли к озеру Мойску. По совету волхвов старший брат поселился у источника мутной реки, названной им Волховом, и основал здесь город Словенск Великий. Другую реку он назвал Шелонью в честь своей жены Шелони, а озеро Ильмером — в честь своей сестры Ильмеры.
А.И. Попов в работе «Следы времен минувших», изданной ЛО " Наука" в 1981 году, утверждает, что название реки Шелонь — чисто славянское, оно встречается в начале XIII века первоначально в форме — Шелона, или Шолонь, т.е. соленая. Шелонь была одним из звеньев торгового пути, ведущего в Старую Руссу, где издавна известны соленые источники и добывалась соль. Ильмень означает широкий разлив реки, похожий на озеро. До XVI века это озеро называлось Ильмерь.
Городенку и Северку, в полусотне километров от своего истока. Отсюда она в общем направлении на север до Порхова и на восток от него течет полукругом; длина ее от истока до впадения в Ильмень составляет примерно 220 километров. Шелонь протекает, в основном, по равнинной местности, за исключением лесистого верховья и небольшого пространства от погоста Устье к Порхову, где местность несколько волниста. Течение ее спокойное, ровное, ширина по принятию рек Городенки и Северкд до 15 метров. Берега крутые, но невысокие, от 2 до 10 метров. Дно реки ямистое, преимущественно песчаное; в средней части — из плотного известняка; во многих местах покрыто наносными валунами. В половодье река лишь в немногих местах выходит из берегов, разливы ее нешироки. Судоходна — от Сольцов.
Судома
С названием реки связано много легенд. Вот одна из них. Жили три великана: отец Лобно, мать Судома и дочь Степулиха. Сторожили землю свою от врагов, а оружием у них был огромный каменный топор — один на троих. Когда наступали враги, великаны перебрасывали топор друг другу. Но однажды он вырвался из рук и утонул в озере, и когда враги стали одолевать, Судома не выдержала — заплакала и произнесла заклинание. И все трое великанов превратились в горы и тем перекрыли путь врагам, а от слез, пролитых матерью, родилась река Судома.
В «Памятной записке для Псковской губернии» за 1895 год помещена притча. На одной из возвышенностей на Псковской земле находилось капище, при котором была цепь, производившая суд и расправу, от чего и гора эта получила название Судома. Тяжущиеся, не имеющие свидетелей, со всех окрестных мест стекались на эту гору. Обвиняемый и истец по очереди должны были взяться за цепь; держась за нее, присягнуть в том, что они не виновны. Если цепь
если цепь не опускалась — виноват. С горы, а точнее из озера Навережье, вытекала река; она и получила название по горе — Судома. Первоначально она называлась и Судомирь, и Судомерь, и Судома, и лишь в Никоновской летописи, составленной около 1539 — 1542 годов, названа Судомой.
Судома берет начало из ключей озера Навережье в самой возвышенной части Судомских гор. Длина ее 50 километров, ширина лишь в нескольких местах доходит до 20 метров, глубина до 1 метра. Весной и во всякое время при больших дождях воды её быстро и сильно пребывают, местами река выходит из берегов. В верховье она быстрым и извилистым потоком вьется между гор в глубоких и обрывистых берегах, принимая в себя множество небольших речек. В районе Порхова Судома выходит на равнину, но до самого устья имеет овражистые берега и течение её быстро. Грунт берегов глинистый и супесчаный, дио реки каменистое; вода чистая, светлая.
По мнению митрополита Евгения Болховитинова (1767 -1837), славяне, появившиеся на юге Европы в пятом столетии по Рождеству Христову, частью племен начали продвигаться к берегам Балтийского моря. Одно из этих племен, кривичи, двинулись далее к востоку и разделились на три части. Первая остановилась близ Двины, на реке Полоше (отсюда название — полочане); вторая отклонилась к юго-востоку, по Днепру, и основала город Смоленск; третья потянулась к северу, к Псковскому озеру, и построила города Изборск и Ладога. Часть этого племени подошла к озеру Ильмень, удержав на себе коренное древнее название — славяне. Можно считать, что предками сегодняшних красногорцев являются именно эти славяне, поселившиеся вокруг озера Ильмень, по берегам Шелони, Судомы и других рек.
Наши предки жили небольшими родами или общинами, жили интересами самозащиты и общего земледелия. Отношения членов такой общины определялись их отношением к её главе, которому были подчинены равным образом все в общине. Но по мере того, как общины разрастались, появились признаки деления на классы — на
людей богатых и бедных, на больших и меньших. Большие люди, пользуясь своим богатством, поставили в известную зависимость меньших людей и постепенно закабалили их. Появился класс полусвободных людей, так называемых закупов. Все это привело к распаду общин первоначального типа. Объединила общины и племена княжеская власть. Князь становится и военаначальником, и судьей. В деле защиты от нападения врагов князья организуют поселения с планировкой оборонительных сооружений; как судьи решают вопросы взаимоотношений между общинами и людьми. Укрепляют города — старшие и младшие (пригороды), появляются сторожевые пункты — крепости, центры волостей и погосты, феодальные усадьбы — замки. С распространением христианства на Псковщине города становятся очагами и организационными ячейками христианства. Появляются центры епархий и приходов. Организуется торговля. Но княжеская власть упрочилась не сразу, ей пришлось считаться с общинами в лице вече, которое часто противодействовало князьям.
Христианская церковь на первых порах приняла под свою защиту целый класс людей, вышедших по каким — либо причинам из состава общин. Повсеместно началось строительство церквей как личных (у богатых людей), так и общинных, для простого человека. Церкви поначалу строились деревянные.
Простой люд в составе общин селился, как правило, вдоль рек, около озер. Самый распространенный тип древнерусского поселения был приречный. Но были и поселения, расположенные на дюнах, буграх или гривах, вдали от рек. Основной тип застройки — вдоль берега в 1-2-3 ряда. В селе — от 3 до 8 дворов. Жилища — наземные, дома -срубные, они заменили полуземляные жилища. Пол был деревянный, из досок или плах. Печь — каменка располагалась в углу. Печи топились «по- черному». Перед входом в дом имелись сени, окна были маленькие, — вырубались наполовину два бревна. Окна имели слюдяные оконницы, потом появились стекла. Между печкой и боковой стеной
устраивались полати; наискось от устья печи размещался «красный угол», где стояли лавки и стол.
В 1585 году по Псковской земле путешествовал немец А. Кихель. В своих записках он отметил, что псковичи в обращении самостоятельны, ни перед кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницею; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Женщины, когда выходят на улицу, закрывают лицо. В своих домах женщины имеют отдельное от мужчин помещение. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; яблок и груш у них нет, но зато есть зелень и овощи, и особенно много огурцов. Пьют много вина, и без того пир ничего не значит. Переносят жажду более, нежели какой другой народ. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и крепостях, нежели в чистом поле.
Для псковитян, в том числе и горочан, характерна была соседская помощь тем, кто оказывался в трудном положении. Случалось, что мир направлял здоровых мужчин топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общинников во время сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет. Особенно была распространена помощь общины погорельцам — и трудом и деньгами, в первую очередь ратникам и вдовам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Памятнику солдату Первой мировой войны нужно вернуть штык
  • А кто управлял Псковом?
  • Иван Афанасьевич Афанасьев
  • Очерк В. И. Щербо
  • Интересное