Поиск по сайту

Краеведение после революции

Летом 1924 г. В.К.Гринкевичу пришлось, как и в 1922 г. в ИНО, принимать участие в решении судьбы одного из активных членов общества краеведения, руководителя его этнографической секции уче­ного-лесовода Е.И.Исполатова. Последний был 1 августа 1924 г. уво­лен из губземуправления по сокращению штатов, предлагаемая ему работа в одном из лесничеств его не устраивала, и Исполатов собрался покинуть Псков. 12 августа В.К.Гринкевич совместно с А.К.Янсоном и Л.Г.Гершановичем направили в губисполком письмо, в котором пи­сали, что «Исполатов — высококвалифицированный лесничий с 26 лет­ним стажем, из коих 13 лет отдано на работу псковским лесам», имеет 37 печатных трудов, «проявил несомненную научную деятельность в изучении местной флоры, лесного хозяйства и фольклора местного края», является активным работником по «изучению местного края» и состоит членом Правления общества краеведения. «Изучение местно­го края теряет в нем видного работника, который в другой местности не сумеет так себя проявить», — продолжали они и просили изыскать возможность устройства Е.И.Исполатова на какую-либо работу в гу­бернии.29
Но гораздо сильнее оказалось мнение ОГПУ, сотрудники кото­рого в сентябре 1924 г. писали в губисполком: «Бывший служащий ГЛО гр.Исполатов старый ученый-лесовод. Как специалист, гр-н Испола-тов пользуется большой популярностью не только среди специалистов в лесном деле Псковской губернии, но и в центре, особенно среди лю­дей, посвятивших себя ученой деятельности в области лесоводства. Ученый лесовод Исполатов обладает большими теоретическими зна­ниями в области своей специальности и имеет печатные труды по лесо­водству, до последнего времени исполнял работу в Псковском губле-сотделе. Будучи только лишь кабинетным работником с негодными административными и организаторскими способностями, он был уво­лен из ГЛО по сокращению штатов, и кроме того, потому, что его боль­шие теоретические познания в области лесного дела не могли быть по его плану использованы в Псковской губернии за недостаточностью средств в гублесотделе.
С точки зрения политической физиономия гр-на Исполатова са­мая бесцветная, причем будучи беспартийным, он совершенно не интересуется общественно-политической жизнью страны и весь отдал­ся изучению и разработке вопросов, связанных с лесным хозяй­ством…».30
Сил и авторитета у общества краеведения для сохранения Е.И.Ис­полатова в своих рядах, как и в Псковской губернии вообще, оказа­лось недостаточно: опытный специалист своего дела, что признавали даже органы ОГПУ, покинул Псков.
Хорошим специалистом в своем деле считали и беспартийного В.К.Гринкевича. «Хороший организатор и опытный администратор-хозяйственник, специалист по математическим наукам, — писал в аттес­тации на него 10 февраля 1924 г. зав.Губпрофобром И.Покровский. — К своим обязанностям относится добросовестно. По отношению к Со­ветской власти и РКП(б) настроен лояльно». На вопрос анкеты «Ваш взгляд на современную эпоху» Виктор Ксавериевич ответил так: «Не­избежный переходный период к коммунизму».31 Показателем его ло­яльного отношения к Советской власти является и тот факт, что 21 фев­раля 1924 г. на состоявшемся в педтехникуме вечере памяти В.И.Лени­на (через месяц после его кончины) В.К.Гринкевич выступил «с неболь­шой, но теплой речью, обрисовавшей кристально чистый образ Влади­мира Ильича».32 А в преддверии очередной годовщины со дня рожде­ния В.И.Ленина в апреле 1924 г. не без рекомендации В.К.Гринкевича на собрании общества краеведения педагог А.Семенов сделал доклад «Ленин, как краеведческая тема для школьной проработки».33
4 сентября 1924 г. педагогическая и краеведческая деятельность В.К.Гринкевича в Пскове закончилась: по личному заявлению он был переведен в распоряжение Ленинградского губоно и назначен заведу­ющим 86-й Советской школой им.А.И.Герцена при заводе «Красный путиловец», расположенной на ул.Стачек. В Пскове он руководил ИНО и педтехникумом в общей влажности 3 года 9 месяцев, выступая в каче­ства преподавателя математики, педагога, организатора краеведческой работы.34
В Ленинграде оказались по различным обстоятельствам и ряд дру­гих псковичей, в том числе бывших преподавателей ИНО, переехавших туда с преобразованием института в техникум. Еще до приезда в Ленин­град В.К.Гринкевича, весной 1924 г. Ленинградский губоно при содей­ствии Центрального бюро краеведения образовал школьно-педагогичес­кую комиссию, секретарем которой стал его коллега по ИНО и обще­ству краеведения А.И.Дзенс-Литовский. В.К.Гринкевич по приезде в Ленинград также включился в работу комиссии.35 Благодаря этому в начале 1925 г. увидела свет работа В.К.Гринкевича «Краеведение в шко­ле» (Л., 1925, 38 стр., тир.8 тыс.экз.). с известным «псковским» посвяще­нием «Познай свой край». В брошюре содержалась историческая справ­ка о зарождении и развитии краеведческого движения с 1921 г., предлага­лась схема краеведческой работы, имелся указатель литературы. Эта брошюра стала дальнейшим развитием идей автора, изложенных еще в Пскове в 1922-1924 гг. Примеров по Пскову здесь нет, но одна из предло­женных для изучения тем очень примечательна: «Исследование реки Каменки». Точной географической привязки этой реки в брошюре нет, но не имел ли в виду В.К.Гринкевич небольшую речку Каменку, проте­кающую невдалеке от Пскова, близ древнего городища Камно?! Здесь, как и ранее В.К.Гринкевич по-прежнему подчеркивал важную роль кра­еведения в работе школ: «Краеведение — это рычаг, который любую шко­лу сдвинет с мертвой точки учебы», а в заключение он очень точно под­метил общественную значимость краеведческой работы: «Что значит любить Родину?.. Любить Родину — это не значит в ней замыкаться. Это значит любить жизнь в своеобразных рамках данного места, это значит бороться за ее торжество, за ее прогресс в данных конкретных условиях. Человек, любящий Родину, везде активен».36
Эта брошюра В.К.Гринкевича получила похвальный отзыв од­ного из центральных краеведческих журналов: «Живая, несомненно полезная, а главное — стройная книжка, отдельные части которой про­думаны в пришлифованы друг к другу», а «главный недостаток ее, по­жалуй, в том, что она немного мала, надо бы приведенный в ней мате-
риал развернуть еще детальнее и на большем количестве конкретных иллюстраций».37
В начале 1926 г. под редакцией А.И.Дзенс-Литовского и профес­сора К.П.Ягодовского в Ленинграде вышел сборник статей «На новых путях краеведной работы», в котором была опубликована статья В.К.Гринкевича «Краеведение и марксизм» (ее.52-67).
Свои теоретические воззрения на роль и место краеведческой работы, на обеспечение связи обучения с жизнью В.К.Гринкевич ис­пользовал в практический работе на посту заведующего 86-й Красно-путиловской школой. Школа эта получили широкую известность в Ленинграде, опыт ее постоянно рекламировался и рекомендовался к распространению.
В 1928 г. школа собственными усилиями издала сборник «Индус­триально-технический уклон в трудовой школе» (Л. Изд. 86 трудовой школы им.Герцена при заводе «Красный Путиловец». 1928.96 стр. 1150 экз.)38 В следующем, 1929 г. В.К.Гринкевич опубликовал статью «Рели­гиозное состояние учащихся и принципы антирелигиозной работы в школе», написанную на основании обработки 1343 анкет, предложен­ных для ответа учащимся.39 В условиях начавшегося в стране «антире­лигиозного похода» тема атеистического воспитания учащихся счита­лась весьма актуальной. А несколько позже журнал «Просвещение» вновь выступил с обобщением опыта общественно-полезной работы 86-й школы на предприятии.40
В 1929 г. 11-я Советская школа Ленинграда вызвала 86-ю школу на соревнование, как «самую большую пролетарскую школу города, чтобы научиться ее опыту, проверить свои достижения и во взаимном соревновании найти новые методы для выполнения грандиозных за­дач, стоящих перед советскими трудовыми школами».41
Значительное место уделял журнал «Просвещение» распростра­нению опыта школы и в 1930 г. В одном из номеров была опубликова­на целая подборка материалов, составленных учителями: о производ­ственной практике 86-й школы на заводе «Красный путиловец», обще­ственно-полезной работе учащихся в районе школы, о культработе школы в ЖАКТе, а В.К.Гринкевич совместно о К.А.Горшковым обоб­щил опыт работы по теме «Экскурсии на производство и их организа­ция», предложив планы к программы экскурсий, а также конкретные задания учащимся в процессе их проведения.42
8 мая 1931 г., в процессе проведения Международной детской не­дели при 86-й школе была открыта политехническая станция с различ­ными кружками и мастерскими.43

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Отчет Псковского Общества Краеведения
  • Сборник Псковского общества краеведения
  • Краеведческие учреждения в Псковской губернии.
  • Авиорадиохим в Пскове.
  • Интересное