Краеведение после революции
Летом 1924 г. В.К.Гринкевичу пришлось, как и в 1922 г. в ИНО, принимать участие в решении судьбы одного из активных членов общества краеведения, руководителя его этнографической секции ученого-лесовода Е.И.Исполатова. Последний был 1 августа 1924 г. уволен из губземуправления по сокращению штатов, предлагаемая ему работа в одном из лесничеств его не устраивала, и Исполатов собрался покинуть Псков. 12 августа В.К.Гринкевич совместно с А.К.Янсоном и Л.Г.Гершановичем направили в губисполком письмо, в котором писали, что «Исполатов — высококвалифицированный лесничий с 26 летним стажем, из коих 13 лет отдано на работу псковским лесам», имеет 37 печатных трудов, «проявил несомненную научную деятельность в изучении местной флоры, лесного хозяйства и фольклора местного края», является активным работником по «изучению местного края» и состоит членом Правления общества краеведения. «Изучение местного края теряет в нем видного работника, который в другой местности не сумеет так себя проявить», — продолжали они и просили изыскать возможность устройства Е.И.Исполатова на какую-либо работу в губернии.29
Но гораздо сильнее оказалось мнение ОГПУ, сотрудники которого в сентябре 1924 г. писали в губисполком: «Бывший служащий ГЛО гр.Исполатов старый ученый-лесовод. Как специалист, гр-н Испола-тов пользуется большой популярностью не только среди специалистов в лесном деле Псковской губернии, но и в центре, особенно среди людей, посвятивших себя ученой деятельности в области лесоводства. Ученый лесовод Исполатов обладает большими теоретическими знаниями в области своей специальности и имеет печатные труды по лесоводству, до последнего времени исполнял работу в Псковском губле-сотделе. Будучи только лишь кабинетным работником с негодными административными и организаторскими способностями, он был уволен из ГЛО по сокращению штатов, и кроме того, потому, что его большие теоретические познания в области лесного дела не могли быть по его плану использованы в Псковской губернии за недостаточностью средств в гублесотделе.
С точки зрения политической физиономия гр-на Исполатова самая бесцветная, причем будучи беспартийным, он совершенно не интересуется общественно-политической жизнью страны и весь отдался изучению и разработке вопросов, связанных с лесным хозяйством…».30
Сил и авторитета у общества краеведения для сохранения Е.И.Исполатова в своих рядах, как и в Псковской губернии вообще, оказалось недостаточно: опытный специалист своего дела, что признавали даже органы ОГПУ, покинул Псков.
Хорошим специалистом в своем деле считали и беспартийного В.К.Гринкевича. «Хороший организатор и опытный администратор-хозяйственник, специалист по математическим наукам, — писал в аттестации на него 10 февраля 1924 г. зав.Губпрофобром И.Покровский. — К своим обязанностям относится добросовестно. По отношению к Советской власти и РКП(б) настроен лояльно». На вопрос анкеты «Ваш взгляд на современную эпоху» Виктор Ксавериевич ответил так: «Неизбежный переходный период к коммунизму».31 Показателем его лояльного отношения к Советской власти является и тот факт, что 21 февраля 1924 г. на состоявшемся в педтехникуме вечере памяти В.И.Ленина (через месяц после его кончины) В.К.Гринкевич выступил «с небольшой, но теплой речью, обрисовавшей кристально чистый образ Владимира Ильича».32 А в преддверии очередной годовщины со дня рождения В.И.Ленина в апреле 1924 г. не без рекомендации В.К.Гринкевича на собрании общества краеведения педагог А.Семенов сделал доклад «Ленин, как краеведческая тема для школьной проработки».33
4 сентября 1924 г. педагогическая и краеведческая деятельность В.К.Гринкевича в Пскове закончилась: по личному заявлению он был переведен в распоряжение Ленинградского губоно и назначен заведующим 86-й Советской школой им.А.И.Герцена при заводе «Красный путиловец», расположенной на ул.Стачек. В Пскове он руководил ИНО и педтехникумом в общей влажности 3 года 9 месяцев, выступая в качества преподавателя математики, педагога, организатора краеведческой работы.34
В Ленинграде оказались по различным обстоятельствам и ряд других псковичей, в том числе бывших преподавателей ИНО, переехавших туда с преобразованием института в техникум. Еще до приезда в Ленинград В.К.Гринкевича, весной 1924 г. Ленинградский губоно при содействии Центрального бюро краеведения образовал школьно-педагогическую комиссию, секретарем которой стал его коллега по ИНО и обществу краеведения А.И.Дзенс-Литовский. В.К.Гринкевич по приезде в Ленинград также включился в работу комиссии.35 Благодаря этому в начале 1925 г. увидела свет работа В.К.Гринкевича «Краеведение в школе» (Л., 1925, 38 стр., тир.8 тыс.экз.). с известным «псковским» посвящением «Познай свой край». В брошюре содержалась историческая справка о зарождении и развитии краеведческого движения с 1921 г., предлагалась схема краеведческой работы, имелся указатель литературы. Эта брошюра стала дальнейшим развитием идей автора, изложенных еще в Пскове в 1922-1924 гг. Примеров по Пскову здесь нет, но одна из предложенных для изучения тем очень примечательна: «Исследование реки Каменки». Точной географической привязки этой реки в брошюре нет, но не имел ли в виду В.К.Гринкевич небольшую речку Каменку, протекающую невдалеке от Пскова, близ древнего городища Камно?! Здесь, как и ранее В.К.Гринкевич по-прежнему подчеркивал важную роль краеведения в работе школ: «Краеведение — это рычаг, который любую школу сдвинет с мертвой точки учебы», а в заключение он очень точно подметил общественную значимость краеведческой работы: «Что значит любить Родину?.. Любить Родину — это не значит в ней замыкаться. Это значит любить жизнь в своеобразных рамках данного места, это значит бороться за ее торжество, за ее прогресс в данных конкретных условиях. Человек, любящий Родину, везде активен».36
Эта брошюра В.К.Гринкевича получила похвальный отзыв одного из центральных краеведческих журналов: «Живая, несомненно полезная, а главное — стройная книжка, отдельные части которой продуманы в пришлифованы друг к другу», а «главный недостаток ее, пожалуй, в том, что она немного мала, надо бы приведенный в ней мате-
риал развернуть еще детальнее и на большем количестве конкретных иллюстраций».37
В начале 1926 г. под редакцией А.И.Дзенс-Литовского и профессора К.П.Ягодовского в Ленинграде вышел сборник статей «На новых путях краеведной работы», в котором была опубликована статья В.К.Гринкевича «Краеведение и марксизм» (ее.52-67).
Свои теоретические воззрения на роль и место краеведческой работы, на обеспечение связи обучения с жизнью В.К.Гринкевич использовал в практический работе на посту заведующего 86-й Красно-путиловской школой. Школа эта получили широкую известность в Ленинграде, опыт ее постоянно рекламировался и рекомендовался к распространению.
В 1928 г. школа собственными усилиями издала сборник «Индустриально-технический уклон в трудовой школе» (Л. Изд. 86 трудовой школы им.Герцена при заводе «Красный Путиловец». 1928.96 стр. 1150 экз.)38 В следующем, 1929 г. В.К.Гринкевич опубликовал статью «Религиозное состояние учащихся и принципы антирелигиозной работы в школе», написанную на основании обработки 1343 анкет, предложенных для ответа учащимся.39 В условиях начавшегося в стране «антирелигиозного похода» тема атеистического воспитания учащихся считалась весьма актуальной. А несколько позже журнал «Просвещение» вновь выступил с обобщением опыта общественно-полезной работы 86-й школы на предприятии.40
В 1929 г. 11-я Советская школа Ленинграда вызвала 86-ю школу на соревнование, как «самую большую пролетарскую школу города, чтобы научиться ее опыту, проверить свои достижения и во взаимном соревновании найти новые методы для выполнения грандиозных задач, стоящих перед советскими трудовыми школами».41
Значительное место уделял журнал «Просвещение» распространению опыта школы и в 1930 г. В одном из номеров была опубликована целая подборка материалов, составленных учителями: о производственной практике 86-й школы на заводе «Красный путиловец», общественно-полезной работе учащихся в районе школы, о культработе школы в ЖАКТе, а В.К.Гринкевич совместно о К.А.Горшковым обобщил опыт работы по теме «Экскурсии на производство и их организация», предложив планы к программы экскурсий, а также конкретные задания учащимся в процессе их проведения.42
8 мая 1931 г., в процессе проведения Международной детской недели при 86-й школе была открыта политехническая станция с различными кружками и мастерскими.43
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57