Поиск по сайту

Краеведение после революции

А вот другая инициатива В.КТринкевича в подборе кандидатуры преподавателя имела иной исход. В конце октября 1922 г. он решил при­гласить на должность преподавателя истории и педагогики бывшего директора Псковской мужской гимназии А.В.Готалова, против кандида­туры которого резко выступило Правление губернского Союза работ­ников просвещения. «Готалов дважды служил в Пскове, — отметило оно, — сначала как педагог, а потом как директор губернской гимназии, пре­красно известен Пскову с явно реакционной окраской. Это был видный работник при самодержавном строе, человек безусловно талантливый, сильный научно, прекрасный администратор, но человек, ни перед чем не останавливающийся при достижении своих целей. Готлиб-Готалов несколько раз менял свою религию (иудейство, реформаторство, право­славие) и соответственно — имя, отчество, фамилию. Словом, это был постоянный карьерист, приспосабливающийся ко всем обстоятельствам,
какой бы окраски они ни были. В конце немецкой оккупации Пскова, перед вступлением в Псков власти Советской, Готлиб выбыл на Украи­ну и лишь в текущем году вновь напомнил о себе Пскову…».
Правление Союза выразило «крайнее свое удивление, как могло поступить от ректора ИНО, давнишнего псковского работника шко­лы, " который не мог не знать такой реакционной личности, каким все­гда был Готлиб-Готалов» и категорически отвело его кандидатуру.
В.КГринкевич, видимо, продолжал настаивать на своем предло­жении, а о реакции его на указанное решение Правления Союза кос­венно свидетельствует письмо, по которому Правление вынесло новое постановление 6 декабря 1922 г.: «Письмо ректора ИНО по вопросу приглашения им в ИНО Готалова-Готлиба принять к сведению и зап­росить его, кого он в Пскове считает реакционнее Готлиба и тем не менее пользующегося доверием губправления Союза».1|а
В конце 1921 г. в ИНО имелись хорошо оборудованные лабора­тории, обеспеченный необходимыми приборами физический кабинет, хуже оказался оборудован биологический кабинет».12 Студенты факуль­тета естествознания проходили практику в опытной школе и в совхозе «Елизарово», где для этой цели было выделено 50 дес.земли. Но с пос­ледним уже в сентябре 1922 г. дело приняло совершенно неожиданный оборот. Губоно, сочтя необходимым открыть губернский дом «для де­фективных детей», наиболее подходящим для него местом посчитал принадлежавший ИНО совхоз «Елизарово» и ходатайствовал перед губисполкомом о передаче от него части помещений и земли: «для того, чтобы заставить дефективных детей работать».
При обсуждении 6 Сентября 1922 г. этого вопроса на коллегии губоно, «Гринкевич задал вопрос, как рисуются взаимоотношения гу­боно с институтом, как с педагогической, так и с моральной точки зре­ния», а затем попросил слова. «Президиум ИНО, — сказал он, — ни разу не приглашался на заседания по вопросу о совхозе «Елизарово», По­этому он не знал о судьбе совхоза. ИНО очень заинтересован в совхозе. Постановление губисполкома о передаче совхоза получено было лишь через месяц, поэтому вопрос был доведен до центра. ИНО находит, что сожительство в совхозе с домом дефективных детей невозможно, и по­этому вопрос должен быть поставлен так: или в совхозе будет ИНО, или же дом дефективных детей. Кроме того, совхоз очень нужен для ИНО для учебных нужд» Ввиду того, что в монастыре есть монахи, дефективные дети могут попадать под их влияние. Если совхоз «Елиза­рово» будет взят для дома дефективных, то для ИНО необходимо дать другой подходящий для ИНО совхоз…».
Ректора поддержал декан естественно-географического факуль­тета ИНО Н.А.Эрн: «На I курсе в 1922 г. будет около 100 чел. Если в будущем году предстоит ехать в Елизарово, то с помещением туда дет­дома помещений для ИНО будет мало. Естественно-географический факультет требует себе заповедных уголков, нетронутых человеком, каковы и есть в Елизарове. Если же туда допустить дефективных, то институт потеряет все, ранее сделанное там».
В.К.Гринкевич, желая все же сохранить совхоз «Елизарово» за институтом, заявил, что «он не берет на себя ответственности по пере­даче совхоза, и поэтому необходимо созвать совет ИНО, который ре­шит данный вопрос». Но решение коллегии губоно было неумолимым: «провести в жизнь постановление губисполкома о передаче совхоза «Елизарово» губоно», а «ИНО имеет право апелляции о недопущении в совхоз дефективных детей, а только детсада нормальных».13
Это лишь отдельные примеры того, с какими неожиданными проблемами приходилось сталкиваться В.К.Гринкевичу на посту рек­тора ИНО, в какой сложной обстановке приходилось работать, не го­воря уже о том, что с него при этом никто не снимал повседневной те­кущей работы. И при этом он вел большую общественную работу: яв­лялся лектором по физике при естественно-научном музее, членом Прав­ления общества «Долой неграмотность»,14 стоял у истоков создания ряда научно-просветительских обществ.
14 ноября 1920 г. в помещении ИНО состоялось организацион­ное собрание естественно-научного кружка, идея создания которого исходила от группы преподавателей и студентов. Целями кружка были пропаганда естественно-научных знаний, организация экскурсий, раз­работка научных проблем. Вскоре после организации кружок связался с Петроградским обществом любителей мироведения, существовавшим уже более 10 лет и имевшем отделения во многих городах страны. Кру­жок стал псковским филиальным отделением этого общества. 13 фев­раля 1921 г. под председательством В.К.Гринкевича состоялось первое общее собрание его членов, на котором председателем общества был избран преподаватель ИНО А.И.Дзенс-Литовский. Общество размеща­лось в ИНО и объединяло любителей естественно-географических и физико-математических знаний. В конце 1921 г. в рядах его было 40 действительных членов и около 10 кандидатов из числа преподавате­лей и студентов ИНО. 8 апреля 1921 г., например, члены общества на­блюдали солнечное затмение, 9 июня 1922 г. — звездное небо. Поясне­ния при этом давал декан физико-математического факультета ИНО А.М.Агеев. Предпринято было также несколько естественно-географи-
ческих экскурсий по окрестностям Пскова, устроено несколько астро­номических вечеров, заслушан доклад А.И.Дзенс-Литовского о путе­шествии в составе Каспийской экспедиции по Азербайджану, в рамках общества образовался «кружок юных мироведов», стала формироваться библиотека общества.15
15 января 1921 г. в ИНО было положено начало физико-математическому обществу: под председательством В.К.Гринкевича состоялось его организационное собрание, принявшее Устав и избрав­шее Президиум общества, в состав которого вошел и ректор. На пер­вом же заседании был заслушан доклад А.М.Агеева «Гипотеза профес­сора Хвольсона о строении ядра атома». Целями общества, закреплен­ными в Уставе, были: «общение членов общества на почве их научной и педагогической деятельности в области физико-математических наук; совместная разработка научных и педагогических вопросов в этой же области, распространение физико-математических знаний среди широ­ких масс…». Дня лучшей реализации этих целей в составе общества было создано несколько секций: математическая, физическая, химическая, астрономическая и др. Некоторые из них работали в контакте о науч­ными организациями, имевшими всероссийское значение: физическая секция — с Российской ассоциацией физиков, астрономическая — с обще­ством любителей мироведения.16 В.К.Гринкевич на одном из заседаний общества выступил с докладом «Эволюция взглядов на строение мате­рии», а на вечере, состоявшемся 4 марта 1923 г. и посвященном Н.Ко­пернику и Г.Галилею — доклад о Копернике.17
В период с 12 по 26 декабря 1921 г. в Москве состоялась 1-я Все­российская конференция научных обществ по изучению местного края, в работе которой от Пскова участвовал В.К.Гринкевич. По возвраще­нии он 5 января 1922 г. сделал отчет об этой конференции и возглавил инициативную группу по организации Псковского общества краеве­дения. При создании последнего в том же месяце В.К.Гринкевич стал первым председателем общества и одновременно возглавил его педа­гогическую секцию. В числе учредителей была и его жена Елена Оска­ровна, работавшая в ИНО библиотекарем.18
В.К.Гринкевич явился страстным поборником краеведческого движения, сторонником активного вовлечения молодежи — учащихся школ, студентов, учителей — в деятельность общества. В мае 1922 г. при книжно-библиотечном кабинете ИНО была открыта выставка, на ко­торой представлена вся местная печатная продукция революционных лет: газеты, книги, брошюры, листовки, воззвания — как советские (губернские и уездные), так и периода германской и белогвардейской
оккупации. Затем благодаря стараниям ректора в ИНО был создан ка­бинет краеведения, а в 1924 (уже при педтехникуме) стала формиро­ваться краеведческая библиотека. Для слушателей проходивших при ИНО курсах учителей 28 июня 1923 г. В.К.Гринкевич сделал специаль­ный доклад о значении общества изучения родного края и организа­ции краеведческой работы в школе."

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Отчет Псковского Общества Краеведения
  • Сборник Псковского общества краеведения
  • Краеведческие учреждения в Псковской губернии.
  • Авиорадиохим в Пскове.
  • Интересное