Краеведение после революции
А вот другая инициатива В.КТринкевича в подборе кандидатуры преподавателя имела иной исход. В конце октября 1922 г. он решил пригласить на должность преподавателя истории и педагогики бывшего директора Псковской мужской гимназии А.В.Готалова, против кандидатуры которого резко выступило Правление губернского Союза работников просвещения. «Готалов дважды служил в Пскове, — отметило оно, — сначала как педагог, а потом как директор губернской гимназии, прекрасно известен Пскову с явно реакционной окраской. Это был видный работник при самодержавном строе, человек безусловно талантливый, сильный научно, прекрасный администратор, но человек, ни перед чем не останавливающийся при достижении своих целей. Готлиб-Готалов несколько раз менял свою религию (иудейство, реформаторство, православие) и соответственно — имя, отчество, фамилию. Словом, это был постоянный карьерист, приспосабливающийся ко всем обстоятельствам,
какой бы окраски они ни были. В конце немецкой оккупации Пскова, перед вступлением в Псков власти Советской, Готлиб выбыл на Украину и лишь в текущем году вновь напомнил о себе Пскову…».
Правление Союза выразило «крайнее свое удивление, как могло поступить от ректора ИНО, давнишнего псковского работника школы, " который не мог не знать такой реакционной личности, каким всегда был Готлиб-Готалов» и категорически отвело его кандидатуру.
В.КГринкевич, видимо, продолжал настаивать на своем предложении, а о реакции его на указанное решение Правления Союза косвенно свидетельствует письмо, по которому Правление вынесло новое постановление 6 декабря 1922 г.: «Письмо ректора ИНО по вопросу приглашения им в ИНО Готалова-Готлиба принять к сведению и запросить его, кого он в Пскове считает реакционнее Готлиба и тем не менее пользующегося доверием губправления Союза».1|а
В конце 1921 г. в ИНО имелись хорошо оборудованные лаборатории, обеспеченный необходимыми приборами физический кабинет, хуже оказался оборудован биологический кабинет».12 Студенты факультета естествознания проходили практику в опытной школе и в совхозе «Елизарово», где для этой цели было выделено 50 дес.земли. Но с последним уже в сентябре 1922 г. дело приняло совершенно неожиданный оборот. Губоно, сочтя необходимым открыть губернский дом «для дефективных детей», наиболее подходящим для него местом посчитал принадлежавший ИНО совхоз «Елизарово» и ходатайствовал перед губисполкомом о передаче от него части помещений и земли: «для того, чтобы заставить дефективных детей работать».
При обсуждении 6 Сентября 1922 г. этого вопроса на коллегии губоно, «Гринкевич задал вопрос, как рисуются взаимоотношения губоно с институтом, как с педагогической, так и с моральной точки зрения», а затем попросил слова. «Президиум ИНО, — сказал он, — ни разу не приглашался на заседания по вопросу о совхозе «Елизарово», Поэтому он не знал о судьбе совхоза. ИНО очень заинтересован в совхозе. Постановление губисполкома о передаче совхоза получено было лишь через месяц, поэтому вопрос был доведен до центра. ИНО находит, что сожительство в совхозе с домом дефективных детей невозможно, и поэтому вопрос должен быть поставлен так: или в совхозе будет ИНО, или же дом дефективных детей. Кроме того, совхоз очень нужен для ИНО для учебных нужд» Ввиду того, что в монастыре есть монахи, дефективные дети могут попадать под их влияние. Если совхоз «Елизарово» будет взят для дома дефективных, то для ИНО необходимо дать другой подходящий для ИНО совхоз…».
Ректора поддержал декан естественно-географического факультета ИНО Н.А.Эрн: «На I курсе в 1922 г. будет около 100 чел. Если в будущем году предстоит ехать в Елизарово, то с помещением туда детдома помещений для ИНО будет мало. Естественно-географический факультет требует себе заповедных уголков, нетронутых человеком, каковы и есть в Елизарове. Если же туда допустить дефективных, то институт потеряет все, ранее сделанное там».
В.К.Гринкевич, желая все же сохранить совхоз «Елизарово» за институтом, заявил, что «он не берет на себя ответственности по передаче совхоза, и поэтому необходимо созвать совет ИНО, который решит данный вопрос». Но решение коллегии губоно было неумолимым: «провести в жизнь постановление губисполкома о передаче совхоза «Елизарово» губоно», а «ИНО имеет право апелляции о недопущении в совхоз дефективных детей, а только детсада нормальных».13
Это лишь отдельные примеры того, с какими неожиданными проблемами приходилось сталкиваться В.К.Гринкевичу на посту ректора ИНО, в какой сложной обстановке приходилось работать, не говоря уже о том, что с него при этом никто не снимал повседневной текущей работы. И при этом он вел большую общественную работу: являлся лектором по физике при естественно-научном музее, членом Правления общества «Долой неграмотность»,14 стоял у истоков создания ряда научно-просветительских обществ.
14 ноября 1920 г. в помещении ИНО состоялось организационное собрание естественно-научного кружка, идея создания которого исходила от группы преподавателей и студентов. Целями кружка были пропаганда естественно-научных знаний, организация экскурсий, разработка научных проблем. Вскоре после организации кружок связался с Петроградским обществом любителей мироведения, существовавшим уже более 10 лет и имевшем отделения во многих городах страны. Кружок стал псковским филиальным отделением этого общества. 13 февраля 1921 г. под председательством В.К.Гринкевича состоялось первое общее собрание его членов, на котором председателем общества был избран преподаватель ИНО А.И.Дзенс-Литовский. Общество размещалось в ИНО и объединяло любителей естественно-географических и физико-математических знаний. В конце 1921 г. в рядах его было 40 действительных членов и около 10 кандидатов из числа преподавателей и студентов ИНО. 8 апреля 1921 г., например, члены общества наблюдали солнечное затмение, 9 июня 1922 г. — звездное небо. Пояснения при этом давал декан физико-математического факультета ИНО А.М.Агеев. Предпринято было также несколько естественно-географи-
ческих экскурсий по окрестностям Пскова, устроено несколько астрономических вечеров, заслушан доклад А.И.Дзенс-Литовского о путешествии в составе Каспийской экспедиции по Азербайджану, в рамках общества образовался «кружок юных мироведов», стала формироваться библиотека общества.15
15 января 1921 г. в ИНО было положено начало физико-математическому обществу: под председательством В.К.Гринкевича состоялось его организационное собрание, принявшее Устав и избравшее Президиум общества, в состав которого вошел и ректор. На первом же заседании был заслушан доклад А.М.Агеева «Гипотеза профессора Хвольсона о строении ядра атома». Целями общества, закрепленными в Уставе, были: «общение членов общества на почве их научной и педагогической деятельности в области физико-математических наук; совместная разработка научных и педагогических вопросов в этой же области, распространение физико-математических знаний среди широких масс…». Дня лучшей реализации этих целей в составе общества было создано несколько секций: математическая, физическая, химическая, астрономическая и др. Некоторые из них работали в контакте о научными организациями, имевшими всероссийское значение: физическая секция — с Российской ассоциацией физиков, астрономическая — с обществом любителей мироведения.16 В.К.Гринкевич на одном из заседаний общества выступил с докладом «Эволюция взглядов на строение материи», а на вечере, состоявшемся 4 марта 1923 г. и посвященном Н.Копернику и Г.Галилею — доклад о Копернике.17
В период с 12 по 26 декабря 1921 г. в Москве состоялась 1-я Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края, в работе которой от Пскова участвовал В.К.Гринкевич. По возвращении он 5 января 1922 г. сделал отчет об этой конференции и возглавил инициативную группу по организации Псковского общества краеведения. При создании последнего в том же месяце В.К.Гринкевич стал первым председателем общества и одновременно возглавил его педагогическую секцию. В числе учредителей была и его жена Елена Оскаровна, работавшая в ИНО библиотекарем.18
В.К.Гринкевич явился страстным поборником краеведческого движения, сторонником активного вовлечения молодежи — учащихся школ, студентов, учителей — в деятельность общества. В мае 1922 г. при книжно-библиотечном кабинете ИНО была открыта выставка, на которой представлена вся местная печатная продукция революционных лет: газеты, книги, брошюры, листовки, воззвания — как советские (губернские и уездные), так и периода германской и белогвардейской
оккупации. Затем благодаря стараниям ректора в ИНО был создан кабинет краеведения, а в 1924 (уже при педтехникуме) стала формироваться краеведческая библиотека. Для слушателей проходивших при ИНО курсах учителей 28 июня 1923 г. В.К.Гринкевич сделал специальный доклад о значении общества изучения родного края и организации краеведческой работы в школе."
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57