Краеведение после революции
С середины 1930-х гг. после пережитого спада вновь стала оживляться краеведческая работа в школах. С октября 1933 г., например, начала работать краеведческая ячейка в количестве 22 человек при школе им.Ленина в Острове. По заданию райплана она провела на месте предполагаемого строительства гончарного завода исследования залежей глины. Ее обнаружили в 8 км от Острова, но выяснилось, что залежи ее таковы, что могут удовлетворить лишь 40% потребности проектируемого завода. Взятая же в других местах глина оказалась негодной. Члены ячейки совершили несколько экскурсий для ознакомления с местными производствами, начали наблюдения за природными явлениями, сбор экспонатов для краеведческого уголка.83 Таким образом, в деятельности Островской ячейки основное место занимало не изучение истории края, а природы и хозяйства. А вот учащиеся Ко-нокотинской школы Псковского района организовали поход по местам событий гражданской войны, аналогичное мероприятие при содействии райкома ВЛКСМ провели учащиеся Карамышевской школы. В военизированном походе с винтовками и в противогазах по деревням Пикалихинского к Клишовского сельсоветов приняли участие 220 учащихся, их сопровождали участники гражданской войны Розанов, Левин идр. ПоходзавершилсяупамятникаЛ.ПоземскомунарекеКебь, позади остались пройденные 30 км, из них 5 км в противогазах.84
В Пскове инициатива привлечения школьников к краеведческой деятельности принадлежала сотрудникам музея. В сентябре 1938 г. И.НЛа-рионов опубликовал в газете заметку «Что может дать музей нашим школам», где кратко обрисовал содержание каждого отдела, а вскоре учащиеся школы № 2 организовали при музее краеведческий кружок. Первыми записались 13 учеников, руководить кружком стала научный сотрудник исторического отдела Т.В.Стрижева. Перед кружковцами выступали с лекциями сотрудники музея, совершались экскурсии по историческим местам города, на одном из заседаний перед ними выступил с рассказом об археологических раскопках Н.Н.Чернягин.85 И все же создание и деятельность краеведческих кружков учащихся во второй половине 1930-х гг. было редкостью, являлось скорее исключением, чем правилом, а масштабы школьного краеведения не поднялись до уровня 1920-х гг.
В целом же 1930-е гг. внесли в изучение истории Псковского края ряд новых сюжетов, проблем и вопросов, но многое из возможного осталось нереализованным и упущенным.
КРАЕВЕДЫ
Раздел II
В.К.Гринкевич — первый председатель Псковского общества краеведения
Виктор Ксавериевич Гринкевич был по специальности математиком, и поэтому не оставил каких-либо заметок и крупных научных трудов по истории Псковского края, но он являлся одним из основателей в основных организаторов краеведческой работы в Пскове и губернии в начале 1920-х гг., разработал ряд теоретических вопросов краеведческого движения, и в особенности школьного краеведения. Ему же принадлежат статьи по педагогическим вопросам.
Родился В.К.Гринкевич 21 февраля 1883 г. в семье белорусских мещан г.Вильно, окончил уездное училище, а затем семья переехала в Петербург, где Виктор окончил 6-ю гимназию и физико-математическое отделение Петербургского университета. Он никогда не состоял ни в одной из политических партий, не принимал участия в революционных событиях, хотя в 1906 г. и был короткое время агитатором районного комитета РСДРП а Выборгском районе столицы. Не служил он и в армии, и даже не состоял на воинском учете. Помимо русского он немного знал польский язык, читал на немецком и французском.1
В 1907-1911 гг. В.К.Гринкевич преподавал в Великолукском реальном училище, где одним из его учеников был будущий выдающийся математик, академик, дважды Герой Социалистического Труда И.М.Виноградов, отмечавший впоследствии высокое качество преподавания в училище математики: «После нашего реального училища, например, во втузах по математике уже нечего было учить. Знания были вбиты, как гвозди!».2 Эти слова с полным правом относились и к В.К.Гринкевичу.
С 1911 г. в вплоть до революции В.К.Гринкевич был преподавателем математики в Псковском учительском институте3 и одновременно преподавал физику в Псковском кадетском корпусе.4 В сентябре 1917 г. он вновь переехал в Петроград, где первоначально преподавал во 2-м педагогическом институте, а затем в Путиловском училище. Но «петроградский» период его деятельности оказался на этот раз более коротким: уже осенью 1919 г. В.К.Гринкевич вновь оказался в Пскове.
По заведенному тогда порядку в печати помещались объявления о вакансиях в тех или иных учебных заведениях, и желающие занять их должны были подавать соответствующие заявления. Так, в феврале 1919 г. в таком кандидатском списке желающих «занять учительские должности в школах 11 ступени» г.Пскова оказалось 37 претендентов, в том числе и В.К.Гринкевич.5 А 30 апреля того же года об открытии вакансии пре-200
подавателя математики объявил Исполнительный комитет Псковской учительской семинарии.6 Но В.К.Гринкевич, как и другие кандидаты, тогда своим правом воспользоваться не успел: в мае 1919 г. Псков захватили белогвардейские войска.
26 октября 1919 г. путем слияния двух дореволюционных педагогических учебных заведения — учительской семинарии и учительского института — было образовано высшее учебное заведение: Институт народного образования. Управление делами института с момента его организации отроилось на коллегиальной основе: должности директора не существовало, во главе ИНО стоял избранный в октябре 1919 г. Президиум временного характера из 5 человек. В ноябре, когдав ИНО уже шли занятия, был избран п7остоянный Президиум, в состав которого вошел и заведующий отделением института В.К.Гринкевич. В июне 1920 г. была введена должность ректора, которую занял Виктор Ксаве-риевич Гринкевич. При ректоре продолжил сохраняться Президиум. Одновременно с 6 января 1920 г. В.К.Гринкевич заведовал подотделом социального воспитания Псковского губоно, но в ноябре того же года он целиком сосредоточился на преподавательской и административной работе в ИНО. При институте, в квартирном корпусе для преподавателей он и жил (ул.Покровская, 6. кв.4).7
На плечи ректора легли сложнейшие задачи руководства новым учебным заведением в период его становления и организационного оформления: предстояло решать разнообразные вопросы укрепления учебно-материальной базы, обеспечения изучаемых дисциплин квалифицированными преподавательскими кадрами и др. В 1922 в название ИНО вошла приставка «практический» (ПИНО), при нем был открыт рабфак, а коллегиальное управление институтом все больше уступало место единоначалию: администрация была представлена теперь лишь ректором, которым оставался В.К.Гринкевич, и двумя его заместителями.8
Требования к подбору преподавателей ИНО были весьма жесткими. Коллегия Псковского губоно, например, поставив 18 ноября 1921 г. вопрос о персональном составе преподавателей ИНО, решила временно его не утверждать и рекомендовала В.К.Гринкевичу «на следующем заседании коллегии дать разъяснение по каждой кандидатуре с указанием работы, возложенной на каждого, и времени поступления на должность».9
В августе 1922 г. В ПИНО поступило отношение Главпрофобра относительно пересмотра в очередной раз преподавательского состава. В связи с этим В.К.Гринкевич 5 августа 1922 г. направил в Псковский губком РКП(б) записку: «При пересмотре списков преподавателей
названного ИНО установлено, что преподаватели Никольский и Гроз-дов, как окончившие только духовную академию, не могут преподавать общественно-педагогические дисциплины, если не являются убежденными марксистами. Допущение к преподаванию Никольского и Гроздова возможно только при благоприятном отзыве о них губкома, как убежденных марксистах».
Через два дня на этой записке появилась резолюция работника губкома: «Послать выписку и указать, что ручаться за кого-либо из преподавателей ИНО губком не может».10
Не трудно было предположить последствия подобной резолюции: ректору ИНО неизбежно пришлось бы заняться поисками вместо указанных преподавателей новых. Но положение спас Распорядительный комитет ИНО, ведавший делами студентов и состоявший из них: он вступился за людей, «не внушающих политического доверия» и направил в губком свое мнение: «Преподаватели Псковского ИНО Владимир Алексеевич Никольский и Михаил Евстафьевич Гроздов по единогласным отзывам всех студентов ИНО являются в высшей степени увлекательными лекторами и добросовестными научными работниками, в лекциях которых, проводимых в духе взглядов и понятий современности, не было ничего реакционного», что «названные лекторы… являются еще незаменимыми и в деле опытности, что заменить их ввиду отсутствия подходящих работников не представляется возможным и их кафедры останутся не замещенными. В конечном итоге в ИНО было получено сообщение, что «возражений к оставлению на занимаемых должностях в ИНО тт. Никольского и Гроздова со стороны губкома не имеется»."
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57