Краеведение после революции
После «золотого века» краеведения 1920-х гг. с начала 1930-х в краеведческом движении наступил значительный спад. В первую очередь это коснулось изучения исторического прошлого страны и отдельных ее регионов, т.к. более актуальным с точки зрения властей было изучение современных проблем, связанных с развитием производительных сил, коллективизацией сельского хозяйства и других явлений «наступления социализма по всему фронту». Связано это было и с утверждением в обществе идей «национального нигилизма», что привело к почти полному отрицанию национального героического прошлого и выразилось в забвении ряда ярких событий, имен, уничтожении памятников материальной и духовной культуры. В начале 1930-х гг. угасла деятельность общества краеведения. Постановлением СНК от 3 марта 1931 г. общее руководство краеведческой работой возлагалось на органы народного образования, для которых оно стало дополнительной нагрузкой, превращавшейся даже в ненужную обузу. «В Порховском районе фактически ликвидирован краеведческий музей, т.к. имущество его распродано, -писал, например, в 1933 г. в статье «Краеведение в Ленинградской области» Н.Маторин. — Отмечается непонимание местным ОНО задач краеведения, что выразилось в высказываниях типа «Нам не до краеведения», «Такими пустяками некогда заниматься».1
Распалось не только общество краеведения, но были ликвидированы занимавшиеся вопросами истории революционного движения Истпарт и Истомол. В результате в Пскове вообще не осталось организаций, координирующих работу по изучению края. Краеведение осталось уделом отдельных лиц, прежде всего сотрудников музеев, как местных, так и иногородних. Не было в Пскове и специальных периодических изданий, освещавших вопросы краеведения и публикующих материалы на исторические темы. Перестали выходить сборники «Познай свой край», еще раньше прекратилось издание журнала «Спутник большевика». Единственной возможностью опубликовать результаты изысканий стали полосы газеты «Псковский колхозник», но для нее печатание такого рода материалов не было главной задачей. Особенно мало статей и заметок на исторические темы появлялось на ее страницах в 1931-1933 гг., когда ежегодное количество их исчислялось единицами. Исчезли со страниц печати имена краеведов, выступавших в 1920-е гг. основными авторами исторических материалов. Часть их покинула Псков, другие перешли на новую работу, с изучением края не связанную, третьи просто отошли от активной деятельности, а некоторые вообще оказались арестованными.
Перелом произошел в середине 1930-х гг. в связи с Постановлениями СНК СССР и ЦК ВКП(б) о преподавании истории. Он заключался не только в том, что в школах восстанавливалось преподавание гражданской истории, а в вузах исторические факультеты, но и в смене оценок событий прошлого, исторических личностей, развенчании «национального нигилизма», широкой пропаганде исторических знаний. Цементирующей идеей для всего общества становился патриотизм, а русская история, в том числе псковская, давала немало примеров для воспитания необходимых качеств: верности Отечеству, воинской отваги, героизма и др. Революция проходила на отрицании российской истории, которая рассматривалась как цепь ошибок и преступлений, теперь же она начинает представляться цепью побед. Если в начале революции выбрасывали мощи Александра Невского, а в трудах по истории имя его почти не упоминалось (не вышло ни одной статьи об этой исторической личности, связанной с Псковом, и из-под пера псковских краеведов), то теперь он становится новым национальным героем. Петр I, чья деятельность на определенном этапе истории тоже была связана с Псковщиной, ранее трактовался как человек, полный пороков, представлялся теперь как былинный герой, заботившийся о стране и народе. Иван Грозный, также оставивший свой след в истории Псковской земли, стал представляться прогрессивным деятелем, сурово расправ-
лявшимся с врагами государства. Менялись акценты в оценках и сугубо «псковских» личностей — князя Всеволода-Гавриила, Довмонта и др.
Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1934-1936 гг. огульно осуждали взгляды сторонников так называемой «школы М.Н.Покровского», как «враждебные марксизму-ленинизму», «порочные и антинаучные в самой их основе», а в целом эта «школа» пыталась ликвидировать историю как науку, «подменив ее изучением мертвых схем развития общественных форм, изучением высказываний и рассуждений об истории и исторических событиях без изучения самих событий».
Сделанные «школе Покровского» упреки касались и истории Псковской земли. «В течение двух столетий, — писала 28 марта 1937 г. газета «Правда», — русский народ в лице псковитян и новгородцев вел жестокую борьбу против немецкого «натиска на Восток». В результате этой героической борьбы натиск рыцарей-крестоносцев был сломлен: им не удалось захватить ни одной пяди русской земли и, таким образом, русский народ избавился от опасности порабощения немецкими баронами-крепостниками, которые поработили пруссов, латышей и эстонцев. Ни М.Н.Покровский, ни один из его «учеников» не сказал нигде об этой борьбе ни одного слова».2
Не «поощрялись» героические темы, как это было видно при изучении общества краеведения, и псковскими авторами. В связи с этим в печати и в постановлениях местных партийных органов развернулась критика последней обобщающей работы в Пскове — путеводителя Н.И. Платонова и В.А.Богусевича «Современный и древний Псков» (1932), авторы которой допустили ряд «антинаучных и политически вредных трактовок», а посему «не заслуживают политического доверия».3 При этом критики цитировали отдельные места из книги, например:
«Вооруженная борьба псковского торгового капитала с иностранным западноевропейским… была самым решительным образом поддержана псковскими церковниками, заявлявшими, что ведется она «с помощью божьей и Св.Троицы». Командовавшие псковским войском князья объявлялись святыми. Как святого, почитали князя Всеволода Гавриила, жившего в XII веке, известного грабительскими походами против финских племен… «Святым» также считался другой псковский военачальник князь Довмонт, живший в XIII столетии, известный зверскими убийствами своих родственников в Литве и относительно удачными войнами с немецкими рыцарями, которые обычно в течение ряда столетий (XIII-XV) теснили псковичей».4
Неверность утверждения о том, что «рыцари обычно теснили псковичей», доказывалась хотя бы тем фактом, что полностью замалчива-
лась победа в Ледовом побоище 1242 г., когда по определению К.Маркса («Хронологические выписки») «Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы», а стремление России к Балтийскому побережью, являвшееся, опять же по словам К.Маркса, абсолютно необходимым (К.Маркс «Секретная дипломатия XVIII в.») для развития страны, Н.И.Платонов и В.А.Богусе-вич рассматривали как «хищническую политику торгового капитала».5
Все эти указания руководства страны и критическое переосмысление исторического прошлого не могли не сказаться на изменении тематики краеведческих работ, среди которых все более заметное место стали занимать рассказы о героических событиях истории Псковской земли и известных исторических личностях. Указанная проблематика становилась особенно актуальной в связи с приходом к власти в Германии фашизма, агрессивными устремлениями фашистских держав, выразившимися в возрастании количества локальных военных конфликтов. Пропаганда знаний о героическом прошлом в этих условиях тесно увязывалась с современностью, приобретала политический смысл, призвана была убедить массы, что любая попытка агрессии против СССР, как и против России в прошлом, обречена на поражение, что «любой агрессор разобьет свой медный лоб о советский пограничный столб» (В.М.Молотов). В условиях пограничного положения Псковского края примеры прошлого становились еще более актуальными.
Смена приоритетов повлекла изменение и круга авторов краеведческих статей, среди которых крайне редко можно было встретить имена тех, кто активно выступал в 1920-е гг. В Пскове ими чаще всего становились сотрудники музеев, но не редкостью были выступления на страницах «Псковского колхозника» и известных столичных ученых. В первой половине 1930-х гг. автором ряда статей стал работавший в 1931 -1935 гг. заместителем директора по научной части Псковского государственного музея Владимир Андреевич Богусевич — историк и археолог, окончивший Ленинградский пединститут им.А.И.Герцена, аспирантуру при Институте истории материальной культуры и работавший в 1929-1930 гг. в Академии. В «Псковском колхознике» он опубликовал ряд заметок, нередко выступал с лекциями в городской библиотеке и университете культуры по темам «Псков — город-музей», «Феодализм в России» и др.7 Переехав затем в Новгород, он опубликовал там ряд солидных работ, тесно связанных с псковской тематикой.8
Но ведущую роль среди авторов статей стал занимать Иван Николаевич Ларионов.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57