Краеведение после революции
В заседаниях кружка принимали участие члены губернского общества краеведения, посещали их и приезжавшие в Псков научные работники — профессор К.К.Романов из Ленинграда, Н.П.Павлов-Силь-ванский (Центральное бюро краеведения), написавший, для школьной стенгазеты статью, сотрудница Ленинградской Академии истории материальной культуры В.В.Екимович, которая провела с кружком экскурсию, некоторые члены Новгородского общества любителей древности, юные краеведы из Гдовского уезда. Во время экскурсии последних 5 июня 1926 г. силами кружковцев был устроен вечер с постановщиками «Псковитянки» Л.Мея; на вечере присутствовал инспектор Главнауки А.И.Анисимов. В социально-экономической секции выступали сотрудники губернской плановой комиссии Сомов и Сысоев.10
Видная роль в деятельности кружка 1-й школы II ступени Пскова
принадлежала, не только преподавателям, но и его председателю -ученику Юрию Спегальскому." Возглавлял он кружок с начала его создания и до окончания учебы в школе в 1928 г., т.е. на протяжении двух с половиной лет. Личные же его интересы были сосредоточены, главным образом, в деятельности историко-культурной секции. Особенным увлечением Спегальского стали архитектурные памятники Пскова. Так, например, 3 октября 1926 г. он вместе с К.А.Иеропольс-ким руководил экскурсией учащихся по изучению древней церковной архитектуры (участники экскурсии осмотрели ряд псковских церквей), через несколько дней аналогичная экскурсия была проведена им самостоятельно, и посвящалась изучению памятников гражданской архитектуры, в особенности — Поганкиных палат, а вскоре — экскурсия по изучению крепостного зодчества. В ходе последней учащиеся осмотрели ряд башен, заходили в некоторые из них, спустились в подземный ход, проходивший под крепостной стеной близ Покровской башни. Ход сохранился в ту пору довольно хорошо, хотя в некоторых местах имелись обвалы, поэтому приходилось пролезать только ползком, да еще со свечами в руках. «Этот ход, — рассказывал руководитель экскурсии Ю.Спегальский, — был сделан для охраны стены. Здесь когда-то ходили сторожа и слушали: не подкапывается ли враг под стену». Каждая проведенная экскурсия затем подробно обсуждалась на заседаниях кружка.12
В конце мая 1927 г. в собрании кружка, проходившем в помещении Дома работников просвещения, принимали участие экскурсанты -учащиеся школы-семилетки посада Маслогостицы Гдовского уезда. Псковичи рассказали гостям о проделанной их кружком работе, призвали последовать их примеру, к ним обратился с приветствием председатель губернского бюро краеведения А.К.Янсон, показавший в заключение присутствующим отдел церковных древностей в Поганкиных палатах, а Ю.Спегальский «сделал интересный доклад на тему «Немецкий торговый двор в Пскове» и высказал несколько соображений в пользу того, что он сперва находился на Запсковье, около Козьмы-Да-мианской церкви, а затем, по выселении немцев из черты города, на Завеличье, в районе теперешней милиции».13
Вышедший в том же году 3-й выпуск сборника «Познай свой край», впервые выделив рубрику «Страничка нашей смены», поместил здесь краткое изложение доклада Ю.Спегальского, сделанного в кружке, — «Значение памятников древнепсковской архитектуры». Это была первая серьезная публикация будущего ученого, в то время молодого человека, но отличавшаяся глубиной знаний и зрелостью мыслей. Кета-
ти, Ю.Спегальский среди юных краеведов был единственным, кому редакция сборника предоставила право опубликовать свое сочинение.
Доклад Ю.Спегальского заканчивался выводом: «Каждый памятник древнепсковского зодчества представляет драгоценную жемчужину в настоящей сокровищнице, которую нужно бережно хранить… Некоторые из них доживают последние дни своей многовековой жизни, и нет никакой надежды на то, что мы сохраним все памятники старины. Поэтому теперь одной из важнейших задач краеведения является изучение и точное фиксирование исчезающих памятников старины, После эти сведения могут оказать громадную помощь делу изучения псковской архитектуры и будут цениться на вес золота».14
Выводы автора стали результатом не только любительского увлечения памятниками старины и наблюдений, сделанных при проведении экскурсий, но и вследствие участия Ю.Спегальского в работе экспедиции по изучению древних монастырей и церквей под руководством ленинградского профессора К.К.Романова.15
Деятельность ряда школьных кружков, в том числе и 1-й школы II ступени, получила положительную оценку на 1 -м губернском съезде краеведов в феврале 1927 г. В развернутой тогда выставке были представлены, в частности, выпущенные к тому времени семь номеров стенгазеты «Наш край». Ю.Спегальский, как представитель «от юных краеведов», был избран в Президиум съезда. Избрание школьника наряду с опытными краеведами и известными учеными явилось признанием подвижнической деятельности Ю.Спегальского на ниве краеведения. По окончании работы съезда он был избран кандидатом в члены губернского бюро краеведения."
Так в кружке юных краеведов начинался творческий путь будущего ученого Юрия Павловича Спегальского, ставшего крупнейшим знатоком псковской архитектуры, отдавшего свои силы, знания и опыт делу сохранения архитектурного наследия древнего Пскова.
В конце 1928 г. при школе № 1 г.Пскова возник кружок туристов, выросший из экскурсионной работы краеведческого кружка. Он объединял до 70 школьников, имел свой Устав. В кружке заслушивались доклады «Туризм, его цели и задачи», «Пешком по холмам и равнинам от Порхова до Пушкинского уголка» (И.Н.Титов), «300 км по Великой в лодке» (В.Я.Разлетовский), по методике туризма (А.А.Сомов) и др. Работа членов кружка шла в 13 секциях, было разработано 23 маршрута походов.17
Весьма плодотворной была деятельность и краеведческого кружка, возникшего 13 января 1927 г. при Опочецкой электромеханической
школе. Он объединял 24 человека, работавших под руководством преподавателей А.И.Белинского, Е.А.Вечинкиной, В.Р.Ратьковского. Члены кружка решили заниматься изучением истории и быта местного края, вести метеорологические наблюдения, производить съемки и составлять планы Опочки. Спустя год кружок объединял около 30 человек, которые регулярно вели записи показателей температуры, направления и силы ветра, выпадения осадков и т.п. Учащиеся своими силами изготовили дождемер и флюгер системы Вальда. Результаты своих наблюдений они посылали в Центральное бюро краеведения, откуда дважды получали за это благодарности. Члены кружка занимались также собиранием частушек, песен, говоров, знакомились с бытом кустарей, вели «экономический календарь» (колебания цен на рынке и др.), изучали похоронный обряд в Опочецком уезде, обследовали работу заводов -кирпичного, кожевенного, турбино-строительного и др., составили топографический план Опочки, вели летопись событий в городе и уезде, издавали свою стенгазету, совершали экскурсии. На историческом валу Опочки они установили план «Верхнего города», доску с краткой исторической справкой, столбики-указатели: «В XV-XVII вв. здесь стояла церковь Петра и Павла, в XV-XVII вв. тут была башня, и т.п.».’8 «Гуляющая публика, — писал «Псковский набат», — с большим интересом относится к этим сведениям. Условные знаки оказывают помощь экскурсиям деревенских школ, когда они не имеют руководителя».19
Следовательно, школьные кружки краеведения в Опочке (при школе II ступени и в электромеханической школе) отличались по сравнению с другими городами Псковщины (даже губернским Псковом) как наибольшим охватом вовлеченных в краеведческую деятельность, так и своей активностью, составляя основной костяк уездного общества краеведения. Не случайно на 1-м губернском съезде краеведов председатель Опочецкого общества В.К.Ячин вынужден был признать: «Наша деятельность равна нулю. Хорошо еще, что не дремлет опочецкая школьная молодежь».20 Нередко учащиеся были чуть ли не единственными членами краеведческих обществ и в других уездах.
Губернское (а с 1927 г. Псковское и Великолукское окружные) общество краеведения в деле развертывания школьных краеведческих кружков и ячеек работали в тесном контакте с органами народного образования, оказывая друг другу практическую помощь. Так, уже весной 1926 г. при губернском методическом совете, действовавшем при губоно, была организована школьно-краеведческая секция, в задачу которой входила разработка методических вопросов школьного краеведения.21 Доклады краеведческого характера ставились на учительских конференциях, вклю-
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57