Краеведение после революции
Одним из первых возник 10 марта 1923 г. кружок юных краеведов при Опочецкой школе II ступени им. А.С.Пушкина. Первоначально он объединял всего 7 человек, но сумел быстро заинтересовать работой широкие слои учащихся и значительно вырос: к первой годовщине существования кружок насчитывал уже 80 человек, ко второй -115, а к своему 5-летию он пришел со 162 членами. В соответствии с возрастом учащиеся занимались в кружке в старшей и младшей группах, а для большего удобства и всестороннего изучения края в составе его были образованы секции: историко-археологическая, по изучению местной природы, собиранию народного творчества, изучению культурного уровня уезда, наблюдению за погодой, геологическая и географическая, по астрономии, изучению революционного движения. Общие собрания кружка проходили регулярно, один раз в недолю. На собраниях заслушивались доклады и сообщения его членов на самые разнообразные темы: «Охота в Опочецком уезде», «Крестьянские праздники в Опочецком уезде», «Солнечное затмение 1927 г.», «Старинные здания в Опочке» и др., большинство которых печатались в сокращении в рукописном иллюстрированном журнале «Юный краевед». За пять лет было выпущено около 20 номеров этого журнала; сотрудничали в нем и взрослые опочане — члены общества краеведения. Члены кружка создали в школе музей краеведения с 400 экспонатами, собирали народные былины, сказки, частушки, песни (собрано, например, было около 1500 частушек), с целью изучения местного края совершили 16 экскурсий по Опочецкому уезду, две экскурсии в Псков и одну в Москву.
Кружок оказывал большую помощь школам I ступени. За шесть лет, в течение которых работал кружок, Опочецкая школа II ступени
сделала три выпуска учащихся. Многие из выпускников, работая в школах I ступени, создали в них краеведческие кружки, поддерживая тесную связь с Опочецкой школой. Вынесение работы за пределы стен школы выражалось и в том, что в 1928-1929 гг. члены кружка из экспонатов школьного музея стали устраивать временные выставки в Доме крестьянина, начали изучать процесс расслоения опочецкой деревни.2
Краеведческий кружок при Опочецкой школе II ступени им. А.С. Пушкина среди ученических был в губернии первым. Вслед за ним стали создаваться аналогичные кружки в других уездах. В январе 1924 г. образовался кружок краеведения при Невельском педтехникуме, поставивший задачей собирание и систематизацию материалов о Невельском уезде с последующим их описанием. Совместно с кружком, существовавшим при уездном Доме просвещения (возник в апреле 1924 г.), были подготовлены материалы для изданной в 1925 г. книги «Невельский уезд Псковской губернии». Помимо характеристики всех основных сторон жизни уезда в книге были помещены и примерные программы для занятий по краеведению.
Аналогичные краеведческие сборники сумели выпустить и холм-ские краеведы. Здесь уездное общество краеведения организовало кружок юных краеведов при школе II ступени, который занимался изучением этнографии и фольклора уезда («Положение женщины по пословицам, частушкам и старым песням Холмского уезда», «Бог в пословицах и частушках Холмского уезда» и др.), копированием по запросам школ карт соответствующих районов и др. В выпущенном в 1925 г. 1-м выпуске трудов Холмского общества краеведов «Холмский уезд Псковской губернии» содержались помимо прочих и материалы, собранные юными краеведами.3 «1-й выпуск сыграл видную роль в местной учебно-педагогической жизни: он явился ответом на многие основные вопросы программы по естествознанию для школ II ступени. 1-й выпуск имел целью дать общую канву и направления изучения края», — писалось во вступлении ко 2-му выпуску, осуществленному в 1927 г., который содержал, например, информацию о деятельности краеведческого кружка Холмской школы II ступени, извлечения из работ учащихся Жоготовской ячейки при Яблоневской школе, возникшей в 1926 г. Последняя собирала материалы по географии, образцы лекарственных трав, сорняков, почв, изучала остатки старины и др.4
При содействии старейшего в губернии Порховского общества краеведения в 1925 г. был организован кружок юных краеведов при школе-семилетке им.Ленина. В 1927 г. он объединял 49 человек, в начале 1929 г. — 56, а в конце того же года — 68. Работа в нем велась по трем
секциям: юных натуралистов, общественно-экономической, юных охотников; в качестве «подсобного учреждения» при кружке действовал фотокружок. Члены кружка занимались фенологическими и метеорологическими наблюдениями, проводили «День птиц», изучали методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и защиты растений, собирали лекарственные травы, материалы по истории революционного движения в Порховском уезде и современной деревне и др. Кружком был выпущен один номер рукописного журнала «Юный краевед».5
В том же 1925 г. была начата работа по организации краеведческого кружка при Велижском педтехникуме, в который вошли слушатели 4 курса и преподаватели. Учащиеся вели метеорологические, фенологические и гидрологические наблюдения, исследовали быт и нравы населения, состояние сельского хозяйства и промыслов.6
«Ширится работа по изучению Псковщины, — писал в ноябре 1926 г. краевед К.А.Иеропольский. — Почти во всех уездных городах и некоторых деревнях имеются отделения общества краеведения. Все больше в их работу вовлекаются школьники. Нет еще точных данных о количестве школьных краеведческих ячеек, но отовсюду идут сведения об их организации. Образованы кружки при школах II ступени в Пскове, Опочке, Холме и Себеже, при школе I ступени в Торопце, при педтех-никумах в Невеле и Великих Луках, при железнодорожных школах-семилетках в Великих Луках и Новосокольниках. Кое-где возникли краеведческие учительские ячейки: в Великолукском уезде — 4, в Невельском — 7».7 Имелись краеведческие ячейки в шести волостях Себежского уезда, в двух из них (Володарской и Пустошкинской) работа сосредоточивалась при школах II ступени.8 В открытии Себежского музея местного края в июле 1927 г. немалая заслуга принадлежала краеведам школы II ступени.
Несколько слабее была поставлена краеведческая работа в Великолукском уезде, хотя работал, например, кружок под руководством учителя Малеина в Рыковской волости, а также кружки в Лосевской волости и при Новосокольнической школе. «Основной недостаток, — писал журнал «Известия Центрального бюро краеведения», — отсутствие кружков краеведения при школах II ступени. Даже кружок педтехникума, блестяще работавший в 1925 г., заглох, итолько маленькая группа климатологов под руководством А.О.Кононовой продолжает активно работать».9
Кружок юных краеведов при школе II ступени № 1 в Пскове возник в декабре 1925 г. и объединял первоначально 30 человек. Толчком к его организации послужили выступления учащихся в клубе им.Томс-
кого 27 декабря 1925 г. с докладами, посвященными декабристам-псковичам Назимову, Коновницыну, Кожевникову и др. Группа учащихся после этого решила продолжить краеведческую работу. Кружок, работавший под руководством преподавателей К.А.Иеропольского и В.Я.Разлетовского, имел две секции: культурно-историческую и социально-экономическую. После первого выступления учащихся был выпущен номер стенгазеты «Наш край» посвященный 100-летию восстания декабристов. Вскоре собрания кружка стали еженедельными, члены его выступали с докладами по самым разным вопросам. Работа историко-культурной секции, например, была сосредоточена на изучении следующих тем: народное творчество и быт дореволюционной и современной псковской деревни, творчество писателей-псковичей А.С.Пушкина, А.Н.Яхонтова, В.В.Муйжеля, А.И.Фаресова и др., история революционного движения в крае, жизнь революционеров, связанных с Псковским краем — С.Перовской, П.Лаврова, В.И.Ленина и др. Были заслушаны доклады «Кудекуша-трепец», «Классовая борьба в Пскове в XVII в.», «Декабристы-псковичи», «Хождение в народ» и торопчанин А.И.Соловьев», «Великолучане П.Л.Лавров и П.Н.Ткачев», «Гражданская война и Я.Залит» и др. По линии социально-экономической секции сообщения были посвящены географическому положению Псковского края, курорту «Хилово», рыбным богатствам края, гончарному делу и др. Всего за первый год работы в секциях кружка был, заслушан 31 доклад, совершено 8 экскурсий, выпущено пять номеров стенгазеты «Наш край». Экскурсии проводились главным образом к памятникам архитектуры Пскова и посвящались темам: «Купеческий быт XVII в.». «Древне-псковская церковная архитектура», «Гражданская архитектура», «Крепостное зодчество» и др.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57