Краеведение после революции
Министерство образования и науки Российской Федерации Псковский государственный педагогический институт им. СМ. Кирова
А.В. Филимонов
Псковское краеведение в 1320-1330-е гг.
В работе рассматривается история создания и деятельности организаций, занимавшихся изучением Псковского края в 1920-1930-е гг., прслеживается творческий путь и судьбы отдельных краеведов.
Примечания
1 Иванов С.А. Истпартовские издания 20-х -начала 30-х гг. о борьбе большевистских организаций Северо-Запада России за власть Советов (октябрь 1917 -1920 гг.). //Из истории борьбы Коммунистической партии за победу социалистической революции и построение социализма в СССР. Сб. научных трудов. Вып. 3. Псков. 1974. Сс.3-18
2 РощевскаяЛ.П. Псковский краевед К.А. Иеропольский //Земля Псковская -древняя и социалистическая. Тезисы докладов к научно-практической конференции. Псков. 1989. Сс.50-51
3 Кудрявцева О. А., Вдлкова С. А. Е.М. Тихвинский и Псковский музей //Труды Псковского музея-заповедника. Вып. 1. Псков. 1994. Сс.5-9
4 Волкова С.А., Кудрявцева О.А. А.К. Янсон — директор Псковского государственного областного музея // ж. «Псков». 2003. № 18. Сс.253-258
Псковское археологическое общество
в последние годы существования
(1918-1923 гг.)
Псковское археологическо&общество (ПАО), созданное в 1880 г., внесло значительный вклад в надодарние, изучение и пропаганду знаний о прошлом земли Псковской, ©но сстбраяо большое количество рукописей и редких книг, создало музей, библиотеку, проводило археологические раскопки, издавало свои «Труды», деятельно готовилось к очередному, XVI-му археологическому съезду, центром проведения которого был выбран Псков. Но начавшаяся Первая мировая война не позволила провести съезд, а деятельность ПАО начала постепенно угасать. Последовавшие за мировой войной революции 1917 г., Гражданская война и интервенция серьезным образом сказались на общественно-политической жизни Пскова, дважды — в 1918 и 1919 tr. подвергавшегося оккупации. Несмотря на бурное революционное и военное лихолетье основные ценности музея ПАО удалось сохранить, хотя многое было утрачено безвозвратно.1 Сохранился частично и штат сотрудников общества, оставшихся вне политических событий и продолжавших выполнять свой профессиональный долг. Именно благодаря этим людям, обладавшим необходимыми знаниями истории и культуры Пскова, накопившим немалый практический опыт в дореволюционный период, увлеченным своим делом, и было обязано ПАО возобновлением сирей деятельности. В первую очередь здесь выделялась личность Н.Ф. Окулич-Казарина, многолетнего руководителя общества.
В период германской оккупации Пскова (февраль-ноябрь 1918 г.) Н.Ф. Окулич-Казарин по-прежнему оставался хранителем музея ПАО и его председателем. Германское командование, опасаясь наступления Красной армии, намеревалось превратить Псковский кремль в оборонительный узел. В случае военных действий Кремле неизбежно был бы уничтожен, и Николай Фомич, одев парадный генеральский мундир со всеми наградами, отправился к командующему германскими войсками генерал-фельдмаршалу Келлеру и убедил его не создавать укреплений в Кремле. Тем самым он спас псковскую святыню от возможной гибели.2 Тем не менее к периоду кайзеровской оккупации города относится первая в послереволюционный период попытка возрождения ПАО. Оно впервые заявило о себе в апреле 1918г., приняв участие в отчетной выставке учащихся художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, приуроченной к пятилетнему юбилею школы: на вые-
тавке экспонировалась небольшая часть коллекций ПАО.3 6 мая того же года в художественно-промышленной школе открылась выставка современного искусства, активное участие в организации которой приняло ПАО, выделившее «из своих коллекций много ценных в художественном и историческом отношении предметов». В числе экспонатов были картины и рисунки современных русских и зарубежных художников, работы старых мастеров, гравюры, литографии, несколько работ молодого французского скульптора Дардэ, коллекции старого фарфора, собрание миниатюр, старой вышивки, художественного стекла, снимки с памятников псковской архитектуры. Целую комнату заняли предметы, посвященные русскому быту XVI-XVII вв. и эпохе старых дворянских усадеб. Это была самая богатая в послереволюционный период выставка коллекций ПАО. Она была открыта в течение месяца (закрылась 6 июня) и пользовалась большим вниманием посетителей: только с момента открытия и до конца мая ее посетили около 800 человек, а за три недели июня — свыше 600.4
По мере оживления деятельности ПАО все более настоятельными становились организационные вопросы. Необходимо было подвести некоторые итоги, определить перспективы и место общества в общественно-политической жизни города. 22 мая 1918 г. в помещении Поганкиных палат состоялось первое после двухлетнего перерыва годовое собрание ПАО, заслушавшее отчеты о деятельности Правления общества и ревизионной комиссии, избравшее должностных лиц. Из представленного отчета видно, что общество в 1917-1918 гг. приняло ряд мер по спасению и сохранению исторических памятников от разграбления и уничтожения. Оно разослало по губернии около 500 различных воззваний, обращалось во властные учреждения и общественные организации с просьбами об охране памятников, просило даже выделить для этого особых уполномоченных. Главное место в его обращениях занимал вопрос о сохранении «Пушкинского уголка», хотя усилия не увенчались успехом: в феврале 1918 г. Михайловское и Три-горское были сожжены. В качестве одного из удачных примеров сохранения ценностей в докладе говорилось о спасении принадлежавшем Троицкому собору древней иконы Св.Довмонта: «Отданная для расчистки сведущему лицу, хранится теперь в надежном, вполне безопасном месте». Материальное и финансовое положение общества было очень трудным, т.к. единственный источник его существования — средства, завещанные Н.Ф. Фан-дер-Флитом, составлявшие согласно Уставу ПАО его «неприкосновенный капитал», были объявлены после революции «национальной собственностью», и теперь общество ими не
распоряжалось. Тем не менее оно нашло возможность выделить 120 руб. на приведение в порядок площадки у нижних решеток и починку находившихся там двух башен.5
Продолжением настоящего собрания стало новое собрание ПАО, состоявшееся с разрешения коменданта города 7 июня. В повестке дня его стояли вопросы: чтение протокола годового собрания 22 мая, об изменении § 20 Устава общества, текущие дела и доклад Н.Ф. Окулич-Казарина «Псковский поэт А.Н. Яхонтов (1820-1890)».6 На этом заседании, куда для слушания доклада с разрешения председателя собрания допускались все желающие, председатель ПАО Н.Ф. Окулич-Каза-рин сделал «интересный, красивый по форме и искренний по содержанию доклад о поэте-псковиче А.Н. Яхонтове, местном общественном деятеле и директоре гимназии императора Александра Благословенного». Участники собрания признали также желательным «произвести снимки с наиболее интересных в научно-историческом и художественном отношении икон и предметов старины». Через несколько дней изложение доклада Н.Ф. Окулич-Казарина о Яхонтове было опубликовано в газете «Псковский вестник», редакция которой надеялась, что «полностью реферат будет, вероятно, напечатан в очередной книжке Трудов ПАО». Но издание «Трудов» так и не возобновилось, поэтому публикация в газете, которая передала «главные мысли доклада» — единственный след от сообщения Н.Ф. Окулич-Казарина.
Свой реферат он начинает с описания имения Яхонтова Камно, где «все дышит вековой традицией, умной и красивой стариной, тем милым уютом, который воспел Тургенев в своих романах. Здесь была крепка связь и с породившей человека матерью-землей, здесь не умели отрицать прошлое во имя неизвестного будущего». Далее Н.Ф. Оку-лич-Казарин «обрисовал основные вехи биографии А.Н. Яхонтова -общественного деятеля, педагога и поэта, бывшего директора Псковской мужской гимназии, уездного предводителя дворянства, председателя земской управы», знакомого с М.А.Назимовым, Н.Ф.Фан-дер-Флитом, Вагановыми, Д.И.Ивановым и др. «Редактор «Русской старины» Семевский и популярный в Пскове крестьянин-самоучка Д.И.Иванов и поэт П.Вейнберг, — сообщал Окулич-Казарин, — все единодушно отзываются об А.Н. с большой похвалой, говорят о его гуманном, справедливом, теплом и снисходительном отношении к другим и строгим к себе, о просвещенности и горячей любви к народу». Но А.Н.Яхонтов оставил след прежде всего как поэт-лирик (из 135 его стихотворений 85 были лирическими, и 40 из них «внушено созерцанием природы, которая для поэта является источником душевного мира»), поэто-
му Окулич-Казарин обильно снабжает свои заметки выдержками из стихов поэта, которого он ставит в один ряд с Тютчевым, Майковым, Фетом, Полонским, Апухтиным и др.7
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57