Краеведческие очерки
Обработка помещичьих земель в имениях производилась барщиной — три дня с тягла в неделю. Полеводство было трехпольным, позже у некоторых — семипольным. Сеяли рожь, овес, лен, ячмень, гречиху, горох, яровую пшеницу; сажали картофель (с начала XIX века). Рожь занимала 1/3 пахотной земли, ячмень 1/3 части яровых посевов; одно из ведущих мест занимал лен.
Пахотная земля, как барская, так и своя, удобрялась навозом, но не далее 3-х верст от деревни. Земля обрабатывалась сохой, бороной, а там, где были большие комья земли (глыжины), применяли катки. Озимые поля под посев ржи готовили троекратной обработкой. Первый подъем пара проводили в середине мая, и после двух недель поле боронили. Во второй половине июня возили навоз, .коле запахивали и бороновали. В конце июля и в первых числах августа землю вспахивали третий раз и сеяли хлеб под
борону. Яровые сеяли, начиная с половины мая и до первого июня. Убирали серпами. Снятый и связанный в снопы хлеб ставили в бабки на время, пока высохнут сорные травы, после чего складывали в скирды или связывали в овины. Потом сушили в ригах и обмолачивали. Лен связывали в снопы и тут же срезали головки, которые сразу отправлялись на сушку в риги. Лен мочили, затем расстилали, связывали в снопы, просушивали на воздухе и убирали под навес до обработки.
Огородничество и садоводство в Яссках были развиты слабо.
Весной, летом и осенью крестьянин работал с раннего утра до позднего вечера. Соответственно было организовано и питание. Вот как описывают это В.Г. Воробьев и Н.Ф. Воробьева в своей книжке «В старину едали деды…», изданной в Новгороде в 1991 году. «Основательно питались крестьяне лишь два раза в день: часов в пять — шесть утра завтракали, а обедали вечером. На завтрак хозяйка выставляла на стол трех — четырехлитровый горшок каши (семья — то большая), наливала в Глиняные кринки квас. Глава семьи лично наделял каждого ломтем ароматного деревенского хлеба. В промежутке между завтраком и обедом крестьяне пили квас, съедали лепешку Или картофелину «со шкуркой», головку чеснока. Основной вечерней пищей служили зимой щи из квашеной капусты^ кати — пшеничная, овсяная, сдобренные льняным маслом. Пользовался популярностью вегетарианский суп — с обилием лука в так называемые постные дни и куском желтого «полежалого» сала в разговении. Хлеб выпекали обычно два раза в месяц -ржаной, высокий, округлой формы. Складывали его «на горах» (от украинского слова «горище» — чердак), тщательно перекладывали соломой, так что «десять Ден свежий стоял». Крестьяне’ никогда не пекли ‘ блинйг из белой муки. Пшеничник и ржаная мука Мешалийь примерно в’ раганых пропорциях, разводились водой, а в праздники — молоком с яйцами. Тёгда же появлялись на столе мясо, птица, дбйашние солеййй — огурцы, грибы, капуста (может показаться1
странным, но помидоров, соленых или маринованных, большинство крестьян в своем быту не знало). К солениям подавали обязательно картофель «со шкуркой». Ошибаются те, кто считает, что русская народная кухня традиционно сдабривалась алкогольным зельем. В культуре русской деревни пьянство всегда олицетворяло зло. Именно потому в престольные праздники вообще не принято было употреблять спиртное. И это правило соблюдалось повсюду строго. От пьяного на деревенской улице шарахались, как от нечистой силы. Ограждая потомство от пагубного влияния алкоголя -«бесовских сил», на Руси издревле запрещалось употреблять жениху и невесте в день свадьбы даже медовину — слабо выдержанный квас на меду».
Однако, как бы ни был тяжелым крестьянский труд, в какой бы зависимости ни находился крестьянин, в том числе и яссковец, он не терял собственного достоинства. Об этом свидетельствует и одежда в обрядах, связанных с сельским хозяйством.
Обряды разделялись как бы на два периода: направленные на обеспечение урожая и — на получение его. Зимние обряды начинались с рождественских посиделок молодежи. Девушки и парни приходили из разных деревень — разодетые в лучшие платья. Иногда приносили наряды с собой и в течение вечера несколько раз переодевались. Не имевшие несколько сарафанов и шуб занимали их у более богатых людей, а потом за это отрабатывали. Особый смысл придавали девушки обычаю надевать в первый день Нового года все новое и в продолжение дня несколько раз переодеваться, чтобы всегда были обновы.
Сев — самый ответственный момент в жизни крестьянина; не зря говорят: что посеешь, то и пожнешь. Как же проводили его… Для начала сева выбирали мужчину с хорошей репутацией, благочестивого. Перед посевом мылись в бане, надевали чистое белье, платье, стол застилали чистой скатертью. К севу готовились в торжественной обстановке. Молились, выполняли ряд магических обрядов, как бы стимулировавших будущий урожай: клали яйца в сеялку,
подбрасывали их, чтобы рожь и пшеница выросли высокими, наконец сеятель поедал их на пашне. Когда шли сеять лен, надевали новую льняную рубаху. Иногда при посеве льна хозяин надевал женский фартук, в который клал семена; чтобы лён был длинным, жена шла с ним рядом, одетая во все красное.
День первого выгона скота в поле в Егорьев день все жители деревни надевали лучшие рубахи, сарафаны. Особенно большое внимание уделялось одежде молодух первого года замужества.
Обряды в период весенне-летних праздников (Зеленые святки, Иван Купала) были направлены на «содействие» урожаю и его сохранению. Вождение (проводы, похоррны) русалки были одним из существенных моментов весенней обрядности.
На Троицу женщины одевались в троичный наряд, надевали венки — и стар и млад, и мужчины и женщины. Венки сплетали из Веток березы и других деревьев, из трав и цветов; отдавали предпочтение васильку.
С приходом времени уборки урожая наряды менялись. Сенокос — пора трудной работы. Одежда должна быть легкой, но и нарядной. Праздничность настроения создавалась тем, что косили всей деревней; на дальних покосах устраивали ночевки, и молодежь в свободное время веселилась в лугах. Начало жатвы — зажинки — проводилось торжественно. В этот день мыли лавки в избе, на стол стелили чистую скатерть; жать шли в хорошей одежде.
Зажин в деревне начинала всеми уважаемая женщина. Сжав в горсти рожь, женщина связывала ее и подпоясывалась ею, как поясом. Жали обычно ‘в одних рубахах, сняв сарафаны. При уборке льна женщины надевали костюм, состоявший из льняной рубахи с пояском, головного убора и лаптей, подвязанных черными шерстяными оборами.
Большую часть одежды наши предки изготавливали из своего льна, для покупки неместной одежды и товаров нужны были деньги. Они были нужны и для уплаты налогов и других сборов. Так, например, в 1875 году яссковцы платили:
подушные подати за каждую десятину земли (30 коп.); Государственный земский собор (6коп.); Губернский земский собор (15,3 коп.); страховые подати (7,0 коп.). Крестьяне, состоящие на выкупе, платили выкупные подати (27 руб.7коп.). Были так же мирские сборы волостного начальства на случаи непредсказуемых происшествий (пожаров, строительства дорог и т.п.). Где можно было взять на это деньги? Имелось два основных пути: продажа части сельскохозяйственной продукции и уход одного из членов семьи на заработки в осенне-зимний период.
Продажа и обменный сбыт сельскохозяйственной продукции производились на ярмарках — Никандровской, Троицкой, Ильинской. Кроме этих ярмарок, действовали так называемые съезды, или базары, которые большей частью приходили при приходах во время храмовых праздников и продолжались 1 — 2 дня. В 1893 году, к примеру, в Верхне-Шелонской волости, которая входила в состав Порховского уезда, были такие базары: 8 июля, «Казанская», в деревне Гнилицы; 1 июня, «Ильинская», в деревне Высокое; 1 октября, «Покровская», в деревне Высокое; 17 июля — в деревне Ясски.
Базары существовали во всех волостях уезда. В Порховском уезде ярмарок и базаров работало в году более 170, на них съезжались крестьяне со всех деревень, если возникала необходимость срочной продажи своей продукции.
Вторым путем приобретения денег в личном хозяйстве был уход одного из членов семьи в отхожие промыслы. В Порховском уезде в отхожие промыслы уходило до 10 % мужского населения. Основной причиной этого было отсутствие местных заработков, избыток рабочих рук, а также малоземелье и высокие арендные цены. Особенно большим оттоком крестьян из деревни отмечались неурожайные годы. Происходило это осенью и особенно зимой, когда в хозяйстве сокращался объем работ. Существовало два пути отходничества. Прежде всего -занятие по месту жительства такими промыслами, как сапожничество, кузнечное, столярное, плотницкое дело, выделка овчин и кож, изготовление каменной и деревянной
посуды, изготовление кирпича, рубка и пилка леса, выгонка смолы и дегтя, возка и разбивка камня на шоссе, изготовление телег, колес, саней, гнутье дуг, ободьев. Все это потом продавалось на ярмарках и базарах. Для жителей Яссок характерными промыслами являлись плотничество, изготовление телег, колес, саней, рубка и пилка леса.