Поиск по сайту

Краеведческие очерки

ЯССКИ В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ
Первые люди этих мест поселились на небольшом холме на берегу безымянного ручья в шести километрах от реки Шелонь. На запад, восток и север простирались открытые поляны, за которыми стояли девственные леса. Выбор места для жительства диктовали наличие угодий и возможность защиты жилища. Почему деревня называется Ясски, установить пока не удалось. Возможно, это было имя первого жителя на холме — Ясско, Ясин… Возможно, название связано с природными явлениями — когда все ясно, все видно с холма.
В старину не было больших селений; чаще всего поселение составляла одна семья, потом от нее отделялись родственники, и в конце концов образовывался крупный населенный пункт. Ясски в этом случае не были исключением. Согласно "Списку населенных мест Псковской губернии" (1879 г.), в Яссках уже было 8 домов с 24 мужчинами и 30 женщинами.
Когда-то наши предки, в том числе и яссковцы, жили в землянках, внутреннее пространство которых формировалось вокруг столба, стоявшего посередине землянки. Климатические условия привели к необходимости иметь наземные жилища: срубные, срубностолбовые, сырцово-саманные и позже — каменные. Избы строились без фундамента, пол настилался над землей. Каменные фундаменты появились в конце XIX века. Основным типом такого жилища являлась однокамерная постройка. Затем появились двухкамерные, с пристройками, позже трехкамерные, состоящие из жилой избы, сеней и клетки или горницы. Крыши были соломенные. К глухой стене избы обычно примыкал крытый скотный двор с хлевом. Такие постройки и поныне имеются в Яссках.
кур. В богатом дворе — 2-6 лошадей, 5-7 коров, более десятка овец, 3-4 свиньи, 10-15 кур и столько же гусей. В зимнее время, особенно в бедных хозяйствах, свиней брали в избу.
Яссковцы, как и все псковитяне, были строго религиозны, ревностно исполняли обряды и установления церкви.
Брак считался одним из важнейших событий в жизни человека. Вступление в него проводило резкую грань между двумя периодами жизни человека, превращая его из зависимого члена семьи в его главу, из потомка в родоначальника. Врачевание состояло из следующих этапов: сватовство, дымничанье (прием родителей невесты), глядина (прием жениха с родителями), катанье, отпуск жениха за невестою, поезд жениха к невесте, пир у невесты, свадебный пир у жениха. Песни, пляски составляли непременную принадлежность брака. Совершение браков падало по большей части на два периода: мясоед от Рождества до Масленицы и промежуток с 15 сентября до 14 ноября. Не все крестьяне могли обставить свадьбу как следует. Чтобы избежать лишних расходов, шли на хитрости. Откладывали свадьбу. И вдруг "неожиданно" для родителей жених являлся в дом с "выкраденной" девушкой, с которой он сговорился раньше, и просил благословить на венчание. Дело обычно кончалось свадьбой через несколько дней при нескольких близких родственниках.
Женщина, приносившая с собой приданое, называлась приданницей, невеста без него или с плохим приданым -бесприданницей. В случае вдовства, если жена была бездетной и возвращалась в дом родителей, она забирала с собой свое приданое.
Приданое обычно состояло из нательного белья, постели, холста, полотенец и некоторых орудий труда: косы-литовки, серпа, грабель, прялки, мотовила. Более состоятельные крестьяне выделяли кое-что из мебели: комод, зеркало, самовар, чайную посуду и т. д. Невеста имела свой сундук, в который укладывалось приданое. Жениха невеста обычно одаривала рубахой, штанами, поясом или кушаком, полотенцем из лучшего холста — все своей работы.   Свекрови
и свекру, как правило, предназначались самые значительные подарки.
При родах распространенным обычаем было скрывать их приход: считалось, что чем меньше людей б>дет знать о них. 1ем меньше родительница будет мучиться.
Происходили они большей частью в изолированном помещении — в бане, на гумне, в клуне. Во время родов развязывали все узлы, женщина расплетала волосы, рассюгивала ворот рубахи, вынимала серьги из ушей и снимала с руки кольцо. После родов женщина прятала волосы под головной убор. На крестины приглашалась вся деревня, но приходили не все; приглашение всех домохозяевов селения как бы возлагало ответешенность общества за судьбу матери и новорожденного, оно как бы принимало их под свою защипу. На крестины крестный отец — божат — готовил крестя или давал на него деньги, а крестная — божатка -ириюгавливала крестику рубашку. Обычно ребенка в течение первых сорока дней не подпоясывали, и лишь после шести недель крестная приносила ему в подарок поясок и рубашку. Деш носили одни рубашки с поясом, и только в 5-6 лет мальчику надевали штаны, а девочке юбку. Изношенные первые юбки и штаны не отдавали тряпичникам, а ожшали.
Особые поверья были связаны с волосами   Раснрсчлрапен был обычай гадания по волосам: при крещении священник отрезал немного волос, закатывал их в воск и бросал в к) цель. Если волосы всплывали, считалось, что ребенок будет аи i ь. если тонули — умрет.           ,
Церковь налаюла многочисленные запреты в отношении поведения женщины в семье и вне дома. Так, например, осуждалось общение с мужчинами, не являвшимися ее родешенниками или членами ее семьи. Суровое наказание, приравненное к каре за детоубийство, ждало мужа, если он избивал жену во время беременности. То же угрожало»детям, совершившим "злосердие к родителям": "а иже кто бьет матерь, от церкви отлучается и лютою смертью да умрет".
.Яссковцы, как и все псковитяне, отмечали все церковные праздники и обязательно — свой престольный. У яссковцев >то
была, да и теперь осталась, Ильинская пятница, которая праздновалась в последнюю пятницу перед Ильиным днем.
В старину яссковцы отмечали, конечно же, и Рождество ХристоЕо, Иванов, Егорьев и Троицын дни. День "Ёгорйя Храброго" считался конским праздником. В этот ден"ь под вечер "делали коня". Для этого брали две крепкие жерди. Четыре парня клали их на плечи. Один из передних держал на вилах конскую голову или конский череп, убранный бубенчиками и цветными тряпицами. Сзади концы жердей связывались^ веревкой, к которой привязывали хвост из мятого льна. Жерди обматывали сеном и старой: льняной тряпкой. На жерди сажали верхом мальчика, хорошо играющего на жалейке. Таким образом сделанный "’конь*’ в сопровождении народа обходил деревню, сидящий на нем пастух играл на жалейке. Затем "конь" найравлялся в одну из соседних деревень. Завидев его, там снаряжали "коня" своего. Оба "коня" сходились на выгоне перед деревней для "боя". Изображающие коней, подражая лошадиному ржанью, бросались друг на друга, стараясь порушить соперника. Потом — песни, хороводы.
Троицин день праздновали так. Утром все отправлялись в церковь с пучками полевых цветов. Церковь убирали Зелены­ми ветками, преимущественно березовыми. После обе*да собиралась молодежь, завивали венки из березовых веток. С венками на головах вели хороводы, пели песни, плясали. С песнями шли к реке Шелони, на берегу девушки и мблодЫе бабы умывались через венки. Те, кто пожелает, в это время кумились между собой, целуясь через венки. Затем брюсали венки й воду, наблюдая за ними: чей венок уплывет вперёд, та девушка раньше всех выйдет замуж; чей венок потонет, та умрёт в этом году; чей венок пристанет к берегу, та не будет любима мужем или муж ее будет пьйн’йцей. После эЧгого заигрывали плясовую ("скобарика", например) и пели. С этой песней ^извращались в деревню, где Молодежь продолжала ве&лй*гься до поздней ночи. В кгйкдой деревне обычно пе­ли свфи собственные песни, устраивали пляски, хороводы.
Таких праздников под эгидой церкви было более трехсот,
но крестьяне отмечали только те, которые были связаны с тем или иным сельскохозяйственным циклом, когда заканчивались его работы. Все было тесно связано с землепользованием, которое обеспечивало человека всем необходимым для жизни. Когда-то оно было свободным: поселившийся в определенном месте человек брал себе земли столько, сколько мог обработать. Затем появилось общинное землепользование. С завоеванием Псковщины московскими князьями земля была отдана на прокормление сподвижников князей. Она стала государственной, а землевладельцы превратились в зависимых от государства людей. Землями, на которых обосновались яссковцы, в свое время владели помещики Лихачевы, Овцины, Мещерские, Корсаковы. Земля вокруг деревни Ясски принадлежала помещику Корсакову. Одну ее часть он обычно оставлял под собственную запашку; другая, соразмерная с числом ревизских душ и работников, приписанных к имению, отдавалась в пользование крестьян и делилась между ними по тяглам, соразмерно с числом работников и работниц, имеющихся в семействе, или же пропорционально количеству платимых каждым из них податей и отправляемых господских работ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В 2018 году в Псковской области будет реализована программ санавиации
  • Адмирал и педагог
  • Иван Афанасьевич Афанасьев
  • В Псковской области будут благоустроены 129 дворов в текущем году
  • Интересное