Краеведческая деятельность Черницкого
полкома принял постановление «Об использовании хозяйственных и жилых помещений бывшего Мирожского монастыря», которым разграничил владения между 1-й Советской больницей и музеем, предложив «отгородить хозяйственные постройки забором по указанию директора музея т.Зыбковца».32 26 ноября 1935 г. Президиум Псковского горсовета решил передать в ведение музея ряд зданий, признанных Постановлением ВЦИК от 20 марта 1935 г. архитектурными памятниками, подлежащими государственной охране: дом бывш.Яковлева (ул.Советская, 48), дом бывш.Сутоцкого (ул.Советская, 50), дом бывш.Мейера у фабрики «Шпагат», здание бывш.консистории на Советской площади.33
В декабре того же года музею был передан закрытый главный храм города — Троицкий собор, в помещения которого рекомендовалось открыть антирелигиозный отдел, вскоре музей получил под склады закрытую Никитскую церковь, затем Мироносицкую, Михаило-Архангельскую и др.34 Процесс передачи в ведение музея памятников архитектуры продолжался и в последующем.
26 февраля 1936 г. в Пскове открылось кустовое музейное совещание с участием представителей Псковского, Гдовского, Порховско-го, Лужского и Красногвардейского районов, на котором обсуждались проблемы охраны памятников и вопросы изучения Ленинградской области. В работе совещания принял участие профессор В.А.Зеленко из Ленинграда.35
. Уже в 1936 г. в Пскове велись работы по реставрации наиболее ценных памятников зодчества, пря этом особое внимание было уделено Гремячей башне, где работы продолжались и в 1937 г. На башне была возведена крыша, внутри ее устроены помосты и переходы, укреплена береговая скала, на реке Пскове устроен ледорез, на площадке у башни высажены деревья к разбиты цветники. В целях популяризации среди населения такого памятника оборонного зодчества, каковым являлась Гремячая башня, в сентябре 1936 г. в газете «Псковский колхозник» была опубликована статья зав.историческим отделом музея Н.Е.Алаевой «Гремячая башня», в которой рассказывалось о ее истории, и тогда же в художественном отделе устроена выставка псковских художников (Ларионова, Рехенмахера, Баранова и др.), картины которых были также посвящены Гремячей башне. В 1937 г. велись реставрационные работы и на Покровской башне: ее начали подводить под крышу, в башне устроены бойницы, башня и часть примыкавшей к ней стены подверглись облицовке.36
Весной 1937 г. начался капитальный ремонт Поганкиных палат:
деревянные перекрытия заменялись железобетонными, часть сгнивших деревянных — новыми деревянными, заново производилась облицовка здания. Из Ленинграда специально приехала комиссия архитекторов во главе с профессором К.К.Романовым, которая исследовала второй этаж палат для установления характера потолочных перекрытий (по некоторым данным там, как и на первом этаже, ранее были сводчатые потолки, замененные в 1900 г. обычными деревянными): от решения этого вопроса зависел характер ремонтно-восстановительных работ. При производстве ремонта в толще стены Поганкиных палат были обнаружены два потайных хода, ранее неизвестных. На реставрацию палат было отпущено 190 тыс. руб. Тогда же началась реставрация дома Печенко — другого памятника гражданского зодчества XVII в. Необходимость реставрации этого здания была очевидной: в течение последних 7-8 лет оно сильно разрушилось, а вдобавок немалый вред нанесли «кладоискатели», варварски разрушившие в некоторых местах кладку стен и сводов. В 1937 г. музеем был также отремонтирован памятник в честь 300-летия обороны Пскова от войск Стефана Батория.37
В то же время в августе 1937 г. уполномоченным по охране памятников Ленинградской области были сняты с государственной охраны, как «не представлявшие исторической ценности», сразу 13 церквей: Успения в Бутырках, Поле Образская, Алексея, Пантелеймона и др.38 В деле охраны памятников сотрудникам музея, и в частности В.Ф.Зыбковцу, приходилось зачастую выдерживать настоящий бой с органами власти и строительными организациями, которые в нарушение действующего законодательства пытались вести строительство в исторических местах. Так, весной 1936 г. на территории Псковского Кремля было начато строительство термоблокового завода, а в кремлевском парке — спортивного городка. Лишь после вмешательства1 и решительного протеста В.Ф.Зыбковца то и другое начинание было прекращено, а директора музея впоследствии обвинили в срыве строительства и затраченных впустую на это средств. Летом 1936 г. местные власти решили занять отдельные помещения Поганкиных палат для хранения картофеля, но В.Ф.Зыбковец на свой страх и риск приказал сорвать замок и занял эти помещения под музейные фонды (как впоследствии отмечалось, «наносил туда с фонда церковных обломков^)-» Однако помещения, предназначенные для размещения отделов природы и социалистического строительства, были все же заняты военным ведомством для размещения госпиталей, в связи с чем В.Ф.Зыбковец уведомил о незаконном занятии Наркомпрос и направил специальную телеграмму Наркому обороны К-Е-Ворошилову.40
Но от другого указания К.Е.Ворошилова он уклониться все же не смог. Речь шла о судьбе Троицкого собора, закрытого в конце 1935 г. и предназначенного для организации в нем антирелигиозного музея. Но в 1936 г. во время очередного приезда в Псков К.Е.Ворошилов «обратил внимание местных органов Советской власти на то, что Троицкий собор в Кремле, находящийся на самой высокой точке города, является артиллерийским ориентиром для противника с Запада». Но собор был поставлен на государственную охрану, поэтому вопрос о его сносе оказалось решить не просто. Однако согласно распоряжению Уполномоченного по охране памятников по Ленинградской области от 17 мая 1936 г. был начат пересмотр списков памятников, т.к. ранее составленные исполнялись «реакционной профессурой в 1920 г., при этом составители упомянутых списков руководствовались не столько соображениями охраны действительных исторических памятников, сколько в целях сохранить на случай буржуазной помещичьей реставрации церковные здания».
Руководствуясь этими указаниями, В.Ф.Зыбковец 21 июня 1936 г. направил секретарю окружкома ВКП(б) П.И.Петрунину записку, в которой отмечал, что нынешний Троицкий собор построен в конце XVII в., он является «четвертым по счету собором «во имя Троицы», сооруженным на месте сгоревших последовательно соборов» и «ничего общего с особенностями стиля псковского зодчества не имеет и в значительной степени испорчен переделками и ремонтами в XVIII и XIX вв.». Учитывая все это, В.Ф.Зыбковец считал «вполне возможным полную ликвидацию Троицкого собора», т.е, его уничтожение.41
Собор, к счастью, уничтожен так и не был, но антирелигиозный музей в нем в период директорства В.Ф.Зыбковца также организовать не удалось, хотя Зыбковец являлся членом бюро окружного Союза Воинствующих безбожников, созданного в январе 1936 г.42
Пришлось сотрудникам музея «сражаться» и за другие памятники зодчества. На 3-й городской партконференции (май 1938 г.), когда В.Ф.Зыбковца в Пскове уже не было, начальник горкомхоза Преде заявил: «Музей является монополистом всех церквей, и когда я стал ломать кирху, то пришлось выдержать целый бой с музейными работниками».43
Другой эпизод псковского периода деятельности В.Ф.Зыбковца оказался также косвенно связанным с Кремлем. Решив в 1936 г. организовать окружную сельскохозяйственную выставку, Президиум окрис-полкома признал наиболее подходящим местом для нее территорию Кремля. 23 августа 1936 г. он рекомендовал составить в трехдневный
срок смету на строительство здесь павильонов и других сооружений и представить ее в областной выставочный комитет. Открытие выставки намечалось на 24 октября 1936 г., на организацию ее отпускалось 122 тыс. руб.44 Остается, однако, невыясненным: то ли сами окружные власти изменили свое решение, то ли последовали протесты со стороны музея, но место выставки было перенесено из Кремля на территорию Летнего сада, а В.Ф.Зыбковец назначен ее директором. Так на него была возложена дополнительная нагрузка, потребовавшая немало сил и внимания.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42