Краеведческая деятельность Черницкого
Одной из первых была заметка «Ильич в Пскове», опубликованная в «Псковском набате» в связи с кончиной В.И.Ленина.12 А.Н.Гала-цер кратко обрисовал мотивы выбора Лениным Пскова местом жительства после сибирской ссылки в 1900 г., указал адреса пребывания его в городе, рассказал о деятельности по созданию здесь опорного пункта «Искры», привел имена людей, в основном земских статистиков, с которыми соприкасался Ленин. Упомянул он и о втором приезде В.И.Ленина в Псков — факте, который впоследствии оказался забытым. При этом А.Н.Галацер при описании события допускает в ряде случаев неточности. Так, например, он утверждал, что В.И.Ленин приехал в Псков в июне 1900 г., а уехал лишь осенью. В действительности же В.И. Ленин прибыл сюда 26 февраля,а уехал 19 мая, пробыв в городе 83 дня.13 «Недостаток места, к сожалению, не позволяет нам остановиться на пребывании Ильича в Пскове подробно», — заметил тогда А.Н.Гала-цер. Через три года, в январе 1927 г. он вернулся к теме пребывания В.И.Ленина в Пскове, опубликовав заметку «Здесь жил Ильич»,14 в которой расширил начатое в 1924 г. повествование, рассказав, например, об известном псковском совещании социал-демократов и «легальных марксистов».
Но особое место в статьях и заметках А.Н.Галацера заняла тема революции 1905-1907 гг., очевидцем событий которой в Пскове он был. Работая в реальном училище, учащиеся которого наряду с гимназистами и семинаристами принимали активное участие в массовых демонстрациях. А.Н. Галацер, естественно, был свидетелем этих выступлений учащейся молодежи. Они и стали темой его повествования. Обраще-
нию к теме способствовало и празднование в середине 20-х гг. 20-летия революции, когда наряду с массовыми мероприятиями — митингами, вечерами воспоминаний, торжественными собраниями и т.п. — большое внимание уделялось издательской деятельности. Местные периодические издания в полной мере использовали познания и свидетельства А.Н. Галацера, считавшегося признанным знатоком истории событий 1905 г. Свидетельством тому является, например, следующий факт.
В начале 1925 г. в редакцию журнала «Известия Псковского губ-кома РКП(б)» поступила рукопись воспоминаний одного из участников революционной работы в Пскове в начале XX в. С.Е.Шпака. Степан Евдокимович Шпак в 1902 г. работал в Псковском статистическом бюро вместе с известными соратниками В.И.Ленина П.Н.Лепешинским, А.М.Стопани, В.Н.Соколовым, А.Г.Бутковским и др., соприкасался с участниками подпольной работы Б.Заксом. В.Л.Горном и др., в 1906 г. участвовал в издании газеты «Пчела». В середине 20-х гг. он работал уже в Харькове. Редакция журнала, получив текст его воспоминаний, передала его для прочтения А.Н.Галацеру, который выявил ряд неточностей и внес соответствующие поправки. Так, С.Е.Шпак писал о демонстрации в Пскове в период всеобщей забастовки, которая «закончилась избиением демонстрантов». «Тов. Шпак, очевидно, в данном случае смешал демонстрацию, которая была во время всеобщей забастовки 18 октября 1905 г., с попыткой устроить демонстрацию учащимися утром и вечером 7 февраля 1905 г., — возражал А.Н.Галацер. -Указанный тов. Шпаком судебный процесс (15-16 марта 1905 г.) возник как раз на почве избиения учащихся вечером 7 февраля 1905 г. Таким образом, весь абзац, начиная со слов «Демонстрация эта закончилась избиением…», никакого отношения к демонстрации, бывшей во время всеобщей забастовки, не имеет».
«Результатом демонстраций явилось освобождение из каторжной тюрьмы политических заключенных, в том числе В.Л. Горна, который тут же принял участие в демонстрации, идя рядом со знаменосцем, -писал далее С.Е.Шпак. — При разгоне демонстрации полицейский нанес Горну довольно тяжелую сабельную рану в голову». «В данном случае у тов. Шпака, по-видимому, опять ошибка, — парирует А.Н.Галацер. — Демонстрация к каторжной тюрьме совершенно не подходила, и поэтому Горна освободить не могла. Горн (впоследствии министр «Северо-Западного правительства» Лианозова) был во время демонстрации 18 октября уже на свободе, принял участие в демонстрации и у губернской тюрьмы произнес речь, в которой потребовал освобождения политических заключенных».
Третье утверждение С.Е.Шпака, с которым не соглашался А.Н. Галацер, касалось следующего: «Во Пскове было спровоцировано покушение на пристава, обвинен в этом был Закс, которого власти приговорили к смертной казни. Но волна протестов по стране заставила отменить приговор, а дело пересмотреть. При вторичном разборе Закс был оправдан и вышел на свободу». «Борис Закс (ныне член РКП(б), зав. высшими кооперативными курсами Центросоюза в Москве) не был осужден к смертной казни, — пишет А.Н.Галацер. Недели 3-4 т.Закс действительно сидел под угрозой предания военно-полевому суду, повлекшему бы собой смертный приговор. Но обвинение Закса было столь нелепо, и шум, поднятый вокруг этого обвинения, был так значителен, что царское правительство «смилостивилось» и передало Закса суду судебной палаты. «Дело» это рассматривалось 11 января 1908 г. выездной сессией Петербургской судебной палаты в Пскове и закончилось оправданием Б.Я.Закса».
При опубликовании воспоминаний С.Е.Шпака все эти замечания А.Н. Галацера были напечатаны в соответствующих местах в виде примечаний.15 В случае с Б.Заксом Галацер ссылался иа опубликованную им за год до этого статью «Дело» Бориса Закса»,16 в которой он подробно рассказал, как в действительности складывалась обстановка вокруг этого нашумевшего «дела».
Стремясь внести полную ясность в освещение событий, связанных с демонстрациями 1905 г., отделив февральскую демонстрацию от октябрьской и устранив тем самым путаницу, допущенную С.Е.Шпа-ком, А.Н.Галацер в 1925 г. опубликовал о них в «Псковском набате» две специальные статьи (соответственно в феврале и октябре), приурочив их к 20-й годовщине событий.17 В то же время готовился очередной номер «Известий Псковского губкома РКП(б)», специально посвященный 20-й годовщине революции 1905-1907 гг. Активное участие в этом, помимо агитпропотдела губкома РКП(б), приняло местное отделение Истпарта, по просьбе которого А.Н. Галацер написал две большие статьи, представлявшие собой расширенный вариант газетных заметок о демонстрациях февраля и октября 1905 г.
Основными участниками демонстрации 7 февраля 1905 г. были учащиеся псковских учебных заведений, которые с ведома губернатора были жестоко избиты городовыми, полицейскими и хулиганствующими элементами. «Во многих городах России в конце января и начале февраля 1905г. были отдельные случаи избиения учащихся, главным образом студентов, но Псков оказался первым городом в России, где произошло организованное избиение учащихся», — утверждал А.Н.Га-
лацер. Вторая демонстрация состоялась на улицах Пскова в связи с похоронами 18 октября 1905 г. земского статистика Н.Ф.Лопатина и совпала по времени с объявлением царского Манифеста 17 октября. В ходе демонстрации впервые в Пскове был поднят красный флаг с надписями: «Долой самодержавие! Да здравствует социализм!».
И газетные, и журнальные статьи написаны очень живо и образно, но чувствуется не только журналистский стиль изложения, а прежде всего хорошее знание автором города и обстоятельств происходивших событий. Он представляет места, где происходили описываемые им события, приводит с точностью до часа их время. Чувствуется, что писал очевидец происходившего. Не случайно одна из статей (об октябрьской демонстрации) имеет подзаголовок «Страничка воспоминаний», хотя для подтверждения свидетельств личной памяти автор в примечаниях к повествованию ссылается на архив Канцелярии псковского губернатора и сообщения газеты «Псковская жизнь». В другой статье А.Н.Галацер, давая подзаголовок «Воспоминания и документы», уже более определенно указывает на привлечение последних. Так, описывая ход судебного процесса над участниками демонстрации (середина марта 1905 г.), он с большой точностью, близкой к сте-лограмме, приводит содержание задаваемых вопросов и ответов, отмечает, что судебное заседание заняло всего 1 час. 50 мин., но продолжалось с 11 час. утра до 6 час.30 мин. вечера, так как в ходе его было сделано 22 перерыва.»
Работая в редакции газеты «Псковский набат», А.Н.Галацер не мог не обратиться к истории ее предшественницы — выходившей в 1906 г. в Пскове социал-демократической газеты «Пчела». В течение 1924-1927 гг. он посвятил ей три заметки,20 рассказав о создании газеты, людях, ее выпускавших, трудностях издания, преследовании и закрытии.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42