Поиск по сайту

Княгиня Ольга

Почитание княгини Ольги в Пскове и на Руси имеет давние, многовековые традиции. Оно началось намного раньше того, как на церковных Соборах 1547-1552 годов её не только официально причислили к лику святых, но и назвали равноапостольной. Краткие жития святой Ольги относятся к XIV и даже к концу
XIII в. Они включались в богослужебные книги, называвшиеся Прологом. Такие проложные жития наш земляк Николай Серебрянский рассматривал в большом научном труде «Древнерусские княжеские жития», опубликованном в 1915 г. и ставшем его докторской диссертацией. В приложенном тексте XIV в. сказано: «Си блаженная Ольга родом бе пльсковитина»1.
Там же помещена псковская редакция жития княгини Ольги, появившаяся в середине XVI в., незадолго до составления Степенной книги царского родословия. По мнению многих исследователей2, автором этого жития был известный писатель того времени, пресвитер Василий, принявший постриг под именем Варлаама и ставший в Пскове игуменом монастыря Иоанна Богослова (бывшая монастырская церковь сохранилась на Мишариной горе Запсковья). В этом житии на основании местных преданий впервые говорилось о рождении будущей княгини «в веси зовомыя Выбуто», о «проречении бытия града Пскова» и о помощи Ольги в построении здесь Троицкого храма. Сведения Василия-Варлаама использованы при составлении подробного жития святой Ольги для Степенной книги.    ~»
От себя Н. И. Серебрянский счёл нужным добавить: «Указание на Выбуту, как на место родины Ольги, мне лично не кажется совершенно неосновательным. В древнее время Выбута была не просто весью» или погостом, но одним из военных сторожевых пунктов, и варяги могли в ней быть»3.
В той же рукописи Василия-Варлаама, содержавшей жития многих псковских святых, приведена и особая служба благоверной Ольге. Это тоже свидетельствует о том, что её церковное прославление в древнем Пскове было более распространённым и торжественным, чем в других православных городах.
Отметить столь раннее почитание княгини Ольги на Руси и особенно в Пскове необходимо потому, что некоторые историки продолжают сомневаться в её псковском происхождении. И на этой конференции киевлянин Владимир Рычка зачитал доклад, который так и назвал: «Была ли святая княгиня Ольга уроженкой Пскова?». Сомневающиеся в этом не объясняют, почему её родиной назвали именно Выбутские места. Ведь не могли же без всяких оснований указать на первую попавшуюся точку под Псковом. Значит, для этого были достаточно веские основания. И опирались они, очевидно, не только на широко известные населению предания, но и на местную микротопонимику. И тогда и позднее, через несколько веков, окрестные жители называли Ольгинскими4:
1. Правый берег реки Великой напротив Выбут. На этом берегу до сих пор располагается прибрежная деревня Волжино, Ольжино тож, ныне Волженец Ядровской волости Псковского района. Именно её земляки считают родиной княгини Ольги.
2. В этой деревне остатки фундамента от древнего здания размером 8×6 саженей (218 кв. м.) жители считали Ольгиным дворцом.
3. Колодец той же деревни, выдолбленный под обрывом Ольгинского берега, с прозрачной студёной водой — Ольгин ключ.
4. Правый, более глубокий рукав реки Великой, образованный островком Шацким чуть ниже Выбутского погоста, — Ольгины ворота.
5. Мелкая протока с каменистым дном между этим островком и левым берегом Великой — Ольгины слуды.
6. Большой гранитный валун, выступавший из воды южнее островка, на котором по преданию Ольга-Прекраса отдыхала после купания в реке, — Ольгин камень.
7. Ещё один огромный валун (со следом ноги святой Ольги и процарапанным крестом) был в полуверсте от реки и от Ильинской церкви, у которого останавливался крестный ход из Пскова в Выбуты, а в 1888 г. построили часовню — другой Ольгин камень.
8. Псковские летописи отметили, что в августе 6902 (1394) г. псковичи разгромили большое войско напавших новгородцев под Ольгиною горою, на Вы’бу-те. Вот бесспорное письменное свидетельство существования древнего ольгинско-го топонима.
9. Сани Ольги, долго хранившиеся в Пскове, тоже упоминались в древних летописях.
В Пскове есть ещё одна старинная реликвия с многовековой историей, также связанная с именем княгини Ольги. По её житию, она поставила пресвятой крест на поклонение христианам там, где сошла на берег Великой и увидела три луча, благословлявших с неба место будущей постройки храма святой Троицы и славного, великого Пскова. Долго ли крест простоял на берегу и когда его перенесли в Троицкий собор (рис. 1) — неизвестно. Сейчас там находится другой Ольгин крест, на подставке которого указано, что он возобновлён в 7131 (1623) г. взамен прежнего, сгоревшего во время большого общегородского пожара в 7017 (1509) г. А.С. Князев в «Указателе достопамятностей города Пскова»5 утверждал, что Ольгин крест 1623 г. — копия предыдущего, подлинного, установленного самой Ольгой. Однако другой псковский краевед И.И. Василёв в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей»6 усомнился, что через 114 лет могли сделать достоверную копию. Разрешить спор помогают псковские летописи. По ним в 1509 г. такого пожара не было. Его описание, приведённое под Ольгинским крестом, полностью соответствует летописной записи о грандиозном пожаре, случившемся через сто лет, 15 мая 1609 г. Так что крест воссоздавался через 14 лет, когда его ещё хорошо помнили.
Описка в надписи под крестом произошла намного позднее 1623 г., не ранее XVIII в., когда эту надпись обновляли, очевидно, за ветхостью. В таком подновлении и даже дополнении можно убедиться, внимательно прочитав эту надпись. В ней годы приведены как от сотворения мира, так и от Рождества Христова, что могли сделать только после петровской реформы летоисчисления.
В книге И.И. Василёва дано подробное описание Ольгинского креста: в его нижней части на фоне лесного ландшафта изображена благоверная княгиня Ольга и, возможно, её внук Владимир в княжеской одежде. Если Ольгин крест 1623 г. — копия предыдущего, то и крест, погибший в пожаре 1609 г., — не тот, который поставила княгиня. Не могла же она допустить изображения себя и внука на святом кресте! Так что следует согласиться с мнением Н.И. Серебрян-ского, высказанным в упомянутом труде, что в Троицком соборе изначально стоял своеобразный крест, изготовленный псковичами в память о святой Ольге. Но и в этом случае он остаётся ещё одним свидетельством давнего почитания благоверной княгини в древнем Пскове.
Не меньше загадок в истории другого памятника в честь святой Ольги. Ни в документах, ни в исторических исследованиях не указано, когда на левом берегу Великой, на месте Ольгинского креста, псковичи впервые поставили часовню в её имя. А.С.Князев в том же сочинении отметил, что «часовня, как заметно, не слишком древняя7». Ему вторит И.И. Василёв в «Историко-статистическом указателе города Пскова»8: «Нынешняя часовня не отличается древностью». Такие суждения сделаны по внешнему виду часовни (её изображение имеется в «Живописной России»9). Это не исключает того, что раньше здесь стояла более ранняя Ольгинская часовня, а до неё были ещё более древние…
Ольгинская часовня, которую в 1850-1880-х годах видели Князев и Василёв, простояла всё-таки не так мало. По крайней мере она была в начале XIX в.,
поскольку Князев сообщил о серебряной лампаде, внесённой 25 февраля 1803 г. «в молитвенный храм на берегу Великой реки в граде Пскове против кафедрального собора10» и хранившейся в Успенской Пароменской церкви, к которой была приписана эта часовня святой Ольги Российской.
Когда и эта часовня одряхлела, на средства купца и благотворителя Ефима Хиловского её значительно перестроили и в июне 1891 г. заново освятили. Она стала менее стройной, более приземистой, но зато с крепкими, толстыми стенами (рис. 2). После этого И. И. Василёв в «Археологическом указателе г. Пскова и его окрестностей» 1898 г. указал: «Здание часовни новое…»11. Н. Ф. Окулич-Казарин в «Спутнике по древнему Пскову» 1911 и 1913 годов также заявляет: «Часовня сооружена в позднейшее время12», тоже, к сожалению, не вдаваясь в рассуждения о её более ранних предшественницах, очевидно, из-за отсутствия источников.
Вполне естественно, что левую набережную Великой, на которой останавливалась святая Ольга и стояла часовня её имени, псковичи с давних времён тоже называли Ольгинской.
Псковичи считали святую благоверную равноапостольную великую княгиню Ольгу своей небесной покровительницей и заступницей. Построив к 1699 г. новый, четвёртый по счету Троицкий собор, они разместили в его нижнем этаже Ольгин-ский придел. Большой пожар 1770 г. заставил заложить часть нижнего этажа. Тогда придел святой Ольги перенесли в соседний, зимний (тёплый), тоже кафедральный Благовещенский собор.
Многое для прославления святой Ольги делалось и в следующем, XIX в. 11 июля 1844 г., в день её памяти, на собранные деньги псковичи открыли первый детский приют, дав ему имя святой. По инициативе упоминавшегося инспектора

Страницы: 1 2

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Ольгинской часовне в Пскове исполнилось 15 лет
  • Была ли княгиня Ольга уроженкой Пскова?
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • В Пскове впервые буде проведен армянский национальный праздник влюбленных
  • Интересное