Поиск по сайту

Каталог рукописей псковского музея

14 (2184). Пролог (март —август). XVI в. (1-я пол.). Г. 300 л. Полуустав в два столбца. Тонкие инициалы и загла­вия—киноварные. Вязь Л. 1 — 17, 19, 22,24, 26, 27, 46, 63, 70, 85, 95, 102, 103, 124—128, 131—141 дописаны взамен утрачен­ных, бумага кон. XIX — нач. XX вв. Л. 51 ошибочно помещен между лл. 46 и 47. На многих листах следы сырости, текст местами выцвел. Без переплета. По нижнему полю листов 18, 21, 23, 25, 28—33 запись почерком XIX в.: «… от марта по сентября… от Якова Логинава из деревни Ащух… деревни… Митрием Федоров …два рубли серебром месяца ноября 25-е дня 1834 года. Расписался Михал. Яковлев». Другим почер­ком: «деревни Волътымызы».
Содержит: (среди статей) Повесть о перенесении мощей Вячеслава Чешского — л. 12—12 об.; Память Бориса и Гле­ба— л. 124—124 об., 253, 254; Жития: Зосимы Соловецкого — л. 87 об. — 92, Арсения Тверского — л. 5 об. — 6 об., Феодосия Печерского — л. 123 об.— 129, княгини Ольги — л. 237 об.— 238, Князя Владимира — л. 240 об. — 242 об.; Поучения, при­писываемые Клементу Охридскому: перед Благовещением — л. 43—44, на Благовещение — л. 44 об.   -’46 об.,    на память
апостола Марка — л. 109—111 об., о душевной пользе — л. 111—113, на Рождество Иоанна Предтечи — л. 208—209 об., на Преображение — л. 273 об. — 275. Текст обрывается на житии мученика Титиана (24 августа).
Ф. Моленной д. Соснивиц. Получена в 1976 г.
15 (119). Торжественник триодный (с недели 1-й Велико­го поста до страстной пятницы. Книга «Рай») и Житие Ма­рии Египетской. XVI в. (1-я пол.). Г. 452 л. Полуустав. На л. 4 заставка византийского стиля. Инициалы тонкие с орна­ментальными отростками растительных форм. Пометы кино­варные. Вязь. Потетрадная нумерация через 8 л. Защитные листы (по 2 в начале и в конце) из веленевой бумаги 2-йчетв. XIX в. Переплет — доски в коже с тиснением, реставрирован. Две застежки XIX в. Пометы: № 152 — ПГМ; № 83. На ко­решке наклейка «Поучение письменное».
Содержит: Окончание оглавления (слова на великие пя­ток и субботу) — л. 1: Предисловие. Нач.: «К дверем бо рая земнаго аще пришед внидеши, многоразличнии сади тамо уз-риши». Конец: «По сих же рай святых отец обрящеши мно-горазличныя и благоюханныа цветы имуща. Сего ради «Рай» книга сия наречеся». — л. 3; Иоанна Златоуста: Поучение в неделю 3-ю св. поста; Слово «на поклонение честнаго и жи­вотворящего креста»; Похвала «на поклонение честнаго и животворящаго креста» — л. 4—28; Феодора Студита «напи­сание о избиенных в Болгарех христиан в святыа поста за мяса неядение»; «Яко пасха сиа образ есть будущей вечной пасце. И о терпении, и о мужестве» — л. 28 об. — 32; Феодора Студита «В пяток средопостныа недели. Яко умерщвение стасти и воскресение добродетелей, и се есть праздновати по все дни и пасха звати Христу Богу». — л. 32 об. — 34; Иоанна Златоуста Слово в неделю 4-ю поста «в нем же воспомянуты все страсти человеческия».—л. 34—71; Феодора Студита: Поучение: «о преполовлении святых пост»; «О еже терпети нам всяко мучение по подобию Христову и святых отец». — л. 72—75; «Повесть полезна от древняго списания сложена. Воспоминание являюще преславно бывшаго чюдеси, егда перси и варвари Царьствующий град облегоша бранью» — л. 76—89; Иоанна Златоуста Слово «яко не подобает с братом гнева держати до солнечнаго захожениа, но абие умирити-ся». — л. 89—104; Феодора Студита «яко подобает обновля-тися напред терпением нападающих на ны видимых и неви­димых напастей» —л. 104; В субботу 6-ю поста. Тимофея Иерусалимского «о воскресении четвертодневнаго Лазаря»; Климента, епископа, «Слово похвально о четверодневном Ла­зари»— л. 106—115; Андрея Критского «Похвала о Лаза­ри»—л. 115 об.—131; Окончание слова Феодора Студита fe цветную неделю «…сестръки суще начата владыкы».    Текст
зачеркнут киноварью, на нижнем иоле киноварная помета писца «В неделю цветную Иоанна Златоуста Слово «о жи-,дех»; В неделю цветную. Тита, «епископа Въстрьска Слово о просвещении Лазаря и о цветоносии» — л. 138 об.— 147; В неделю цветную. Иоанна Златоуста. Нач.: «От чудес на чу­деса господня идем братие, идем от силы в силу…» — л. 147 об.— 153 об.; Феогния Иерусалимскаго Слово в неделю цвет­ную— л. 153 об. — 157; Кирилла Александрийского Слово «на святый праздник Вербный и о жеребята» — л. 157 об.— 170; Григория, архиепископа Российского, Слово в неделю цветную — л. 175—184; В неделю цветную. Феодора Студита Поучение о четверодневном Лазаре и о святом посте — л. 184 об.— 194; Во святой великий понедельник. Иоанна Дамаски-на «о иссохшей смоковницы и о притчи винограда»; Иоанна Златоуста «Слово о смокви»; «О смокви и о жене любодеицы и о беседе еа лестней» — л. 195—216; Во святой великий втор­ник. Иоанна Златоуста «Слово о реченем отче, аще мощ­но…»; Иоанна Златоуста «Слово о десяти девах и о милосты­ни, и о покаянии, и о молитве»; Евсевия Александрийского «Слово о сошествии Иоанна Предтеча во ад и о предательст­ве Иудине» — л. 216 об. — 259; Во святую великую среду. Ефрема Сирина «Слово о блуднице»; Иоанна Златоуста «Слово о любодеици жене и о мире»; Феодора Студита «По­учение о спасенной страсти и о смиреномудрии, и о покоре­нии»— л. 259 об. — 296; Во святой великий пяток. Феодора •Студита «о страсти господа нашего Иисуса Христа» — л. 296—298; Во святой великий четверг. Афанасия Александ­рийского «Слово о предании Иудине»; Иоанна Златоуста «Слово о предании Иуды, и о Пасце, и о сказании святых тайн, и еже не поминати злиа»; Григория мниха «Слово на предание… Иисуса Христа, и о Иуде, и на иже опреснокы приносящих таиньством, и о сребролюбии» — л. 298—328; Служба во святой великий четверток — л. 328 об. — 340; «Повесть Никифора, некоего Калиста, о вечерях Христовых и о мире» — л. 340 об. — 342; Толкование св. Исидора Пилу-сиота «о дни Христова Воскресения»; Во святой великий пя­ток. Иоанна Златоуста «Слово о кресте и отвержении Петро­ве»; Иоанна Златоуста «Слово о кресте и о разбойнике»; Георгия Никомидийского «въ еже стояху при кресте Иисусо-ве мати его и сестра матере его и в боготелесное погребение… Иисуса Христа»; Григория мниха о распятии Иисуса Христа; Ефрема Сирина «о страсти Спасове» — л. 342—400; Во свя­тую великую субботу. Григория Антиохийского «Слово на по­гребение Христово и на святое воскресение»; Епифания Кипрского «Слово о погребении тела… Иисуса Христа и о Иосифе» —л. 400 об.— 430; Месяца апрйлиа в первый день. Житие и жизнь преподобныа матере нашея Марии Египет-
скые. Списано   Софронием,   патриархом   Иерусалимским» — л.   431.
Ф. Псково-Печерского монастыря.
16   (33). Триодь постная и цветная. XVI в.  (1-я пол.). 4°: 342 л. Полуустав. Вязь в заголовках   киноварью.   Переплет пергаментный со следами тиснения, сохранился лишь коре­шок, доски утрачены. Без начала (нет л. 1—25) и конца.
Запись по нижнему полю л. 7—42: «… 150 году (1642) марта в 20 день дал сию книгу Триодь Вознесенской поп Зи-новище Петров в пустыню преподобному Никандру чудотвор­цу в дом по родителех своих и пожаловать помянуть две ду­ши свещенноиерея Зиновия, Пелагеи, а сие книги без благо­словения из обители не изнесть, и не продать, и не заложить, и никого не подарить и самому корысти не получить, и хто будет сию книгу возмет или что помыслит, и ему судит бог».
Пометы: № 22—- Никандр. пустыни; № 49 —ПГМ.
Содержит: службы с недели мясопустной до воскресения пятой недели по Пасхе.
Ф. Никандровой пустыни.
17  (22). Триодь цветная, без нач. и конца. XVI в. (1-я пол.). 4°. 248 л. Полуустав. Инициалы киноварные тонкие. В заго­ловках вязь. Без переплета.   Пометы:    наклейка   «№ 24» — ПГМ. Совр. л. 1 соответствует 2-му листу 6-й тетради. Боль­шие утраты текста в правом верхнем углу листов. От л. 75, 76 сохранились небольшие фрагменты.
Нач.: «…блоудникъм целомудрие и странноправедником законнопреступление…» Конец: «В соуботоу 3 нед. на 1 Стих Логи…».
Ф. А. Хвоинского,
18  (478). Псалтырь с восследованием, без начала и конца. XVI в. (середина). 4°. 142 л. Полуустав нескольких почерков. Вязь в заголовках. Заглавия, тонкие инициалы, мелкие заглав­ные буквы и пометы — киноварные.    Начинается с 40-й тет­ради. Тетради 40—60. Между л. 138 и 139 утрачено 2 л. Пе­реплет XVIII в. — картон в коже с золотым    тиснением,    за­стежки утрачены.
Записи: 1) На об. л. 73: «Сия книга крестьянина его сия­тельства графа Николая Петровича Шереметиева 1803 года з деревне Алексина города Зупьцева». 2). На об. л. 71: «Сия книга святоблаговещенской Никандровой пустыни казенная. 1804 года сентября». Запись повторяется по нижнему полю-л. 88—125. 3) На об. л. 79 почерком XVIII в.: «Азбука хотя есть малая из всех книжица, но без оныя невозможно разу­меть писанаго в больших книгах, поелику без нея никакая книга существа своего иметь не может». 4) На л. 88—125 скорописью: «Сия книга святоблаговещенской Никандровой пустыни, причисленной к великому приорству Российскому державнаго Ордена святаго Иоанна Иерусалимскаго пустынно

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Корм для собак Eukanuba
  • Идея державности в самосознании псковичей
  • Псковская таможенная книга 1749г.
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Интересное