Поиск по сайту

Каталог рукописей псковского музея

Содержит: Краткие выписки эсхатологического характера из богословских книг и соч. отцов церкви — л. 1—32; «Сказа­ние священнодиякона Феодора страдальца и исповедника и мученика сожженного» — л. 32—34. О мучениях и казни Ав­вакума, Лазаря и Епифания. («Сказание священнопрото-попа Аввакума и иерея Лазаря, и диякона Феодора, и инока Епифания страдалцов сожженных о исповедании прайослав-ныя веры…»). Нач.: «Во всех московских православных кни­гах печатных при благочестивых царех Иване Васильевиче и Феодоре Ивановиче, Михаиле Феодоровиче и при пяти святей­ших московских патриарсех до Никона отступника…» — л. 34—47; «Сказание… о превращении богомерских новых книг и ересех и плевелах, насеяно на погибель душам християн-ским». Нач.: «По тысящи лет от воплощения и страсти госпо­да нашего Исуса Христа развязан бысть змий древний Са­тана на мало время…» — л. 47 об. — 71; «Собрание отца Ав­вакума протопопа от божественнаго писании на обличение отступником и на утверждение верным». Нач.: «По божию попущению вскрался на престол Никон, и сперва являяся яко ангел в внутрь сый дьявол…» — л. 71—80; Выписки из Такти-кона, Бесед апостольских, Максима Грека о браке, о ереси, крещении, о грехе — л. 81—83; Без заглавия. «Сказание о Ва­вилоне граде из тетрати старописменой». Глава 56. Нач.: «Царь Василий греческий послал в Вавилон трех мужей…» — л. 83 об. — 89; Выписки богословско-полемического характера из книг, в т. ч. из Поучений Иосифа Вологодского (л. 95 об., 104—108); Из Соборника Досифея Устюжского; Зосимы «на армены и еретики» (л. 97—98); Иосифа Волоцкого (л. 100); Без заглавия. («Повесть вам повем древнюю»). Нач.: «Птоломей братолюбец, яже отвсюду книги собрав и уведав, яко и во Иудех суть писания о бозе любомудрствующа и жительстве изряднем, призвав мужа от иудей протолкова их со оне-МИ- ?» — л 149 об. — 153, Выписки из Зерцала, Евангелия толко­вого, Кормчей, Катихизиса, Маргарита, Патерика азбучного.— л. 153—175, об., 176 об.— 199; Чин, «како подобает кадило чтити» — л. 175 об.— 176 об.; Молитва Иоанна Златоуста «ис­толкована от святых апостол» — л. 166.
Ф. П. Д. Батова.
341 (75). Синодик Никандровой пустыни. XIX в. (1-я пол.).
Г. 156 л. Полуустав. Л. 8 без текста. Переплет — доски в коже, одна застежка.
Пометы: № 452 — 418 — ПЦИАК; № 105 —ПГМ. Перед поминанием некоторых родов записи о вкладах.
Ф. Никандровой пустыни.
342   (346). Синодик Псково-Печерского монастыря. XIX в. (1-я пол.). 1°. 392 л. Полуустав и скоропись разных почерков. Вязь в заголовках киноварью. Первоначальная буквенная па­гинация нарушена. Переплет — доски в коже, верхней доски нет, нижняя расколота вдоль. Края листов ветхие.    Начало утрачено.
Пометы,: Наклейка «Синодик старый». Получен в 1945— 1946 гг. из Псково-Печерского м-ря.
Содержит: Помянник. Перечень родов монастырской бра­тии, архимандритов, архиепископов, епископов псковских, князей, псковских и новгородских стольников и окольничих, помещиков, купцов за XVIII — нач. XIX вв.; Краткая истори­ческая справка о монастыре — л. 74. («О Печерском монас­тыре и о поминании литийном и крылосном»).
Ф. Псково-Печерского м-ря.
343   (170). «Сказание от священных правил    и   учителей церковных, яко не подобает к еретиком и схизматиком приоб­щения имети в молитвословии, в ядении, в   питии и любви». (Старообрядческое сочинение). XIX в. (1-я пол.). 8°. 9 л. По­луустав. Без переплета.
Записи: 1). На об. л. 9 скорописью: «Татрадь Ивана Ми­хайлова. Умер и предан земли месица апрел(я) втараго года, Иван Михайлов, наставник старообрядческой.
Пометы: № 205—ПАО; № 165; № 1936 —ПГМ; № 173; «по описи № 11»; сургучная печать: «печать Велико (луцка-го)… стряпчего».
Ф. Михайлова.
344   (465). Скит гефсиманский. XIX в. (1-я пол.). 4°. 4 л. Скоропись. В бумажной обложке.
Пометы: — — ПДС; № 69 — ПКМ; Печать б-ки ПДС.
Содержит: описание Гефсиманского скита в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, сравнимаемого с Гефсиманским вертепом в Палестине.
Ф. ПДС.
345  (459). Служба  знамению Богородицы Псковской. XIX в. (1-я пол.). 1°. 12 л. Полуустав. Заглавия и мелкие^заглав­ные буквы киноварные. Переплет картонный.
Записи: На внутр. стороне верхней крышки переплета: «Сия книга Спасо-Мирожскаго монастыря».
Пометы: № 648 —ПГМ; Печать ПГМ. Выписано из Минеи служебной (М. 1666). С пометой: «Хранится оная Минея в библиотеке Мирожскаго монастыря».
Ф. Мирожского м-ря.
346   (277). Соловецкая челобитная  (сентябрь 1667 г.)    н «Прошение (вопросы) строителя Успенского т:т ар ообр яд ческо-го монастыря на Иргиде Сергия с   братиею к архиепископу астраханскому и ставропольскому Никифору    (Феотокн)    о православной вере». (1790 г.). XIX в. (1-я пол.). 4°. 36 л. Ско­ропись. Лл. 25, 33—36 без текста.. Без переплета. На полях лл. 1—27 многочисленные критические и пояснительные заме­чания к тексту челобитной, почерк XIX в., скоропись.
Пометы: — — ПДС; — — ПДС; № 350 —ПКМ; Печать
44                     125
б-ки ПДС. Ф. ПДС.
347  (483). Извлечение из Соловецкой челобитной 1667, от­рывок. XIX в.  (1-я пол.). 4°. 4 л.    Гражданская    скоропись. Печать б-ки ПДС.
Ф. ПДС.
348   (264). Чин благословения иконы.    XIX в.  (1-я пол.). 4°. 13 л. Скоропись. Лл. 7—13 без текста. Без переплета. Бу­мажная обложка от другой рукописи. На внутренней стороне обложки поминание за упокой императора Александра I.
Пометы: № 333. Ф. П. Д. Батова.
349  (61). Чин исповедания. XIX в. (1-я пол.). 8°. 30 л. По­луустав. Заставка примитивного исполнения; рисунок пером чернилами. Пагинация буквенная. Л. 25—30 без текста. Пе­реплет картонный.
Запись на л. 25 скорописью нач. XX в.: «Часть Требника, писаная рукой времени патриарха Никона». (Подпись нераз­борчива).
Пометы: наклейка № 89 —ПКМ; № 488—514 —ПЦИАК.
Ф. ПЦИАК.
350   (62). Чин погребения младенцев. XIX в.    (1-я пол.). 16°. 25 л. Полуустав. Тонкие инициалы киноварные. Лл. 1, 2» 25 без текста. Переплет картонный,   корешок и наугольники кожаные. Листы реставрированы, обрезаны    при переплете, отходят от блока.
Пометы: — —ПДС; № 90 — ПГМ; № 58; № 22; № 2.
?5
Ф. Хмелинских.
351   (2399). Апокалипсис толковый с толкованием Андрея Кесарийского. XIX в. (серед.). 8°. 288 л. Полуустав. На л. 1, 9, заставки, рисунок пером чернилами, подражание старопе­чатному. Тонкие киноварные   инициалы с орнаментальными отростками. Переплет — доски в коже с тиснением; застежки утрачены; корешок порван; на нижней доске две медные жу-ковнны.
Записи: На внутр. стороне нижней доски переплета: «На-
писана душеполезное человеку, како подобает и читателю че­сти со вниманием, то будет душе полезно и окупит себе цар­ствие небесное».
Содержит: Глав — 22. Текст кончается на главе 22, стих 301. Получена в 1976 г. в д. Козыреве Опочецкого р-на.
Ф. Отдельных поступлений Опочецкого р-на.
352 (146). Сборник старообрядческий. XIX в. (серед.). 4°. 129 л. Полуустав нескольких почерков. Мелкие заглавные буквы и заглавия киноварные (выцвели). Пагинация буквен­ная. Переплет картонный с кожаными наугольниками и ко­решком.
Записи: 1). Карандашом почерком XIX в. на нижнем по­ле л. 27 («Повесть о Тимофее Владимирском»): «Эта повесть имеет целью очерннть сан священника».
Пометы:^- — ПДС; ffll^i—ПДС (зачеркнуто); № 180—
ПКМ; печать б-ки ПДС.
Содержит: «Из книги Хронографа», (апокриф). Нач.: «Ве­личество солнца более три десяти поприщ, видимо же мало есть…» —л. 1—2 (ср. ПДС 148, л. 23 об.— 24).; Книга о вере. Глава 8. Нач.: «Еже отпасти н святых его неизреченна беда и погибель…» — л. 3—12; Слово о втором пришествии Христове. Нач.: «Егда житня человеком уреченная скончаются принти имат бог с небесе…» — л. 12 об. — 26; Повесть о Тимофее Владимирском — л. 27—35; Повесть о милостивом Евлогии, схоластике, носившем расслабленного (из Пролога) —л. 35— 38; «Слово о некоем… человеке милостивом» (киноварь вы­цвела). Нач.: «При Василии велицем в Кесарии Каппадокий-ской бе некто муж милостив и страннолюбив…» — л. 39—46; Повесть о милостивом купце и о дщери его девице и о злой жене. Нач.: «Бысть в некоем граде христолюбивый купец вельми богатьством кипяше…» — л. 47—52; Слово о купце. Нач.: «Поведа нам некий отец, яко шедшу ми рече во Аска-лонпосетити некня от отец, н поведа нам отец Евсевий…» — л. 52—55; Великое зерцало. Глава 41. Нач.: «Епископ некий добродетелный великаго апостола Андрея Первозваннаго между всеми… почитая и великую веру к нему имая…» — л. 55—60; «Словеса душеполезны… от ангела… преподобному… Макарию Египтянину о тайнах божиих. Нач.: «Ходящу неког­да преподобному отцу нашему Макарию по пустыни явися ему ангел господень…» — л. 60 об. — 78; Чудо Георгия Побе­доносца о пастухе, «его же змия уяде» (из Пролога) —л. 79— 81; Житие преп. Феодоры Александрийской — л. 81—82 (нчз Пролога); «Повесть троесложное умиление» (Из «Цветника» свящ. Дорофея) —л. 84—91 об.; «М-ца апреля в 12 день. Сло­во Иоанна Златоуста «како восстати в нощи молитися». Нач.: «Щит прними о человече, рекше святыя молитвы и оградися ими…» — л. 91 об. — 94 об.; «Поучение о молитве Иисусове» —

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Корм для собак Eukanuba
  • Идея державности в самосознании псковичей
  • Псковская таможенная книга 1749г.
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Интересное