Каталог рукописей псковского музея
Содержит: Слово на Рождество Христово. Нач.: «Послушайте братие, мужие и жены, юноши и девы старые и младые…»— л. 1—3; Слово св. Василия о злых женах и добрых. Нач.: «Человек вся возревый на жену красну уже похоть с нею в сердцы своем сотворит…» — л. 7—12; Слово Иоанна Златоуста о злых женах. Нач.: «Ничто же есть подобное на земли жене злоязычной…» — л. 12 об.— 14; Наказание отца к сыну. Нач.: «Сыне мой не имей дружбы с женою, да не сго-риши огнем ея…» — л. 15—18; Поучение Иоанна Златоуста «о злой лютой матерной лай (брани)» — л. 18—20 (конца нет). —Житие преподобномученицы Евдокии — л. 28—88; Служба князю Георгию (Всеволодовичу)—л. 89—107 об.; Повесть о Петре и Февронии («Повесть от жития святых новых чудотворцев муромских благовернаго преподобнаго и до-стохвального князя Петра, нареченного во иноческом чину Давида, и супруги его благоверныея княгини Февронии, на-реченныя во иноческом чину Ефросиний достохвальныя») — л. 108—125.
Ф. Отдельных поступлений Себежского р-иа.
338 (148). Сборник житий, отеческих слов и выписок старообрядческий. XIX в. (1-я пол.). 4°. 300 л. Полуустав. Заставки (19), концовки (6), орнаментированные инициалы выполнены чернилами и киноварью в севернорусских народных традициях. Вязь. Пагинация буквенная. Л. 210 без текста. Переплет — доски в коже с тиснением, две застежки, на нижней доске четыре металлические жуковины, реставрирован.
Записи: 1). На внутр. стороне верхней доски переплета почерком XIX в.: «Взята в Самаре от поповщинцев». 2). Нал. 195 др. чернилами и почерком выписаны знаки препинания и надстрочные знаки: «оксия, исо, вариа, кмора, краткая, зва-телцо, титла, слово титло, апостроф, ковыка, ерок, запятая, двоеточие, точка, вопросительная, удивительная, вместительная».
Пометы: Ж 7/48-ПДС; № 182 —ПКМ; Щ7/48 —ПДС; печать б-ки ПДС.
Содержит: Страсти Христовы, отрывок (Без начала); Выписки из Евангелия толкового. От Матфея. Сл. 20. С толко-
ванием; Чин погребения. Выписки из Требника — л. 3 об.— 7 об.; «О книгах…, их же подобает чести православным хри-стйаном…» —л. 7 об. — 11; Поучения Ефрема Сирина — л. 12 — 13 об.; 24 об. —39; 174—180; 216—219; «Книга Зерцало богословия о солнечном течении. Глава 23». (Апокриф.). Нач.: «Святый Константин Опанагиот философ, во мнишеском чину нарицаемый Кирилл Египетский глаголет: «Солнце сотворено божиим повелением, а величеством более всея земли. Одежда и венец царский на нем…»—л. 23 об. — 24; Слово Иоанна Златоуста «како с разумом искати спасения» — л. 40—45; Кирилла (Туровского) «Слово в неделю седьмую по пасце на собор святых отец…» — 46—55; Хождение игумена Агапия в рай — л. 56—65; «Слово от апостольских уставов, како подобает жити Христианом» — л. 65 об. — 68; Слово св. Антиоха «яко не подобает веровати снам» — л. 68 об. — 70 об.; Слово от Патерика «о плачи» — л. 70 об. — 71; Апокалипсис толковый, выписки — л. 72—109; Скитское покаяние — л. ПО— 122; «Сказание от жития св. отец, како претерпе Христос-вольное страдание нашего ради спасения». Из книги Старчества— л. 123—125; «Изображение господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, взятое из древних рукописей римских» — л. 125; Слово св. отца Нифонта «како в последнем издыхании покаянием и слезами и милостынею угодити богу» (Из Жития Нифонта)—л. 127—129; Слово св. Антиоха о празднословии— л. 129—130; Выписки из Кормчей, Типикона, Книги Кирилла Иерусалимского, Пчелы (о злых женах)—л. 130 об. — 133; Молитва (апокрифическая) священномученика Ки-прияна на прогнание лукаваго беса…» (упоминаются Стефан Сурожский, Леонтий Ростовский, Иоанн Рыльский) —л. 134— 143; Выписки из Стоглава, Патерика скитского, Зерцала о посте, о милостыни, о наказании за грехи — л. 143—149 об.; Стих духовный. Нач.: «Чудная царица Богородица услыши молитвы раб своих, приими наши слезы сердечныя…» — л. 149 об.; «Еже не грабити никого же напрасно». Из «Пчелы» — л. 150; Выписки из книг: Апостола, Требника, Пчелы, Кормчей, Обиходника, «Сын церковный», Катихизиса— л. 151— 152, 154 об. — 162; Сказание Иоанна Златоуста о молитве Иисусове. — л. 152 об. — 154; «Выписано из Книги Патерика египетского преп. Кирилла Философа пророчество о последнем времени. Яко придут времена люта во осмой тысящи от востока и до запада…» — л. 162 об. — 166 об.; Выписки о еретиках— л. 166 об. — 173; Евсевия, епископа Самосадского, Слово о сошествии Иоанна Предтечи во ад» (Книга Большой Соборник. Гл. 47) —л. 180 об.— 195; Поучение в неделю 8-ю. Евангелие от Матфея, слово 28. Нач.: «Иже о нашем спасении попецайся и промышляяй господь» — л. 195 об. — 200; Житие Сергия Радонежского (гл. 3, выписки) — л. 200—203; Молитвы: перед сном, кресту, к своему ангелу, Богородице,
Иисусу, молитвы искусные —203 об. —213; Житие Николы Чудотворца, Послесловие к печатному изданию —л. 213 об.— 215; Повесть о царице и львице —л. 215—220; «Повесть о благополезных». Нач.: «Бысть в Палестинских странах в некоем граде велицем царь благочестив и славен зело…»—л. 220—239; Слово о 12 снах царя Шахаиши (Мамера)—л. 240—244; Житие Феодоры, «иже в мужеским образе подви-зася» (11 сентября) —л. 245—262; Выписки о грехе и покаянии— л. 263—283; Выписки из Патерика Скитского — л. 283—284; Сказание. «Киим святым каковыя благодати исце-ния (исцеления) от бога даны и когда памяти их» — л. 284 об. — 286; Мелкие выписки из Пчелы, Книги о вере, Зерцала, Маргарита, Евангелия, Апокалипсиса, Кормчей, Требника иноческого, Соборника, Миней, Пролога, Катехизиса большого и малого, Максима Грека, Иосифа Волоколамского, Никона Черногорца, Патерика Иерусалимскаго, Номоканона, Из Хронографа «о лестовке» — л. 287—300.
Ф. ПДС.
339 (175). Сборник старообрядческий полемический. Конволют. XIX в. (1-я пол.) —л. 86—259; XIX в. (конец) —л. 1— 85. 4°. 259 л. Полуустав нескольких почерков. На л. 88 заставка-рамка, на полях «Цветок» — поморского стиля в красках; на л. 1 заставка в красках с золотом, крупные киноварные инициалы, тонкие инициалы. Переплет — доски в коже с тиснением, на нижней доске четыре медные жуковины, обре» выкрашен в красный цвет. На корешке наклейка «Сборник поморской». Многочисленные записи полемического характера на полях.
Содержит: «Слово возразительное на новоявившееся но-воженческое учение и безстудное укрепление еретических браков»— л. 1—67; О преставлении выговских наставников Андрея Денисова, Петра Прокопьева, Даниила Викулича — л. 68—79; «О начале поморского общежительства» — л. 80—85; «Беседа увещательная к хранящим древлеотеческое православие Христианом, иже порицаеми суть от новолюбителей раскольниками…» Гл. 2. «О подании челобитной и о стрельцах»— л. Ю9 об. — 172; Гл. 9 «О крестном знамении». В конце главы списана приписка автора послания Семена Денисова: «Многогрешный юзник непотребный и недостойный Симеон Дионисиевич пад на честнейший твой архипастырстей нозе слезне прошу писанная милостивне прияти долготерпе-ливне же и кротце прочести, писавшему же елей милосердия излияти умиление вопиющу милостивый господин смилуйся пожалуй». XIX в. Ф. П. Д. Батова.
340 (147). Сборник старообрядческий. XIX в. (1-я под.). 4°. 201 л. Полуустав нескольких почерков. На л. 9 заставка примитивного исполнения в подражание старопечатному сти-
лю; рисунок пером киноварью. Тонкие киноварные инициалы с орнаментальными отростками. Вязь в заголовках. Без пагинации. Л. 1, 2, 199 — 201 без текста. Переплет —доски в коже с тиснением, сохранилась одна из двух застежек.
Записи: 1). На внутр. стороне верхней доски переплета: «Пришел жить на кладбище мещанин Василий Павлов 6 месяца июня 10 дня 1833 года».
Пометы: на об. л. 198 «196 стран.»; № 181 —ПГМ.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59