Каталог рукописей псковского музея
Содержит стихи духовные: Плач Иосифа Прекрасного, -«…рекли ему вси мужие «не плачь, не плачь ты юноша…» — л. 1; «О памяти смертней». Нач.: «Душе моя, помысли смертный час…» — л. 2; О Рожестве Христове. Нач.: «Во славном во граде во Вифлиеме во той во стране во июдейстей на вос-тоце звезда возсияла…» — л. 3; Нач.: «Гробе мой, гробе, пре-вечный мой доме…» — л. 4 об.; На воспоминание смертнаго часа. Нач.: «Сколь наша на сем свете житие плачевно…» — л. 5; «О рай небесном». Нач.: «Взыди ты, человече, на Сионскую гору…» — л. 5 об.; Стих страстной недели в пяток. Нач: «Пророк Давыд вопияше… шаташася языцы и людие поуча-шася…» — л. 6; «Стих святаго Иосифа царевича великия Индии». Нач.: «О прекрасная пустыня приими мя во своя час-тины (текст выцвел, читается с трудом)—л. 6 об.; На Рожество Христово. Нач.: «Вославте согласныя песни взыграйте…»— л. 7; Нач.: «По грехом нашим на нашу страну напустил господь такову беду, облак зело темный помрачися вдруг небо и воздух…» — л. 8; «Стариц» (Старец). Нач.: «Идет старец по пустыни, идучи он слезно плачет…» — л. 9 об.; О Адаме. Нач.: «Разплакался Адам пред раем стоя/О раю мой, раю, прекрасный мой раю…» — л. 10 об.; Благоверным князем Борису и Глебу. Нач.: «Восточная держава славнаго Киева града великий Владимер князь имел у себя три сына…»— л. 11 об.: Иосафу царевичу индийскому. Нач.: «Боже отче всемогущий, боже сыне присносущный…» — л. 12 об.; О ленивом и его раскаянии. Нач.: «Востани ленивой, отряси сон вскоре и воззри на вся твари на небо и доле…» — л. 13 об.; О памяти смертного часа. Нач.: «Взирай с прилежанием тленный человече, како век твой проходит и смерть недалече…» — л. 14 об.; Стих молебен Богородице. Нач.: «Мати милосерда ты еси (ограда от лютаго врага злаго храниши меня всегда…»— л. 15; «Плач Иосифа прекраснаго и целомудреннаго». Нач.: «Кому повем печаль мою, кого призову ко рыданию…» — л. 16.
Ф. ПАО.
334 (139). Сборник летописный. (Летописец). XIX в. (1-я пол.). 4°. 272 л. Скоропись нескольких почерков. Переплет картонный, корешок кожаный. На корешке вытиснено: «Новгород Великий». На л. 1 заглавие: «Сия первая книга Летописца Новгородскаго, в ней же значится о начале Великаго Новаграда и всего славнороссийскаго народа».
Содержит: Летопись церквей Новгородских («Создание
св. церквей Новгородских, в которое лето миробытия каждая церковь создана и кем…»)—л. 2—12; «Начало великаго-Новаграда и всего славянороссийскаго народа, откуду нача-ся и како и доныне славою пресветлою сияет. Выписано из истории Киевския». Начинается «Сказанием о Великом Сло-венске» (О Словене и Русе). В рассказе о языческом Пантеоне Владимира использован текст Синопсиса. События русской истории (в основном Новгородской) доведены до 1767 года (Преставление Димитрия, митрополита Новгородского)— л. 13—101; Летописец по княжениям великих князей. Нач.: «Того же году раздели князь Владимир государства Российское на 12 частей сыном своим…» События доведены до 1557 г. (известия о смерти Антония Сийского и пророчества ребенка, родившагося в Казани от коровы). Внутри княжений отдельные разделы выделены заголовками (особенно в рассказе о татарском нашествии на Русь в 1237—1238 гг.). Включает помимо летописных известий отдельные повести иг сказания: «О убиении Батыя царя» —л. 123 об. — 124 об.; «О начале града Москвы и о великом князе Данииле Александровиче Невском» — л. 129—135 об.; «О кипрском короле Андрее»— л. 143—144 об.; «Сказание о Мамаевом побоище»,, разделенное на отдельные главы (л. 146—177) —л. 101 об.— 191; «Сказание о Лихалицком монастыре, иже в Новгороде на Молоткове улице» — л. 192; Летописные заметки 1067 и 1069 гг. — л. 192 об.— 193; «О иконе Спасова образа, иже в Новгороде, что против владычня места» — л. 193—194; Рукописание Магнуса, короля свейского (Без заглавия) —л. 194— 195; Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г. Без заглавия. Нач.: «В лето 6961 в царство греческаго царя Константина при державе Московскаго князя Василия Васильевича турецкий султан Махмет воева на Царьград и на всю-страну греческую по суху и по морю…» — л. 195 об. — 199; «История сокращенная, выписанная из Летописца российска-го, а наипаче из Киевскаго от самого зачала Новгорода, о князех Новгородских по ряду до князей Московских…» Начинается с родословия великих князей, потомков Всеволода Ярославича, доведено до Ивана Грозного — л. 199—200; События русской истории до 1763 г. — Летописные заметки о Никольском Дворицком монастыре с 1809 по 1824 гг. — л. 200 об. — 272.
Ф. Никандровой пустыни.
335 (18). Сборник певческий, на крюковых нотах. XIX в. (1-я пол.). 4°. 304 л. Полуустав. Большие киноварные инициалы. Вязь. Переплет — доски в коже с тиснением, две застежки. Без начала и конца. Между л. 42 и 43, 99 н 100, 119 н 120 вклеены добавочные листы, бумага и почерк нач. ХЗСв. Текст раздельноречный, нотация знаменная с пометами и признаками.
Записи: 1). На внутр. стороне верхней доски переплета почерком XX в.: «Книга Обиход певчий общественной, молитвенник храма по Лесной ул. № 13». Встречаются пометы: «путь», «демество», «большое демество», «большой роспев», «менший роспев», «монастырский перевод», «тихвинский перевод», «псковской перевод», «соловецкаго монастыря».
Содержит: Без начала: «Приидите поклонимся цареви нашему Богу…» — л. 1—8, «Запевы приимощные и стихиры воскресные приимощные на осмь гласов» — л. 8 об. — 21; Прокимены дневные —л. 22—24 об.; Тропарь Богородице на благословение хлеба —л. 24 об.— 26 об.; Последование Рождества Христова, Крещения и Благовещения — л. 26 об. — 43; «Припелы праздникам господским и богородичным и нарочитым святым во весь год, в т. ч. русским: Феодору Ярославскому, Михаилу и Федору Черниговским, Знамению Богородицы псковской, Савватию Соловецкому, Гурию и Варсоно-фию Казанским, Петру, Алексею и Ионе Московским, Димитрию, Михаилу Тверскому, Александру Невскому, князю Георгию, Зосиме Соловецкому, Борису и Глебу, Василию и Константину Ярославским, Петру и Февронии Муромским, Оди-гитрии Тихвинской, Иоанну и Логину Яренгским, Прокопию Устюжскому, князю Владимиру, всем русским чудотворцам — л. 43 об. — 96; Светильны на праздники владычные, богородичные, храмовым святым —л. 96—124; Задостойники путевые на праздники господские и богородичные — л. 124 об.— 149; Восследование обихода св. четыредесятницы — л. 150— 237; Тропари и кондаки праздникам господским и богородичным и нарочитым святым — л. 238—274; «Последование совершаемое по усопших» — л. 274 об.-—298. Ф. В. Морозова.
336 (2686). Сборник слов, житий и патериковых повестей, преимущественно выписанных из Пролога. XIX в. (1-я пол.). 8°. 259 л. Мелкий поздний полуустав. Заглавия киноварные. Тонкие киноварные инициалы. Небольшие чернильные концовки примитивного исполнения. Переплет — доски в коже с тиснением, две металлические застежки с эмалями синего цвета. Получена в 1976 г. в Порховском р-не.
Содержит: Слова, поучения и повести, в числе которых: «Слово Петра Черноризца на богатых и убогих» л. — 47—48 об.; Слово Иоанна Златоуста о милостыни «яко и по смерти милостыни добро есть» —л. 95—97; Слово Иоанна Златоуста о злых женах — л. 97 об. — 99; «Повесть Троесложное умиление» (из Цветника священического) — л. 110—120; Поучения Ефрема Сирина, в том числе о недели «яко не подобает христианом глумитися поганскими делы». — л. 120 об.— 128; Поучение Иоанна Златоуста «откуда познается совершен христианин» — л. 208—242.
Ф. Отдельных поступлений Порховского р-на.
337 (2724). Сборник слов и житий. Конволют. XIX в.: Л.
7—20, 28—88. —XIX в. (1-я пол.); Л. 1—6, 21—27, 89— 125 — XIX в. (2-я пол.). 4°. 125 л. Полуустав нескольких почерков. Заставки киноварные в народном стиле, тонкие киноварные инициалы с орнаментальными отростками. Л. 5, 6,, 21—27 без текста. Переплет — доски в коже с тиснением, верхняя доска и застежки утрачены.
Записи: На л. 4 скорописью: «Сия книга принадлежит Якова Семеновича отца духовнаго господина Маглава (?)». Писал: «С. Н. Г. 1881 года месяца генваря 28 дня».
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59