Поиск по сайту

Каталог рукописей псковского музея

весть о Псково-Печерском монастыре»; жития псковских свя­тых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Кры-пецкого, Ефросина, Никаидра Псковского; сказания о мест­ных чудотворных иконах. Сборники XVIII — XIX вв. содержат ораторские произведения Феофана Прокоповича, Гедеона Кри-новского, Иннокентия Нечаева, Евгения Болховитинова. Ис­торические рукописи немногочисленны. Можно отметить пять летописцев XVII—XVIII вв., шесть списков «Летописца Ди­митрия Ростовского», шесть списков «Жития Петра Велико­го», «Синопсис» Иннокентия Гизеля, «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, а также небольшие летопис­ные статьи и подборки материалов в различных сборниках. Большую группу памятников составляют рукописи литератур­ного содержания: повести, сказания, жития, сборники стихо­творений, пословиц и поговорок как древнерусские, так и переводные. Учительная литература (слова, поучения, толко­вания) как древней, так и новой традиций занимает значи­тельное место в составе сборников XVII—XVIII вв. Старооб­рядческие публицистические сочинения и широко распрост­раненные в среде старообрядцев певческие рукописи состав­ляют весьма существенную часть рукописного собрания. Боль­шинство старообрядческих рукописей и сочинений поступили в музей в составе библиотек купцов-старообрядцев П. Бато-ва, В. Боговского, В. Морозова, А. Хвоинского, В. Хмелинско-го, а также из крестьянских библиотек в результате архео­графических экспедиций в районы Псковской области. Груп­па памятников учебной и научной литературы представлена азбуками, учебниками по грамматике, арифметике, географии, астрономии и астрологии, космографии, календарями, травни­ками, конспектами лекций. Среди общего количества рукопи­сных книг иллюминированные рукописи составляют четвертую часть состава. Восемьдесят семь рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамен­та. Это, прежде всего, такие лицевые рукописи, как Еванге­лие 1532 года, Варлаамовский сборник, Синодики Псково-Печерского, Спасо-Мирожского монастырей и Матфеевской ц. пог. Неготь XVII в., Апокалипсис толковый и Палея XVIII в., дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, мест­ные особенности. Многие книги имеют записи писцов, заказ­чиков, вкладчиков, заметки летописного, бытового и полеми­ческого характера, читательские пометы. Записи дают бога­тый материал для изучения истории книги, псковской пись­менности и культуры, древнейших псковских библиотек и книжных   собраний.
В настоящий Каталог включены описания 506 рукописных книг и их фрагментов, представляющих древнерусскую тради­цию, в хронологических рамках с конца XIV в. по нач. XX в.
В виде исключения в Каталог вошли отдельные рукописи но­вой традиции, близкие по содержанию и по оформлению к ос­новному типу рукописных книг, представленных в Каталоге. Описания расположены в хронологическом порядке по векам в следующей последовательности: вначале помещены точно да­тированные рукописи, затем рукописи в хронологических рам­ках века (нач. века, 1-я пол., середина, 2-я пол., кон. века). Каждой описательной статье соответствует порядковый номер по настоящему Каталогу. В круглых скобках помещен инвен­тарный номер рукописи. Название рукописи дается в соответ­ствии с общепринятыми наименованиями памятников. Для сборников и рукописей, не имеющих стабильного наименова­ния, в заголовках помещено самоназвание или обобщающее название в соответствии с содержанием рукописи. Дати­ровка производилась по филиграням с учетом основных па­леографических особенностей рукописей. Формат рукописей указан в долях листа. Дана общая характеристика письма: устав, полуустав, скоропись. Отмечены основные элементы художественного оформления рукописей: миниатюры, орна­мент, инициалы, вязь в заголовках. В описании переплета отмечены материал, наличие тиснения, украшений и застежек. Записи и пометы воспроизводятся в современном написании с сохранением орфографии писцов. Содержание сборников рас­писано постатейно с указанием листов. Для облегчения рабо­ты с Каталогом служат указатели, помещенные в конце кни­ги.
Отсылка в указателях дается на порядковый    номер Ка­талога.
Н. ОСИПОВА
1   (2483). Евангелие тетр, отрывок. XIV в. (ок. середины). 1°. 3 л. Пергамен. Устав крупный и мелкий. Извод сербский. Краска («драконова кровь») в заголовке   и   инициалах,   вы­цвела.
Содержит: Предисловие Феофилакта Болгарского к Еван­гелию от Матфея — л. 1 (без конца); Евангелие от Матфея, гл. 11, 5—18; гл. IV, 8—24 —л. 2—3.
Ф. А. Стадницкого.
2   (1). Толкование на апокалипсис Андрея,   архиепископа Кесарийского, отрывок. XIV в. (2-я пол.). Г. 2 л. (внешние лл. 8-листной тетради). Пергамен. Устав. Извод сербский. Застав­ка неовизантийского стиля в красках, краски местами осы­пались. Краска в заголовках и инициалах выцвела. Вязь.
Запись на об. л. 2: «Хр. Лопарев, май 1908».
Содержит: Предисловие («Андрея, святаго архиепископа Кесарии Кападокийския сказание пролога святаго апостола и еуангелиста Иоанна»)—л. 1; Оглавление, гл. 60—72 —л. 2.
Ф. А. Стадницкого.
3  (111). Торжественник триодный с пятой недели великого поста до пятидесятницы. Без нач. и конца. XV в.  (1-я пол.). 4°. 255 л. Полуустав. Инициалы тонкие киноварные, киноварь в заголовках. Нумерация по тетрадям сохранилась лишь    в конце. При переплете в начале и в конце книги добавлено 13 пустых листов, бумага XVII в. Переплет —доски в коже    с тиснением, корешок и застежки утрачены. Нарушен порядок листов: л. 236 должен следовать   за л. 228, л. 230—235   за л. 236, л. 249 перед л. 237 и после л. 229, л. 248 за л. 243. Многие листы в конце рукописи повреждены, подклеены об­резками документов XVIII в.
Записи: 1). На внутр. стороне верхней доски переплета скорописью XVIII в.: «Сия книга Цветник Степана Петрова сына Елагина». 2). Другим почерком: «Государь мой дядюш­ка Степан Петрович». 3). На л. 3: «Порутчика Степана Ела­гина родился сын Евграф 1716 декабря дня 8 на паметь пре-подобнаго отца Потапа пополуночи в 7 часу. Родился в Вы-борхе Петр Степанович сын Елагин, крещение принял того же дне пополудни в 3-м часу. Крестил поп Григорий Макаров, принят от святыя купели плацподполковником Иваном Вор-
фоломеевичем, капитаншею Яраславава Анной Даниловной». 4). На л. 4: «1710-го марта в … день по указу великаго госу­даря и по приказу коменданта Якова Тимофеевича Лавро­ва…» Запись повторяется др. почерком. 5). На л. 250 XVIII в.: «Сия книга Пролог (!) Пусторжевскаго уезду Ошевскаго ста­ну усадища Моютина помещика Стефана Петровича его ми­лости Елагина. А кто ею писал, того бог простит». 6). На л. 251 об.: «1716 февраля… дня был день воскресный, женил­ся порутчик Степан Петров сын Елагин на второй жене». 7).. Там же др. почерком: «Были крестьяни». 8). На л. 253: «Сия книга Трефолой усадища Моютина помещика Стефана Петро­вича Елагина его милости». (Запись повторяется). 9). На об. л. 253: «1711 году марьта 23 день во перьвы часу дня преста­вился раба божия Аньна Ларионова дочь Степана Петровича жена Елагина, а подписал сие ведание отець ея духовной по­госта Ошевы церкви Успения Богородицы поп Никифар Сте­фанов». 10). На внутр. стороне обложки: «Хрисанф Лопарев 28 мая 1908 г.» Наклейка на верхней доске переплета: «Цвет­ник».
?я/7
Пометы: № —    ПДС; № 143 ПГМ; № 5.
51
Содержит: Оглавление — л. 1—2; В субботу 5-й недели великого поста (Акафистная суббота). «Слово о иже перси и варвари осаждаху Царствующий град» (без начала) —л. 8— 17; «Тимофея прозвитера Иерусалимского о встании еже от мертвых четвертодневнаго Лазаря» — л. 18—24; В субботу 6-ю поста. Климента (Охридского) «Похвала о четвертодневном Лазари» — л. 24—27; «Тита епископа Вострьска Слова о про­свещении Лазаря и о цветоносии» — л. 27—36; Иоанна Злато­уста «Слово о реченом «отче, аще мощно чаша си да прейдет от мене» — л. 36—44; Иоанна Златоуста «Слово о десяти девах и о милостыни, и о покаянии, и о молитве» — л. 44 об. — 57; Ефрема (Сирина) «Слово о блудници» — л. 58—68; Иоанна Златоуста «Слово о предании Июды и о пасце и от сказаниа святых тайн неженепоминатизла» — л. 68—81; Иоанна Злато­уста «Слово о кресте и о отврьжении Петрове» — л. 81 об.— 88; Георгия Никомидийскаго «В"Ь еже стоаше при кресте Ии-сусове мати его и сестра матери его и въ боготелесно погре­бение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — л. 88—111; Епифания Кипрского «Слово о погребении тела… Иисуса Христа, и о Иосифе…, и о Никодиме и о успении гос­пода нашего Иисуса Христа гробнем» — л. 111—147 об.; Ио­анна Златоуста «Слово на светлое воскресение господа наше­го Иисуса Христа», (шесть слов на воскресение) —л. 127—13& об., 147 об.— 152 об.; Григория Богослова: «Слово на св. Пас-1 ху», «Слово в новую неделею», Слово «от сказания евангелй^ ского» —л. 155 об.— 191 об.; В неделю 2-ю по Пасхе. Поуче­ние о Иосифе и о мироносицах- л   191 об.— 193; В недвЙЙ*

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Корм для собак Eukanuba
  • Идея державности в самосознании псковичей
  • Псковская таможенная книга 1749г.
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Интересное