Каталог рукописей псковского музея
весть о Псково-Печерском монастыре»; жития псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, Саввы Кры-пецкого, Ефросина, Никаидра Псковского; сказания о местных чудотворных иконах. Сборники XVIII — XIX вв. содержат ораторские произведения Феофана Прокоповича, Гедеона Кри-новского, Иннокентия Нечаева, Евгения Болховитинова. Исторические рукописи немногочисленны. Можно отметить пять летописцев XVII—XVIII вв., шесть списков «Летописца Димитрия Ростовского», шесть списков «Жития Петра Великого», «Синопсис» Иннокентия Гизеля, «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, а также небольшие летописные статьи и подборки материалов в различных сборниках. Большую группу памятников составляют рукописи литературного содержания: повести, сказания, жития, сборники стихотворений, пословиц и поговорок как древнерусские, так и переводные. Учительная литература (слова, поучения, толкования) как древней, так и новой традиций занимает значительное место в составе сборников XVII—XVIII вв. Старообрядческие публицистические сочинения и широко распространенные в среде старообрядцев певческие рукописи составляют весьма существенную часть рукописного собрания. Большинство старообрядческих рукописей и сочинений поступили в музей в составе библиотек купцов-старообрядцев П. Бато-ва, В. Боговского, В. Морозова, А. Хвоинского, В. Хмелинско-го, а также из крестьянских библиотек в результате археографических экспедиций в районы Псковской области. Группа памятников учебной и научной литературы представлена азбуками, учебниками по грамматике, арифметике, географии, астрономии и астрологии, космографии, календарями, травниками, конспектами лекций. Среди общего количества рукописных книг иллюминированные рукописи составляют четвертую часть состава. Восемьдесят семь рукописных книг имеют художественное оформление в виде миниатюр или орнамента. Это, прежде всего, такие лицевые рукописи, как Евангелие 1532 года, Варлаамовский сборник, Синодики Псково-Печерского, Спасо-Мирожского монастырей и Матфеевской ц. пог. Неготь XVII в., Апокалипсис толковый и Палея XVIII в., дающие возможность проследить основные этапы развития книжного оформления, смену художественных стилей, местные особенности. Многие книги имеют записи писцов, заказчиков, вкладчиков, заметки летописного, бытового и полемического характера, читательские пометы. Записи дают богатый материал для изучения истории книги, псковской письменности и культуры, древнейших псковских библиотек и книжных собраний.
В настоящий Каталог включены описания 506 рукописных книг и их фрагментов, представляющих древнерусскую традицию, в хронологических рамках с конца XIV в. по нач. XX в.
В виде исключения в Каталог вошли отдельные рукописи новой традиции, близкие по содержанию и по оформлению к основному типу рукописных книг, представленных в Каталоге. Описания расположены в хронологическом порядке по векам в следующей последовательности: вначале помещены точно датированные рукописи, затем рукописи в хронологических рамках века (нач. века, 1-я пол., середина, 2-я пол., кон. века). Каждой описательной статье соответствует порядковый номер по настоящему Каталогу. В круглых скобках помещен инвентарный номер рукописи. Название рукописи дается в соответствии с общепринятыми наименованиями памятников. Для сборников и рукописей, не имеющих стабильного наименования, в заголовках помещено самоназвание или обобщающее название в соответствии с содержанием рукописи. Датировка производилась по филиграням с учетом основных палеографических особенностей рукописей. Формат рукописей указан в долях листа. Дана общая характеристика письма: устав, полуустав, скоропись. Отмечены основные элементы художественного оформления рукописей: миниатюры, орнамент, инициалы, вязь в заголовках. В описании переплета отмечены материал, наличие тиснения, украшений и застежек. Записи и пометы воспроизводятся в современном написании с сохранением орфографии писцов. Содержание сборников расписано постатейно с указанием листов. Для облегчения работы с Каталогом служат указатели, помещенные в конце книги.
Отсылка в указателях дается на порядковый номер Каталога.
Н. ОСИПОВА
1 (2483). Евангелие тетр, отрывок. XIV в. (ок. середины). 1°. 3 л. Пергамен. Устав крупный и мелкий. Извод сербский. Краска («драконова кровь») в заголовке и инициалах, выцвела.
Содержит: Предисловие Феофилакта Болгарского к Евангелию от Матфея — л. 1 (без конца); Евангелие от Матфея, гл. 11, 5—18; гл. IV, 8—24 —л. 2—3.
Ф. А. Стадницкого.
2 (1). Толкование на апокалипсис Андрея, архиепископа Кесарийского, отрывок. XIV в. (2-я пол.). Г. 2 л. (внешние лл. 8-листной тетради). Пергамен. Устав. Извод сербский. Заставка неовизантийского стиля в красках, краски местами осыпались. Краска в заголовках и инициалах выцвела. Вязь.
Запись на об. л. 2: «Хр. Лопарев, май 1908».
Содержит: Предисловие («Андрея, святаго архиепископа Кесарии Кападокийския сказание пролога святаго апостола и еуангелиста Иоанна»)—л. 1; Оглавление, гл. 60—72 —л. 2.
Ф. А. Стадницкого.
3 (111). Торжественник триодный с пятой недели великого поста до пятидесятницы. Без нач. и конца. XV в. (1-я пол.). 4°. 255 л. Полуустав. Инициалы тонкие киноварные, киноварь в заголовках. Нумерация по тетрадям сохранилась лишь в конце. При переплете в начале и в конце книги добавлено 13 пустых листов, бумага XVII в. Переплет —доски в коже с тиснением, корешок и застежки утрачены. Нарушен порядок листов: л. 236 должен следовать за л. 228, л. 230—235 за л. 236, л. 249 перед л. 237 и после л. 229, л. 248 за л. 243. Многие листы в конце рукописи повреждены, подклеены обрезками документов XVIII в.
Записи: 1). На внутр. стороне верхней доски переплета скорописью XVIII в.: «Сия книга Цветник Степана Петрова сына Елагина». 2). Другим почерком: «Государь мой дядюшка Степан Петрович». 3). На л. 3: «Порутчика Степана Елагина родился сын Евграф 1716 декабря дня 8 на паметь пре-подобнаго отца Потапа пополуночи в 7 часу. Родился в Вы-борхе Петр Степанович сын Елагин, крещение принял того же дне пополудни в 3-м часу. Крестил поп Григорий Макаров, принят от святыя купели плацподполковником Иваном Вор-
фоломеевичем, капитаншею Яраславава Анной Даниловной». 4). На л. 4: «1710-го марта в … день по указу великаго государя и по приказу коменданта Якова Тимофеевича Лаврова…» Запись повторяется др. почерком. 5). На л. 250 XVIII в.: «Сия книга Пролог (!) Пусторжевскаго уезду Ошевскаго стану усадища Моютина помещика Стефана Петровича его милости Елагина. А кто ею писал, того бог простит». 6). На л. 251 об.: «1716 февраля… дня был день воскресный, женился порутчик Степан Петров сын Елагин на второй жене». 7).. Там же др. почерком: «Были крестьяни». 8). На л. 253: «Сия книга Трефолой усадища Моютина помещика Стефана Петровича Елагина его милости». (Запись повторяется). 9). На об. л. 253: «1711 году марьта 23 день во перьвы часу дня преставился раба божия Аньна Ларионова дочь Степана Петровича жена Елагина, а подписал сие ведание отець ея духовной погоста Ошевы церкви Успения Богородицы поп Никифар Стефанов». 10). На внутр. стороне обложки: «Хрисанф Лопарев 28 мая 1908 г.» Наклейка на верхней доске переплета: «Цветник».
?я/7
Пометы: № — ПДС; № 143 ПГМ; № 5.
51
Содержит: Оглавление — л. 1—2; В субботу 5-й недели великого поста (Акафистная суббота). «Слово о иже перси и варвари осаждаху Царствующий град» (без начала) —л. 8— 17; «Тимофея прозвитера Иерусалимского о встании еже от мертвых четвертодневнаго Лазаря» — л. 18—24; В субботу 6-ю поста. Климента (Охридского) «Похвала о четвертодневном Лазари» — л. 24—27; «Тита епископа Вострьска Слова о просвещении Лазаря и о цветоносии» — л. 27—36; Иоанна Златоуста «Слово о реченом «отче, аще мощно чаша си да прейдет от мене» — л. 36—44; Иоанна Златоуста «Слово о десяти девах и о милостыни, и о покаянии, и о молитве» — л. 44 об. — 57; Ефрема (Сирина) «Слово о блудници» — л. 58—68; Иоанна Златоуста «Слово о предании Июды и о пасце и от сказаниа святых тайн неженепоминатизла» — л. 68—81; Иоанна Златоуста «Слово о кресте и о отврьжении Петрове» — л. 81 об.— 88; Георгия Никомидийскаго «В"Ь еже стоаше при кресте Ии-сусове мати его и сестра матери его и въ боготелесно погребение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — л. 88—111; Епифания Кипрского «Слово о погребении тела… Иисуса Христа, и о Иосифе…, и о Никодиме и о успении господа нашего Иисуса Христа гробнем» — л. 111—147 об.; Иоанна Златоуста «Слово на светлое воскресение господа нашего Иисуса Христа», (шесть слов на воскресение) —л. 127—13& об., 147 об.— 152 об.; Григория Богослова: «Слово на св. Пас-1 ху», «Слово в новую неделею», Слово «от сказания евангелй^ ского» —л. 155 об.— 191 об.; В неделю 2-ю по Пасхе. Поучение о Иосифе и о мироносицах- л 191 об.— 193; В недвЙЙ*
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59