Поиск по сайту

Каталог рукописей псковского музея

Запись писца на л. 19 об.: «Сий Синодик Рожества да Покрова Пречистыя владычицы нашея Богородицы и присно деве Марии с Пролома. А написал сий Синодик по обещанию-тое же церкви священник Иоанн Михайлов лета 7202 году (1694) априллия во 12 день».
Пометы: № 390—256 —ПЦИАК; № 121 — ПГМ.
Содержит: на л. 30 об., 33 поминание погибших при осаде-Пскова в 1580, 1615 гг. «…иже добре пострадавших смертию и кровь свою пролившыя от литовскаго короля На проломе-побитых за святую и неразделимую троицу и за святыя бо­жия церкви и за всех православных христиан живот свой на месте сем скончавших от нашествия иноплеменник…»
Ф. ц. Покрова и Рождества.
47 (221). Синодик Спасо-Мирожского монастыря. 1699. Г. 148 л. Стилизованный крупный устав, полуустав и скоропись разных почерков. Миниатюры (27) —иллюстрации к литера­турной части Синодика, в лист, в красках, в линейных рас­крашенных рамках. На л. 1, 5, 53, 81 заставки-рамки (4)_ л. 24 об., 80 об.— орнаментированные, геометрический орна­мент (окружности и прямоугольники) с элементами стилизо­ванного растительного орнамента. Крупные инициалы   (37)^
На л. 81, 88 украшения на полях (рука, держащая ветвь). Все рисунки выполнены пером, чернилами с раскраской в один и в два цвета. Заставка на л. 1 старопечатного стиля в красках. Тонкие инициалы, вязь в заголовках. Л. 4 без текста. Переплет — доски в коже, застежки утрачены, реставрирован. Листы подклеены при переплете.
Записи: 1). На добавочном листе у переплета скорописью: «Синодик Псковскаго Спасо-Мирожскаго монастыря. Сей древний Синодик приведен в порядок и переплетен в 1885 году при игумене Спасо-Мирожскаго монастыря Палладие настоятелем сего монастыря перенумерован и скреплен па листам». «Игумен Палладий» (другим почерком). 2). На об. л. 146 тем же почерком: «Итого в сем Синодике перенумеро­ванных и скрепленных сто сорок шесть (146) листов. Насто­ятель Спасо-Мирожского монастыря: Игумен Палладий. Июля 21 дня 1885 года». 3). В рамке растительного орнамента по­лууставом: «Сий Синодик Преображения Спасова Мирожска-го монастыря. Писан сий Синодик во 207м (1699) годе». По­меты: «№ 1» — Мирожского м-ря; № 267 — ПКМ; № 33.
Содержит: записи о преставлении и днях памяти князей, царей, цариц, царевен — л. 2—3; Литературная часть: пре­дисловие Синодика. — Повести: О исходе души. — О богатых и немилостивых умерших. — О пьянице умершем. — О мздо­имцах, погребающихся в церквах. — О блуднице. — О миря­нине умершем. — Об иерее, который детей своих страху бо-жи о не учил — л. 5—52; Помянник. Поминание среди про­чих погибших «на проломех и на приступех» в 1615 г., в 1580 г., в 1650 г., сгоревших в пожаре 1690 г., создателей и вкладчиков Спасо-Мирожского м-ря — л. 53—81.
Ф. Спасо-Мирожского м-ря.
48  (31). Ирмологий на крюковых нотах. XVII в. (1-я пол.). 8°. 177 л. Полуустав. На л. 1 тонкий киноварный   инициал. Вязь в заголовках. Потетрадная нумерация через 8 л. места­ми обрезана при переплете. Текст раздельноречный, нотация знаменная без помет и признаков. Переплет кон. XVIII в.— нач. XIX в. — картон в коже, кожаные завязки. Без конца. Бу­мага обветшала, крошится по краям листов, листы подклеены.
Записи: 1). По нижнему полю л. 1—11 скорописью XVII в., запись угасла, читается с трудом: «Сия… глаголемая Иръмо-логий… посацкого че(ловека) Ивана Якимова сына Корули-на». 2). На л. у переплета почерком XIX в.: «По этим Ирмо­сам пел мой дорогой родитель, когда он еще мальчиком был Василий Николаевич Хмелинский».
Пометы: «№ 44» — ПАО.
Содержит: Ирмологий с розниками — Стихиры воскресные на 8 гласов.
Фонд Хмелинских.
49  (135). История о Казанском царстве. XVII в. (1-я пол.).
4°. 118 л. Скоропись нескольких почерков. Заглавия киновар­ные. Без переплета. Без начала и конца. Утрачены многие листы, чернила выцвели, текст местами угас, не читается. На л. 109—111, 143 в центре утраты текста. Текст начинается с главы 8. Ф. ПАО.
50   (9). Сборник богослужебный.    XVII в.  (1-я пол.). 4°. 59 л. Полуустав. Тонкие инициалы, киноварные. Без перепле­та.
Записи: 1) По нижнему полю л. 58 об. — 59 скоропи­сью: «Лета 7134 году (1628) майя в 24 день продал сию кни­гу Служебник литовскую печать Зверинского девича мона­стыря поп Василище Васильев государеву стрельцу Иванова приказу Андриевича Ушакова Ивану Петрову сыну Ершу в Зуях 20 алтын, а хто учнет вступаца в сию книгу, а мне попу Василию оцищать, а потписал сам поп Василей своей рукою».
Рукопись приплетена к печатному Служебнику (Вильна, 1617 г.?).
Содержит: Последование четыредесятницы (уставные указания) — л. 1; Указатели апостольских и евангельских чтений «на различныя потребы церкви» (на освящение церк­ви, в нашествие иноплеменников, в запаление огня, на боля­щих и др.), а также на господские праздники и памяти свя­тых на весь год — л. 25; Чин погребения младенцев — л. 36 об.; Чин погребения иноков в дни светлой недели — л. 32.
Почерком писца написаны также в печатной части кон­волюта тропари: Иоанну Златоусту (л. 35—35 об.), «церкви, и дню, и Василию» (Великому) —л. 79—79 об.
Ф. редких книг.
51   (109). Сборник полемических   сочинений, поучений   и апокалипсис толковый. Конволют. XVII в. (1-я пол.) —л. 1— 78; XVII в. (середина)—л. 79—290. 8°. 290 л. Полуустав   и скоропись нескольких почерков. На л. 75, 85 заставки старо­печатного стиля: на л. 75   пером чернилами с золотом;    на л. 85 примитивного исполнения киноварью. Оставлено место для заставки на л. 10. Вязь в заголовках киноварью. Тонкие киноварные инициалы на л. 75—80. Л. 79, 234    без текста. Переплет XVII в. — доски в коже с тиснением, застежки ут­рачены, реставрирован. Пометы: на л. у переплета: «выпис­ки»; на внутр. стороне верхней доски: «оца Арсения № 29»;
№ Ш- — ПДС; № 141 — ПАО; № 57, № 4, № 17, № 18, № 56,
47
№ 866.
Содержит: #О Афанасии Велицем». (Из Слова против ариан с толкованием) —л. 1—7; О крещении. Компилятивное соч. из 40 глав. (В защиту Служебника, сделанного Диони­сием Зобниновским и Иваном Наседкой) —л. 8—74; Слово Иоанна Златоуста о чтении книг. — Молитва   Симеона   Но-
вого Богослова. — Выписки о пятом вселенском соборе. — л^ 75—78; Апокалипсис толковый. — л. 85—234; Видение проро­ка Даниила (гл. 7, 8, 12) —л. 235—240; Слова Ефрема Сири-иа: О Антихристе; Без заглавия. Нач.: «Аз Ефрем грешный и неразумный приснослабый и унылый на подвизание духов­ное…»— л. 258 об. — 264; «Еже не преходити мниху от места на место» — л. 264—268 об.; «Поучение от жития Антония» Великаго» — л. 268 об. —290. Ф. ПДС.
52  (24). Ирмологий, на крюковых нотах. XVII в. (середи­на). 8°. 193 л. Полуустав 2-х почерков. На л. 53 заставка в-подражание старопечатному стилю, рисунок    пером кинова­рью. Вязь в заголовках. Тонкие киноварные инициалы с ор­наментальными отростками. Текст раздельноречный, нотация знаменная, без помет и признаков. Переплет — доски в коже с тиснением, застежки утрачены. На нижней доске сохрани­лась одна медная жуковина. Корешок порван. В начале ут­рачено 8 л. (1-я тетрадь).
На л. 51—52 записи типа «проба пера», скоропись XVII в. Пометы: наклейки с № 29 — ПАО; № 445 — 411 — ПЦИАК.
Содержит: Стихиры воскресные на 8 гласов, без нач.— л. 1—51; Ирмологий с розниками — л. 52—193.
Ф. Никандровой пустыни.
53  (102). Сборник аскетический. Конволют. XVII в. (сере­дина и 2-я половина). 4°. 394 л. Полуустав и скоропись не­скольких почерков. Вязь в заголовках, потетрадная нумера­ция через 8 л. с л. 1 по 44. Л. 35, 155, 163, 201, 376 без текста. Переплет XVII в. — доски в коже с тиснением, оторван, за­стежки утрачены. Без конца.
Записи: 1). На об. л. 1: «Сия книга глаголемая Устав мо­нашеского жития грешнаго монаха Макария дана ему в по-мяновение по иеромонахе Исайе в киновии Пантократорове в трудех преподобных отцев и чудотворцов Зосимы и Савватия с собору, с нею же сундук обит нерпою и железом вороненым в лето 7187 (1678—79). Благочестивейший читателю дондеже еще в мире сем обитавши книгу сию на всяк день да прочи­тавши. Часто человече подщися сию книгу прочитати и мо­наха Макария с ним же и священносхимонаха Исайя не забу-ди поминати. Прочитаяй же сию рцы о них, да вселит их гос­подь в рай небесный. Память их да будет в книгах сих и сему всегда подщися поучати яко всякого человека имат смерть во гроб заключити. А хто в сию книгу станет взирати а имян сих не будет поминати, пред Христом за то имат ответ дати. Прочитая же сию со вниманием должен да будет и делом сия навершити аще убо творец писан (ым) в книге сей явится, и царствия небеснаго не лишится. И вернаго ве­селия и будущего онаго райскаго наслаждения со стяжавши­ми сию еще ж и зде от бога милость от царя же честь и от
архиереов милостивое призрение со благословением получит. Подписа же ся сия в лавре Богоматере на Тихфине 188го (1680) августа в 28 день».
Пометы: № 439—405 —ПЦИАК; № 133 —ПГМ; № 41 — Никандр. пустыни (?).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Корм для собак Eukanuba
  • Идея державности в самосознании псковичей
  • Псковская таможенная книга 1749г.
  • Отражение быта в речи псковских крестьян
  • Интересное