Каталог рукописей псковского музея
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ПСКОВСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ
ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК
КАТАЛОГ
СЛАВЯНО-РУССКИХ РУКОПИСЕЙ
ПСКОВСКОГО
МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
(XIV-начало XX вв.)
ЧАСТЬ 1
Псков, 1991
Печатается по решению Управления культуры Псковского облисполкома и Ученого совета Псковского государственного объединенного истори-ко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Составитель: Н. П. ОСИПОВА Редактор: А. А. ТУР И ЛОВ
В Отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника хранятся более 2,5 тыс. рукописей, среди которых свыше 500 рукописных книг древней традиции в хронологических рамках с конца XIV в. по нач. XX в. Основу Псковского рукописного собрания составили рукописи, входившие в состав фондов музея ПАО, основанного в 1876 г. В 1879 г. появилось первое описание рукописей, составленное И. А. Шляпкиным ‘. в то время студентом Санкт-Петербургского университета, впоследствии профессором того же университета и почетным членом ПАО. Подробное описание 30 рукописей, в т. ч. нескольких синодиков, напечатано в 1879 г. в Псковских губернских ведомостях2. В приложениях опубликованы полностью отдельные памятники. Так в № 39 ПГВ за 1879 г. напечатана «Повесть о посаднике Щиле» из Синодика Псковской Николо-Любятовской церкви (1681 г.). Рукописи, не вошедшие в описание И. А. Шляпкина, были впоследствии описаны хранителем музея Ф. А. Ушаковым 3 и П. С. Шереметьевым 4. В Каталоге музея 1989 г. в разделе «Памятники языка и письма» находим описание 38 рукописных книг, в т. ч. нескольких Синодиков, альбома И. Ф. Годовикова, летописца Димитрия Ростовского, жития Петра Великого, ряда богослужебных рукописей. Все рукописи музея ПАО остались в составе фондов Псковского Губ. музея, основанного 5 декабря 1918 года. С этого времени сюда стали поступать фонды старинных псковских библиотек, в составе которых было немало рукописных книг. Так, в состав библиотеки Псковского церковного историко-археологического комитета, основанного в 1908 г., поступило 130 рукописей. Значительное ко-
1 Шляпкин И. А. Описание рукописей и книг музея археологической комиссии при Псковском губернском статистическом комитете. Псков, 1879.
2 ПГВ, 1879, №№ 26—28, 30—33, 39, 40.
3 Каталог вещам и документам, хранящимся в музее ПАО. Составитель Ф. А. Ушаков. Псков, 1897.
4 Шереметев П. С. Обзор рукописей Псковского археологического музея в описей архива Губернского правления. М., 1899.
личество рукописей сохранилось в фондах библиотек Псковской духовной семинарии, Спасо-Преображенского Мирожско-го монастыря. Поступали рукописи и книги из многочисленных псковских церквей и монастырей, из личных библиотек. Много рукописных книг и почти все имеющиеся в фондах музея рукописи на крюковых нотах попали в музей из собраний книг купцов-старообрядцев П. Д. Батова, А. Хвоин-ского, Хмелинских, Ф. Плюшкина, В. Морозова. Эти поступления не прекращались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Благодаря тому, что рукописные книги удалось эвакуировать в составе наиболее ценной части фондов музея, они полностью сохранились, в то время как большая часть книжных фондов музея была уничтожена или вывезена за пределы Пскова. Во время оккупации пропали почти все инвентарные книги, что значительно затруднило работу по восстановлению книжных фондов музея, которую начал в 1953 году Л. А. Творогов. Всю свою жизнь Л. А. Творогов занимался изучением псковской письменности, которую он начал изучать еще в 1923 году будучи студентом Петроградского университета и одновременно внештатным научным сотрудником, а затем заведующим Подотделом рукописей Псковского музея. С 1945 г. Л. А. Творогов работал в музее научным сотрудником, заведующим научной библиотекой, позже Древлехранилищем, созданным им в 1953—1956 гг. Древлехранилище Псковского музея приобрело широкую известность в научных кругах в нашей стране и за рубежом. В значительной степени этому способствовал В. И. Малышев, посетивший в 1953 году Древлехранилище музея с целью ознакомления с древнерусскими рукописями. Итогом его работы явилась публикация статьи — обзора «Собрание рукописей Псковского областного краеведческого музея»5. Обзор рукописей В. И. Малышева является единственным за все время существования Древлехранилища научным источником сведений о составе рукописного фонда музея и не утратил своего значения посей день.
С 1976 года началось регулярное археографическое обследование Псковской области. Сотрудниками отдела проведено 20 археографических экспедиций, в результате которых фонды отдела пополнились более чем на 6 тыс. ед. хранения, в т. ч. рукописными книгами. Более 100 рукописных книг XVI — нач. XX веков значительно расширили наше представление о псковской книжной культуре, о местной рукописной традиции, сохранившейся на территории Псковской области до конца 70-х годов XX века.
В настоящий Каталог вошли описания 506 рукописных
5 М а л ы ш ев В. И. «Собрание рукописей Псковского областного краеведческого музея». — ТОДРЛ, т. XI, М. — Л., 1955.
книг и фрагментов рукописей из фондов Псковского Древлехранилища. Древнейшая местная рукописная традиция в музейном собрании не представлена. Из пяти древнейших рукописей музейного собрания два пергаментных отрывка — Евангелие тетр (№ 2) и Апокалипсис толковый (№1), дошедшие до нас в составе фонда псковского архиепископа Арсения Стадницкого, относятся к рукописям сербской традиции. Три богослужебные рукописи XV века —Евангелие апракос (№3), Торжественник триодный (№5), Минея служебная (№4) не являются яркими или характерными памятниками местной псковской традиции. Судьба псковского рукописного наследия сложилась так, что почти все лучшие рукописные книги XIII—XV веков, периода расцвета псковской государственности и самостоятельности, расцвета ремесел, в т. ч. книжного ремесла, были вывезены из Пскова еще в XVI—XVII веках. Большая часть их пополнила крупнейшие собрания того времени Патриаршее и Типографское и ныне хранится в Москве (ЦГАДА, ГИМ, ГБЛ). Отдельные рукописные книги этого времени попали в составе частных коллекций в ленинградские книгохранилища (ГПБ им. Салтыкова-Щедрина, ИРЛИ, БАН), отдельные рукописи хранятся в настоящее время в Киеве, Новосибирске, Варшаве. Памятники письменности XVI века представлены в Древлехранилище музея 30-ю рукописными книгами. Среди рукописей XVI века следует отметить прежде всего Служебник Спасо-Мирожского монастыря (№ 10), книгу «Рай» Псково-Печерского монастыря (№ 15), Пролог (№ 13), Сборники певческие (№ 21, № 23), Сборник (№ 20), Евангелие апракос (№• 11). Эти рукописи отличаются как нетрадиционностью и своеобразием состава, так и своими палеографическими и художественными особенностя-ми.уС наибольшей полнотой псковская письменность представлена рукописями XVII—XVIII веков. Рукописи этого времени типичны для Пскова как с точки зрения их художественного оформления (миниатюры, орнамент), так и литературных пристрастий псковских писцов, заказчиков, владельцев. К этому периоду относится большая и ценная коллекция синодиков псковских церквей и монастырей, а также бояских, дворянских и купеческих родов. Многие синодики содержат не только сведения о жителях Псковской земли, но в них находят отражение отголоски исторических событий: обороны Пскова в 1581 г., осады Пскова шведами в 1615 г., восстания 1650 г. В синодиках Спасо-Мирожского, Николо-Любятова, Крыпецкого монастырей, дьяка Федора Торопова содержатся литературные произведения в виде небольших повестей, притч, слов и поучений. В ряде рукописей XVII—XVIII вв. представлена местная литература: «Повесть о прихождении Стефаиа Батория на град Псков», «Повесть о прихождении свейского короля Густава Адолфа ко граду Пскову», «По-
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59