Календарные и трудовые обычаи
Рано утром, до восхода солнца, сбивали масло. Девушки расчесывали волосы под грядкой,13 нужно было свежесбитым маслом немножко смазать волосы. Бегали также чесать волосы под березу (тоже до солнца), чтобы волосы были длинные и густые. Как и в Вербное воскресенье, умывались с яичком, топили утром баню. Зафиксированы сведения о том, что в старину мылись по очереди в печке (это было, примерно, во второй половине XIX в.).
Повсеместно считается, что в четверг и пятницу на последней неделе Великого поста колдуны могут навести порчу, поэтому в эти дни нужно быть особенно осмотрительными и ни в коем случае не давать ничего никому из дома, а также нельзя ничего просить, чтобы не навлечь на себя подозрения в причастности к колдовству.
«Старуха пришла, яйцо выпрасила, мать дала. И лошадь падохла. В Страшную пятницу. Мне, га-варйт, сыр памазать…» (Печ., Городище 3330-01).
ПАСХА
В первый же день с вечера (в воскресенье) женщины ходили по деревне, взявшись под руки, шли на гору, выходили в поля. Гулянья продолжались всю пасхальную неделю. В Обозерье (Печорском и Псковском районах) пели песни, которые называли «пасхальными», «христовскими» (это лирические и хороводные песни) — «Как летели гуси», «Как на морюшке», «На бережке камешек», «Повыйдемте, белые лебёдушки», «Я скажу сама себе», «Как гремел гром перед тучею» и другие песни. Наиболее рас-
пространенные сюжеты — «У ворот сосна», «Отдала меня матушка» (с сюжетом «Дочка-пташка»).
«Это на Пастки пают. Вот Пастка прийдё, так в Пастку маладухам припявают: "Долга вырасла, за-шаталася, дочка к матери сабиралася" <…> Ма-ладухе пают, вот [которая] вышевши на мясади замуж. Пост прашёл, пришла Пастка, и ей дамой никак» (Пек., Мтеж 1191-03). Молодухам, «как замуж первый год выйдет», поют «Повыдала меня матушка за мхи, за болота» (Печ., Каменка РФ 1385).
Ставили КАЧЕЛИ («зыбочки»), молодежь приходила из других деревень, у качелей тоже пели песни, водили хороводы, «ходили в тынок». Качели устраивали на берегу озера, на горках. «Зыбка па-вёшана, с яшшиком. Паднимали и зыбали» (Палк., Яхново 2218-23). «На зыбке [качались]. Качели такй устроены. Качались, пели, <…> па дярёвни гуляли девушки, хадйли под ручки взявши и пели» (Печ., Замошье 1178-12). В деревне Медли «в тынок» ходили под песню «Как по морю»: «Стоят пары. Последняя пара обходит и становится впереди всех» (РФ 1412); несколько пар идут друг за другом, «как гуси», проходят, расходятся по краям улицы (Печ., Медли 3336-04).
Зафиксированы сведения о гуляньях, которые устраивали в гумне (Печ., Гверстонь 1165-15).
«Ставили карусель на Пасху, вешали зыбки. Вчетвером качались. Когда качались, гармонисты играли, играли в балалайку» (Остр., Заходы 2248-01).
«В Пасху раньше выхадйла маладёжь гулять. Вот и пели тагда — па дярёвни… Сабирались в канцё дярёвни — вот все пають тагда. На качелях качали-си. Вот эта увсягда был устроен качёль, и дёвачки забирались на качёль, и вот эти песенки и рыспява-ли, на зыбачки» (Печ., Киршино 1163-13).
Мужчины всю пасхальную неделю катали ЯЙЦА. «Вот была патёха им! Хто вь’шграя, хто пра-играя!» (Печ., Киршино 1163-13).
«Мужукй в яйцы каталися. Лунка была, вот такой кружок сделают, така дашчёчка палбжена и -лунка. Тут яички катають. И на ёту старану, и на ёту — на обе стораны. И вот у нас называлися "лунки". И выбивают яички. Сколька выбьешь, столька вазьмёшь, твай будут. Разам два, три, а другой раз — и ни аннаво, пракатаеть. А там сабирались жен-шины, пели пасхальный песни» (Печ., Горбатицы 1181-28). В д. Зимний Борок (Печ., 3329-18) песню «Как гремел гром перед тучею» пели, стоя на лунках (где яйца катают).
ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ
В этот день, по обычаю, повсеместно первый раз после зимнего содержания выгоняли скот в поле. Хозяева сначала ОБХОДИЛИ СКОТ у себя во дворе, затем выгоняли в поле. Выгон сопровождал-
ся целым рядом действий: большое значение имело обрядовое закармливание скота, окуривание его, опрыскивание святой водой, а также использование различных магических предметов — одни из них символизировали идею плодородия, другие выполняли роль оберегов. Особо следует отметить использование зерна, хлеба, крашеных листвой от березового веника желтых «ягорьевских» яиц, сохраненных с вербного воскресенья веточек вербы.
Рассказы о Егорьевом дне подробны и красочны, поскольку обряд сохранялся достаточно долго. И в наше время некоторые его детали (обход скотины у себя во дворе) еще не ушли из бытовой практики.
«Хазяин вазьмё, в лукно всыпле жйта. Ну, пало-жит туда пару яёц и иконку. А тут ладану паложут там в карёц в какой-то и угальков кинуть. Вот хазяин абходя. Жйтцем кидая этай скатйны, курятам там кйне жйтца. И вот каню — пайдё, в жолоб маленько кйня. Тагда яйца в падваротню закапывали
— там на сколька-та дней. Вазьмуть, где скатйна уходя — вот так, пад навозик, пыд саломку паложа. Вот скатйну выгоняишь, так вот па этым яйцам. Варёный паложуть, ни сырыи… Ишшё ня завтрыка-ишь, ишшё ня евши, и вот пайдёшь — абайдёшь скатйну с сявнёй с этай, а я пайду с карёцком, с дымком
— эту всю скатйну. Тада эты угалькй — в навозную куцу затопчешь…» (Пыт., Бубнёво 1413-29).
«Са свечкой — зажжена. В решатё там жйтца всыпано немножко. [Сначала во дворе обходят, потом в поле гонят]. А патом в поле гоним с яйцом. Вербочку паторним там где-нибудь — в муравей [муравейник]. В рожь торнешь. Мы с матерью двое аб-хадйли» (Пек., Постоево 2986-60).
О коллективных обходах сохранилось много свидетельств: «Вси-вси-вси стада на адйн луг го-нють» (Палк., Луг 1537-19).
«Сабираютца всяк свайм хазяйством. Вутрам сабираютца, вёрьбы бярут, вёрьба кйщеная [украшенная]. Мужукй бярут ряшёты, кладут туды яйцы, жйта туды, ячмень насыпають, втиранники — пала-тёнца такйи вышиваныи — вёшають на икону туда. И тадй старики идуть праставалосыи, нарядивши -впярёд, с этым иконам идуть. А сзаду гоним скатйну. Вси снарядивши всим сямьям, всю скатйну гоним. <…> Мужукй лашадёй вздуть. Вот кагда свя-дуть лашадёй на поле. У другова-та лошадь харо-шая! Кругом абайдуть раза три всю скатйну, с ри-шатам, мужуки-та. Тады встанут, тады стряляють квёрьху. У каво лашадя-та харошии, как заскака-ють! Лошадь ня удяржать, што стряляють. Вот аны пастряляють, тадй стряльцам яйцы дають, мужу-кам яйцы дають. Тадй скатйна пайдё, а мы дамой тады идём. Харашо бывало в Ягорий. <…> Гонють с вёрьбай. Вёрьбу ламають за нядёлю [до] Паски, Вёрьбное васкрясёнье шчитаетца. Эта вёрьба стайт
да Ягория. А тады с этай вёрьбай праганяют скатйну, а эту вёрьбу тады на поле ставють» (Остр., Коношино 1580-21).
«С этой вярбйнкой выганишь скатйну в поле. Штобы скатйна была гладенькая — яичко. Праго-нишь в поле, принясёшь дамой [яйцо] да разделишь па шматочку всем. Сорок мйлостин в яичке бывает. В яйцы сорок мйлостин — кусочков. Надо разделить на сорок кусочков и на стол — на творог паложишь, съешь» (Пек., Постоево 2986-60).
«Насыпая зярна в лукошко, пёрво снясёшь сваей скатйны, лашадкам, тагда приходя в дом, саби-рались бабы. Всягда пяклй хлебы, ляпёшка хлеба такая кругленькая сделан, ставют свечку, зажигают. И в этом лукошке зярна насыпан, и это зярно пакрывают палатёнцем красивым. Кладут туды яички (яички жёлтый варёный, крашеный жёлтым -листвой, с веника листва). Сабираютца са всей дя-рёвни. Аттуль уже гонют скот. Всё стадо — на адйн луг. Лашадёй вздут. Лошадя пугаютца маладыи. И авёчки, и каровы — все в адно место. Мужики, у каво есть ружьё — идё с ружьём. Тагда вакруг этова стада абходють, как в цёрькви, с иконкой. Весь народ. Весь народ шевелйтца в этот день. У ребятйш-ков красивый вербы накйщен. Скот абашёдши, ану [вербу] на кладбище несут. Стряльба идё, кагда пай-д$т кругом крестным ходом, кругом скота. Лашадя ирвутца, убягають маладыи. [Стреляют, потому что] это такой праздник. Славют такой день, квёрьху стряляють. Кагда абайдуть кругом, тагда всяк сваей скатйны даёт [из] этова лукошка зярна, хлебца. А патом па дамам расходятца. Скатйну — пастухи пасти астаютца. Лашадёй дамой разбирають. Кто в поле пасётца, таму яичек дают. Трава всегда есть [в этот день]. Другой раз и раньше выганяют в первый раз» (Палк., Луг 1395-18, 19).
«Каров в поле выганяють — Ягорий. Спячён пи-ражок, пара яёц там. Выганют каров в поле, их абходют с ружьём. Стряляя квёрьху, штоб волки не хадйли к скатйны. Два мужшйны абходют. Иконка паставлена в ришато, хлебец, пара яёц или сколько паложено. И вот кругом каров и ходют, три раза абайтй каров. Патом выстрелють» (Остр., Романо-во 2301-05).
У пастуха, кроме уже описанных атрибутов, был обычно топор. В решето могли еще положить клок шерсти. Пастуха одаривали — давали ему пироги, лепешки, яички, клецку, оставшуюся с «Сороков», ему же отдавали и веточки вербы. Но могли и сами снести вербу «куда-нибудь на зель,14 в рожь, кто на агарод. А то — на сикляшник» 15 (Палк., Горушка 2942-25).
Shesmart маска скраб для лица маска-скраб для лица shesmart.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50