Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

<…> [Женщина высунула голову в слуховое окошко], а тут ей так сделали, што ей вырасли роги, и ей галавы никак была ня вытянуть. Ну вот, ей пришлось пакарятца, штоб атчинйли…»
д. Папушево, Печорский р-н, 1406-22. Исп.: Иркутская А, Т., 1912 г. р. Зап.: Мельник Е. И., 30.01.1983. Расш.: Валевская Е. А.
№ 25. Колдуна не пригласили на свадьбу
«Вот выехали, жерябец станя дубью и стайт. Жениху надо ехать, а он на дуба стайт. Это уже и
так, и сяк. А адйн ходя мужшйна: "А пригласил ты,
—  гаварйт, — деда Бориса на свадьбу?" — "Не".
— "Вот и не уедешь так". Весь поезд бунтуетца,1 не уехать. И вот пашёл: "Дедка! Пайдём на свадьбу. Я тебя приглашаю. Пусти нас! Дай нам уехать!" Вот пришёл, рукой махнул и паёхали. Вот, видите, ка­кая сила».
д. Грязивец, Островский р-н, 1636-31. Исп.: Васильева А. В., 1904
г.  р. Зап.: Валевская Е. А., 04.07.1984. Расш.: Валевская Е. А. 1  «Бунтоваться» — волноваться.
№ 26. Колдунья хотела извести невестку
«Старуха-калдунья хатёла извести невестку, сын сказал: "Ты будешь, старая, работать, а ана будя ля-жать". Так што-то ана апять ей дала, какова-то кал-давства, и патом ничаво, зажила [невестка]».
д.  Зехново, Печорский р-н, 1397-11. Исп.: Наживина М. Н., 1910
г. р.; Захарёнкова Е. М., 1906 г. р.; Озёркнна М. Е., 1910 г. р. (кто именно рассказывает, не указ.).  Зап.:  Лобкова  Г. В., 28.01.1983. Расш.: Валевская Е. А.
№ 27. Колдунья завязывает узелки во ржи
Колдовка ночью ходит по полю и завязывает узелки во ржи. Эти узелки нельзя сжинать. «Найдут узялок. И гаваря — плоха. И после этова у этай жни­цы сильна баля руки.
Стали преследовать калдунью. Как стемне­лось, вышла из дома, всё бельё ссибя сняла и куда-то направляетца в поле. Тут ей прервали. Савсём голая. Закричали на няё».
д.   Борщино, Островский р-н, 2251-05, 03.  Исп.:  Филнппо-ва Н. Г., 1924 г. р., Филиппов К. Ф., 1916 г. р. Зап.: Шишкова О. В., 21.07.1987. Раеш.: Валевская Е. А.
№ 28. Колдунья заламывает рожь
«Калдовка пайдё, [колосков] сабярё такой кус­ток, и па этым — такие есть калёнцы-та — па этым ка-лёнцам и заламая. Вот тады если сажнёшь этот [за­лом], тады будуть руки балёть, и ноги будут балёть. Не сжинали, вазьмут да сажгуть этот залом».
д. Коношино, Островский р-н, 1580-21. Исп.: Николаева Е. Н. (г. р. не указ.). Зап.: Мехнецов А. М., 08.07.1984. Расш.: Валевская Е. А.
№ 29. Колдовство на Иванов день
«А на Иванав день тут калдуны хадйли. Кал-дунья через двор йхный жила. И вот ана, бывало, спор вь’шя и с картошки, и с хлеба, и с корма — са всяво, как спор сумела вынуть. Вь’шя, и патом у вас ничаво не получаетца, всё праходя, как в трубу. Ана калдавала. И вот так ана и жила. Теперь — ка-ров доя, пайдё — бораны доя, и малако так и кипит. И вь’шя малако.
И вот так мая тётка мучилась-мучилась, и па-шла к калдуну.
А он и гаварйт: "Съездишь дамой, схадй пад на­весу, пакапаешь в завалины — и кота выкопаешь
51-198
дохлава". Приехала, правда — кот дохлый. Вот за то у ней всё так и ишло. Вот как сумела!».
д. Грязивец, Островский р-н, 1636-31. Исп.: Васильева А. В., 1904 г. р. Зап.: Валевская Е. А., 04.07.1984. Расш.: Валевская Е. А.
ДОБРОЕ КОЛДОВСТВО (ВОРОЖБА)
№ 30. Колдун «отделывал»
«"Вы достаньте ружьё и утром рано на улицу выйдите и выстрелите. И эта колдунья прибяжйть. Вы будете знать, кто это такой". И вот, Стяпан рас­сказывал, только вышел кто-то на улицу, стряль-нул, и она тут как тут — тётка эта. На улице».
д. Зехново, Печорский р-н, 1397-11. Исп.: Наживина М. Н., 1910
г. р.; Захарёнкова Е. М., 1906 г. р.; Озёркина М. Е., 1910 г. р. (кто именно рассказывает,  не указ.).  Зап.:  Лобкова  Г. В., 28.01.1983. Расш.: Валевская Е. А.
№ 31. Колдун помог — воры вернули награбленное
Воры ограбили дом. Хозяева поехали к колдуну, тот обещал помочь.
Приехали домой. «На третью ночь пашла, сня-жок припарашйл, сматрю — груда около варот. Фа-нарь зажгла, пасвятйла: "Наши вёшши. Коль, вста­вай! Наши вёшши пришли!" Ну, што ж, хватились — всё-всё-всё цело. Только нет адной тру бачки. Это трубка — раньше это ткали и свяртывали [ткань в трубку]. Ну, Бог с ним. Благо, всё цело.
Ну, внасйли, прибрали. И гаварйть: "Теперь па-ёдем, атблагодарим". Сабираемся. Назавтра и эта трубачка аказалась. Ну, паёхали — атблагодарйть. А он и гаварйт: "Ха-ха-ха! Я и знал, што это всё бу­дя вам". Ну, мы атблагодарйли яво. А он и гаварйт: "Наверно, вам ахота, штоб хто это сделал [уз­нать]?" — "Да". — "Ну, узнаете. Сам прийдё, скаже".
<…> И вот приехали дамой. Праздник был. В праздник приходя тоже с Апочки,1 с нашева ж краю и гаварйт: "Нюшк, ведь это мы вас абваравали"».
д.   Грязивец, Островский р-н,  1636-31. Исп.: Васильева А. В., 1904 г. р. Зап.: Валевская Е. А., 04.07.1984. Расш.: Валевская Е. А. 1 Опочка — центр Опочецкого района.
№ 32. Волк-помощник
«Мужик напился и шёл. Ну вот яво черти пере­няли и павялй ва балота. А там бальшй были кам­ни. <…> Такой камень широкай-бальшой. И гава-ря: "Лезь на пёцку, лезь на пёцку, грейся на пёцке". Вот впихали на "пёцку", разули яво, партянки яво-ны расстялйли па камню. Он праснулся: "Ну, где ж это такое? Устал где-та, на камне".
Вот он вуходйть стал — ня зная, куда вуходйть? А черти валков баялися, раньше гаварйли. Аткуль взялся волк. Вот он взял этова мужука-та, вядё. Идё мужик. Как мужик хоцет свярнуть, он яво хвастом
— што на дарогу иди. Вот вывел на дарогу волк это­ва мужука-та и повёл. Вот вядё. И привёл в дяревню как раз в явоную. Он глядйть: "Господи! Дярева! Всё — дяревня мая!" Тады он абярнулся, волк, и па-шёл. А тады мужик — паклон: "Спасйба тябё, бу­ро нька, што мяня привёз". Волк абярнулся и пашёл. [Это правда?] Я ня знаю, всё, гаваря, правда».
д. Коношино, Островский р-н, 1580-22. Исп.: Николае­ва Е. Н. (г. р. не указ.). Зап.: Мехнецов A.M., 08.07.1984. Расш.: Валевская Е. А.
ЗАГОВОРЫ
№33.
От укуса змеи: «"Лбичи Лойка укусила за сёр-ца, ат сёрца за тела, ат тела за шкуру, ат шкуры су-прати прочь!" — иголкай атвадйть ат таво места, где укусила. Три раза нада читать. Харашо загавари-вать ваду. Вады пачёрнуть, сколько ни пачёрнул, ни атливать вады. И эту ваду загаварить — тоже этот же стих. И пить ваду. Да сёрца не дайдёть, а бу­дя рвать и да сёрца не дайдё.
Стишок этат — только надо загаваривать ево на Пасху, адйн раз в гаду. На Пасху, в двянадцать ча­сов ночи. Загаварйшь, яйцы акрасил, и яйцы эты вытягываешь в другую ваду и вот тую ваду, куда ты яйцы палажйл (вытянул крашеный), загаварй и в двянадцать часов ночи и прыскай — весь агарод. Прибавь, канёшно, вады. Веником [прыскать надо] — и у тябя гадов никагда ня будя».
От волоса: «"Спаси, Госпади, волас, кастаёд, мясаёд, живаёд, полна балёть, полна знудйть, на мой час, на мой загавор, ня я загавариваю, ня я за-амйнываю, заамйнывая Присвятая Божья Матерь, Исус Христос. Ва имя Атца и Сына, Святова Духа, аминь". На бальное место загавариваишь. Ну, если мазь какая есть, мазь загаварить, мазать».
От рожистого воспаления: «Шёл Христос па дароги. Нёс три розы. Анна роза ссохла, другая свя­ла, трётия без вести пропала. Ня я загавариваю, ня я заамйнывала. Заамйнывала, загаваривала При­святая Божья Матерь, Исус Христос».

Высокии реи тинг свадебные салоны в минске.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Интересное