Календарные и трудовые обычаи
Играли в снежки, в «третий лишний». «На 6г-нишще пели. Вечерам сабярёмси вси… Стоя, вси, ватажкай сабравши. Агонь гарйт, кастёр. Мы паем. А рябяты там в сняжкй играют, а бабы песни пают. А рябятым гаваря, што вот тапёрь и масла, и мясцо, и твораг — всё сгарёла. Пост Вялйкый. В пасту пас-тйлись семь нядёль до Пасхи» (Печ., Горбатицы 1181-26). «Старики вси стая укапйвши, ну как праз-ник!» (Палк., Коровкино 2213-17).
В д. Малые Калки факелы называли «курйшка-ми»: «Курйшки делали. Завёрнут салому накрепки и перявьют ану, и зажгут, и бегают. У нас тут лес
сразу, и по лесу бегают ребяты. И хворост сухой са-бирают, клали на салому. Курйшка — это в руках носют» (Печ., Малые Калки 3350-35)
«Па дыму бегают. В дым вайдут и бежат» (Пек., Котятино 2990-104).
«…Вот у нас такая горка — Грь’шница, на Грын-нице ребяты жгли кастры. Не скаромились Вялй-ким пастом, сем нядёль не ели. Вот бабы и гаварят: "Ребяты! Мы на Грь’шнице масло сажглй. В вядёрке масло сажглй. Тяпёрь пост". Лгали, штоб ребята не праейли» (Палк., Жилино 2942-21).
Есть единичные сведения о РЯЖЕНЫХ на Масленицу: «Абдёлывались. <…> Ну, надявают што-то такое, маски делают на лицо и надявают благое10 — всё абтрёпыши какие-нибудь и через кастёр прыгают» (Палк., Жилино 2942-21). Женщина ряженая «задом кидала»: «Для сьмёху — [на] руки встаня и швырьк задом. Камёдили — в Масленицу или в такйи дни, кагда выпивши — вот бабьи заго-вины, вот это камёженье-то и было, паглядёть-то смешно!» (Печ., Лесицко 3335-07).
Не женившимся в прошедшем году парням и не вышедшим замуж девушкам высказывалось порицание: «Старые девы, когда астаютца, и старые женихи — в этим гаду анй ня вышли, [им] гаварят: "Будем вас жечь!". А "вас жечь" — это кагда Масленцу-то жгут. Это только так гаварят, што "вас жечь!"» (Палк., Небоги 1561-01-а).
ЧУЧЕЛОМ называют просто пук соломы: «И жгли вот эту чучелу — пук-то этот. Свяжут такой пук на палку и зажгут» (Палк., Горушка 2942-25). «С саломы чучело делали. Паднймешь кверху на жардйнки и крича: "Прашлй наша Маслена, пра-шла-пракатйлася!" (Палк., Мылово 2218-04).
Но есть свидетельство из той же деревни, что ближе к Пскову «делали такую чучелу — как бабу или мужука, как челавёка. Паставят палку и сделают как крест. Патом наденут шапку из саломы. Са-ломай абвяжут — вместо челавёка. Чучела. И ана три дня стайть. Паставють на краю. <…> А паслёд-ний вечер, в васкрясёнье, яну зажигають» (Палк., Горушка 2942-25).
«Тагда была салома. Сабирали салому да такую дрянь. Насйли и жгли. [Чучело] справляли. Абдёлы-вали яну — марковину вставляли да глазы — угли вставляли. Справляли такую, с саломы свяжут — чуду такую справляли. Притваря такую. Маладёжи-то было много, кто што придумает. А патом саж-гуть» (Палк., Краснодудово 2942-28).
«Соберётся народ на улице: "Пойдёмте масло жечь!". Зажигают костёр. Как опахивало дома — все собравши, как на смерть, прощаются, песни поют. Великий пост настаёт» (Эстонское пограничье, ЛюбницаРФ 1397).
У костра пели долгие песни, плясали, «возды-нув руки» — иногда под скрипку, гусли. В Псково-
Печорском Обозерье у костра пели «Дорожку», «Дорогая нашая Масленица» и другие песни.
«На масленой пели. И маладыи, и старый, вот эту песню [«Молодость моя молодецкая»] — вси табуном — бабы и девки. Прапають ёту песню паслёд-нюю, распрашшаютца, расцалуютца — и па дамам» (Палк., Бобъяково 2215-21). «На агонь смотрят и пают ["Дорожку"]» (Печ., Городище, 3328-44). «Вот "на масле" "Дарожку" пели. Прашчальньш [песни]. Расцалуютца и уйдут все дамой» (Печ., Иваново Болото 3351-31). Пели также и частушки:
«Масленца прахбдит, Настаёт Вялйкий пост, Мини, малбденькую дёвачку, Никто замуж ня увёз»
(Палк., Ирхино 2215-01).
«Огнище патухне — руки замараны, галавёшка взята с сабой. Патом идут прощатца па жихарям. Пайдём к старикам. Тот на печке залезши старик. "Дядя Сямён, пращай, иди! — цалуешь, сажей морду яму абатрёшь. — Пращай, дядя Сямён!"» (Печ., Медли 3330-09).
Обычай ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ друг у друга (в семье, у соседей) распространен на всей данной территории. «Хадйли сасёд к сасёду, не "до свидания" гаварйли, а "прашчайти", "на сем недель Беликова посту прашчайти". Целовалися старики» (Палк., Ворошилово 2216-38).
«Сасёд с сасёдом пращались. "Прашшай!" — и всё. Плачуть, убнимаютца. "Прашшай. Прастйте, може всяко, што случитца, так прастйте меня…" Празник атходя, Вялйкий пост наступая. Вялйкий пост какой-то он трогательный. Вот так как-то яво баймся, этова Вялйкова посту. Рожёственский -хоть бы што. А Великий — как страшно што-то такое» (Палк., Ключи 1401-26).
В последний вечер после ужина еду со стола не убирали, ОСТАВЛЯЛИ ДЛЯ «РОДИТЕЛЕЙ»: «Пусть радйтели придут паядут» (Печ., Красная Гора 3349-31).
«Пускай радйтели загавляютца — в Маслену вечером. Пусть радйтели придут. <…> Хлеб, халадёц, масло с творогом. Загавлялись. Не убирали стол, аставляли до утра. Рябята [утром] даядали скаром-ное. Мы, старые, ня ели. Будем пастйтца — грибы есть да рыбу, а мясо и малако тагда ня ели» (Печ., Моложва 3342-07).
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Обычаи во время Великого поста были весьма строгими. «…С Масленицы семь нядёль ни пели, ни танцавали. <…> Ждали Паску» (Печ., Киршино 1163-14).
«До Пасхи никуда не хадйли, не гуляли. Полный пост» (Остр., Заходы 2248-01).
«И никуда ня ходишь. Гулять — Боже сахранй! Грех. Песню не спаёшь!» (Остр., Огурцово 2295-06).
«После Масленой не гуляя, не хадйли никуда. Вся маладёжь сидела дома, до Паски. Ну, а Паска придё — тагда апять пашла пляска!» (Палк., Казако-во 2212-04).
Очень строго соблюдались запреты на скоромную пищу. «В старину пастйлися все. Ели всё — и свяклу, и угурцй, и капусту, масло было льняное. А рыбу разряшалося в пасту в Благовёшченье — только, што можно было рыбу паёсть. А так — все пастйлися!» (Печ., Горбатицы 3345-12).
«С васьмй лет не давали и детям в пасту ни мяснова, ни малошнова. Гарох малоли. Крупу разную. Снятков много было. Были харошие сняткй. Наделают харошево хлебнова кваса — и вот это в пасту. Было всё аващное — капуста, агурцы, мар-ковь, свёкла, ну вот и варют. А были хохлики11 -бывало, кислый шчи варили. Это весь пост. Хохлики — аны такии колкий. Аны есь у нас тут — озёра-та есть. Ну как окунь, но более такой… Но очень душистый. Ево как паложишь в кислый шчи — такие чудный кислый шчи! А сняток лажйли в суп, в квас. Гавёли неделю [страстную], три дня хадйли в церковь. [Ничего не ели] — сыта12 и талакно» (Остр., Огурцово 2295-06).
•Ф- «Сороки»
«Сораки святые. Сорак клёчек [клёцок] делали. Клали в гаршок, варили. А в эту клёчку клали ка-пёйку (там сколько — три ли капёйки или капёйку), ну и каму пападёт, тот щастлйвый будет» (Печ., Кривск 3345-02). «Делаешь сорак клёчек — сорак шариков. В адйн шарик закладываешь эти деньги [серебряную монетку]. Каму пападё деньга — тот щастлйвый аль денежный» (Печ., Горбатицы 3345-12).
«Камы [комы] такие варили, житный камы. В кипяток кидали, патом их на скавараду в печку, аб-жаривали. Сораки, што сорак птиц улятая. Дак далжны сорак птиц вылететь. А так не встречали [птиц], незаметно аны прилетя» (Остр., Романово 2301-05).
«Сораки — па вясны. Сорак птиц вылетает, так старики и назвали — Сораки свять’ш» (Печ., Замо-шье 3342-33).
? Благовещение
«Сабирались на тару, в мяч играли — в лапту, это была у нас лапта. Песни пели, папляшут там, это такой день был разряшённый — Благовёшченье. В деревне тоже песни пели, так свабодно — и потанцевать можно было» (Печ., Замошье 3342-33).
Пекли специальный БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ХЛЕБ или лепешки, хранили до сева. Когда шли первый раз сеять, давали лепешку лошади (Палк., Луг РФ 1468).
«Пякут такой круглый хлеб, иконку прило-жуть, так и спякётца — иконка видать. Тагда хлеб этот бирягуть. А пёрьвый раз как выяжжають пахать, тады лошади дають. Карову пёрьвый раз вы-ганяишь, ана на дварё стаяла зиму, тоже каровы дають. Это было, как ат Бога было» (Остр., Коно-шино 1580-21).
4- Вербное воскресенье
Накануне, в субботу, ломали веточки вербы, освящали их в церкви, приносили домой и ставили к иконе. Утром умывались, брали яйцо и терли этим яйцом лицо, чтобы кожа была чистой, гладкой и белой. Матери стегали детей освященной вербой с приговором: «"Верба, вербйся, на сыр, на масло, на красно яйцо!" — вётачкам машешь па ним. Это при-бабутки такие были, как и на Раждество» (Печ., Городище 3347-06, 08).
•ф- «Чистый четверг»
«Да Чистова четверьга штоб было бы всё намыто в доми, всё прибрано, стирано, палы и паталкй, стены (стены-то не были клеены), мыли всё» (Печ., Горбатицы 3345-12).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50