Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

И черепа, это всё вырывали, где картофелехра­нилище-то строили. Сколько их там захаронено бывши на Магйлах? Всё крупный такйи, черепа крупный, и сами все кости-то крупный. Сахранйв-ши были кости. Сабирают, ходют — там багравикй растут. Сосны, сосны там — может быть, полсотни лет вь’фосши.
[А вам не приходилось слышать, что туда ходят молиться?]
Нет, малйтца… Нет. Может быть, раньше… Там есть захаронены свай жители, несколько челавёк за­харонено в вайну, в эту вайну захаронены.
[На старых могилах?]
Да. С краюшку. С краюшку захаронено. Сдела­ны — памятник, аградка там сделана».
Дорога Верхолино — Псков 2946-06. Исп.: шофёр попутной ма­шины (др. свед. нет). Зап.: Мехнецов А. А., 02.02.1990. Расш.: Ва-левская Е. А.
№ 2. О захоронениях богатырей
«Папа гаварйл, што "Багатырй" — магйлка бага-тырёй. Если идти па дароге, не па этой, через Ерёхно-во, а другой. Так налево — там и правда, как челавёк
— возвышенность — как грудь будто, ноги… Такая магйла, ну, форма как бы такая, знаешь, видно. И такйи были багатырй, што тапаром (вот там лес та­кой) брасалися, дёсеть километров, примерно — через лес брасалися, тапары друг другу передавали. Такие бальшйи багатырй были. Ну вот это я ня знаю
— правда или неправда. В это не уверяю. А то, што Исус Христос па земле хадйл, и был дом проваливши
— это правда. А про багатырёй — может, и багатырй были. Такйи бальшйи, што через лес тапара переда­вали. В каждой сказке есть часть правды».
д. Заборовка, Псковский р-н, 2946-23. Исп.: Васильева П. И., 1923 г. р. Зап.: Мехнецов А. М., Мехнецов А. А., 03.02.1990. Расш.: Валевская Е. А.
№ 3. О сопках
«- Сопки — это лес, горы. Раньше-то што было? Раньше было, ведь рассказывали старики, што там проходила война. Ты видала, когда ходим в ягоды? Ну, там горы. Видишь, где немец-то был устроивши.
—  Ну, людей-то нет там.
—   Ну, людей-то нет, дак там воспоминания. Там проходила война, это когда-то было.
[Люди говорили?]
—  Так, канёшно, люди! Мы слышали. Мы вот, бы­вало, малодыи сабираемся — вот в Муровицах там на гбры-то сопки-то видать. Вот на берягу-то. Вот туда мы ездили, всё туда — в Масленую, я думаю — с ма­зилкам и са свечкам ездили мы на эты сопки — как гу­лять. И там на берягу и есть такая балыпушчая сопка. Гаваря, люди там пахарбнены. Вайна была.
—  У меня атёц гаварйл, што атцовскии слова я помню. <…>
—  Вот это люди, каторыи раньше были, и анй передавали нашим радйтелям, што тут была вайна в этых сопках. Ну, ваевали не таким как сейчас ару-жие[м], а каким-то — палкам. А народ убивали. При­ходилось. Вот эти сопки вот анй так горы и есь, и гаварят, што там есь люди зарыты. Вот анй так и есть — балыпйи сопки в лесу. Там теперь ещё клад­бище сделано. <…> Так и назвали, што это сопки. Тут места красивый. А раньше там поле было, те­перь заросши лесом, теперь всё зарастает лесом, раньше там разлива1 касйли и сена накашивали много, теперь всё зарастает, людей-то нету и всё за­растает…»
д. Горки, Псковский р-н, 2946-18. Исп.: Лашина А. Д., 1904 г. р.; Тихонова Т. Т., 1917 г. р.; Грошева М. В., 1919 г. р. Зап.: Мехне-цов А. А., 02.02.1990. Расш.: Валевская Е. А. 1  «Разлива» — заливные луга.
ПРЕДАНИЯ ОБ ИВАНЕ ГРОЗНОМ
№ 4. Иван Грозный убивает преподобного Корнилия
«В монастыре жил преподобный Корнилий. Иван Грозный приехал в монастырь. Корнилий вы­шел его встречать (а на него наговорили чего-то). Грозный ему что-то сказал, а тот ответил резко. Грозный его насмерть убил посохом. Потом Гроз­ный опамятовался и до самой церкви нижней нёс Корнилия на руках. Кровь текла, и назвали эту до­рогу "кровавая дорога"».
д. Тайлово, Печорский р-н, РФ 1476-в. Исп.: Златинская Е. П., 1907 г. р. Зап.: Мельник Е. И., 26.01.1983. Расш.: Валевская Е. А.
№ 5. Иван Грозный бежал от шведов (о названии деревни «Колпнно»)
[Иван Грозный бежал от шведов, скакал на ко­не и перепрыгнул через ручей].
«Когда через этот ручей перяпрыгнул Иван Грозный… А здесь тада было два или три жйхаря тольки. И вот поставил кол: "К этому колу будя Храм Спасителя". И название осталось — Колпино. И на колоколах написано там "Колпйни". А тут гналися, как собаки, шведы. <…> Тады дрались-то короли да бояры. А он [Иван Грозный] сумел всё-таки удрать и их там задержать».
д. Колпино, Печорский р-н, 1207-29. Исп.: Краснов В. В., 1898 г. р. Зап.: Мельник Е. И., 29.01.1982. Расш.: Валевская Е. А.
ЛЕГЕНДЫ, РАССКАЗЫ О ЧУДЕСНЫХ ЯВЛЕНИЯХ
№ 6. Иисус Христос по земле ходил
«Там сделали карьер — может, золато искали. К озеру. Это истинно правда, гаварят. Хадйл Исус Христос па земле. И пришёл он в Марьенки. И он папрасйл милостыни. А у неё был закакавши рябё-нок. Ана блины пякла, блином абтёрла это и пода­ла. Он вышел на улицу, ноги атряхнул, и дом про­валился. Трое суток или три года пели петуны и каровы мычали там. Это действительно правильно, што Исус Христос хадйл па земле, и это было. И это из уст передаётце, и это уже никагда не забудут.
И даже в той яме, в каторой… Как-то я пашла туда, и мы в эту яму были вашодши. Вашла я туда, и с этой ямы ня выйти. И в этой яме — какая-то при-бяжала сабака, бальшая-балыпая, язык балыпой красный, и давай ана сзаду нас бяжать. Я-то па-младше, анй-то паболыпе, анй-то впярёд пабяжали, а сабака-то сзаду меня. Так я к ним! К дёвачкам, а дёвачки — ат меня. Што, мол, меня сабака укусит сумашшёдшая, так я сайду с ума, и я их укушу — и анй с ума сайдут. Баялися. Дамой пришла, папе рас­сказала, папа мне и рассказал эту историю. Тая са­мая яма, в каторой были правалйвши.
Так это действительно, што Исус Христос хадйл па земле».
д. Заборовка, Псковский р-н, 2946-20. Исп.: Васильева П. И., 1923 г. р. Зап.: Мехнецов A.M., Мехнецов А. А., 03.02.1990. Расш.: Валевская Е. А.
№ 7. О святом Егории
«Ягорий… Яму было суждено взять царскую дочь. А ей была судьба — што яну змей укуся, ана далжна памерёть, вот эта девка. И вот он умудрил­ся, штоб этова змея (што как-то раньше их многа было), и ён, штобы ему [змею] не дасталось эту дев­ку укусить, он яво закалол, Гяоргий. Папал прямо (змей-та балыпой) капьём в рот и закалол. И вот яво паставили святым, он как святой был. Он, правда, сделал дело вялйкоя. Всё гаварят, што если кто змея застябае, то это много гряха сбавляетца. По закону-та па Божию — бывало-та. Так у нас в
Пячорах манастырь, так была паставлена такая будка и — стайт Ягорий на лошади и пад им змей, и в змея вторнуто капьё в рот… <…> Спаситель — он будто васкрёс, распятый был. А Ягорий — ён свя­той, признали, што ён змея закалол. И яму малйли-ся. И малёбен служили Ягорию. А вот так расшчи-тать — што какой же он святой? Он ни страдал, ни-чево. А только змея закалол, за это яво и пашчита-ли святым…»
д. Яхново, Палкинский р-н, 2232-12. Исп.: Иванова А. И., 1903
г.  р. Зап.: Мехнецов А. А., 16.07.1987. Расш.: Валевская Е. А.
№ 8. Видение Спасителя
«Я насйла воду, к вечеру дело было. Над га-ризонтом, не савсём над гаризонтом, павыше га-ризонта, и не савсём до зенита, а панйже зенита -вот такова размера, как иконка будто срисована, вот точно, как иконка — Спаситель, и ангелы — вот так. Как в Эрмитаже — Божья Матерь спасала, ка-му-то явилась тоже на небе, памагала-то. И с этай стараны — вроде каровы, но не панять ясно. Вот не вру! Да, и тагда што думаю — если я буду крестйт-ца, люди увидят, меня асудют, я грех савершу. Я так незаметно встала на землю на калёни и пере­крестилась и пакланйлася. Я грешница бальшая (все мы грешники, только адйн Бог без греха), но удастоила видеть на небе такое видения. Это свя­тое видения».
д.  Заборовка, Псковский р-н, 2946-21. Исп.: Васильева П. И., 1923 г. р. Зап.: Мехнецов A.M., Мехнецов А. А., 03.02.1990. Расш.: Валевская Е. А.
ОБЩЕНИЕ С МИРОМ ПРЕДКОВ -РАССКАЗЫ О СНАХ, БЫЛИЧКИ
№ 9. О месте покойного на том свете
«Батюшка в церкви гаварйл: девять дней -обязательно [надо поминать], он ащё блудит, яму места нет апределённово, сорак дней — ащё он па-дальше будя, а год кагда атслужат — тагда ему всё уже было атслужено, апределён на сваём месте.
<…> Умер [сын] и да сарака дней, идёт памймо акна, как быдто он здаровый, мне и гаварйть, так частёшенька мне сказал (я всю жизнь буду по­мнить): "Мать, я ящо не принятый!" Вот видишь! Всё равно пришёл, а не верил. Это да шастй нядёль. Вот сорак дней атслужйла, больше не стал хадйть».
д. Красная Гора, Печорский р-н, 3349-32. Исп.: Крестова Т. И., 1915 г. р. Зап.: Игнатьева Н. Б., 23.09.1992. Расш.: Валевская Е. А.
№ 10. О потустороннем мире
«Вот яна саснула. И ей или сон снйтца, или в са­мом деле — ёйну душу возют на том свети. Тот свет, гаварйт, я видала. Её спрашивали, а чево там, на том свети? — Всех хуже таму, кто аборты делает —
падносют на падносе мясо живое. Сидит жёншчина на рязйне и киваетца, и трясётца — за што это такое наказание? — байню не давала никому тапйть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное