Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

Рекрутов называли «лобовые»: «В левам ка-зырькё цьвет в йих, в этих лабавых — рбзачка. В мальцев, каторыи призываютца, цьвет в левам ка-зырькё. Гуляли [по деревне]. <…> Угашчаютца -кто лабавбй, а патом па дярёвне [гуляют]. Девки на сУпрядку сабравши артелью. Катбрая выбежа в кофтачке, платом прикрывши. И вот схватит, и ён с ней идё, прикрывши. Разгаваривають, гаманя. За-водють, бывало, песни, а девки-то памагають. [Пе­ли "Последний нонешний денёчек"]» (Палк., Усы 1568-11).
Рекруты назначали день гулянья, ездили при­глашать родственников.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПОХОРОННЫХ И ПОМИНАЛЬНЫХ ПРИЧИТАНИЙ.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Традиционные формы обращений к усопшим
—  к отцу: «мой родный батюшка», «разжелан-ный ты мой батюшка», «разжеланненькай ты мой радймый батюшка»;
—  к матери: «расприятная матушка», «прият­ная мая рбнненькая матушка», «расприятная ты мая, любима родна ма[менька]», «жаланная мая приятная, и да родная-та маминь[ка]», «родная-та маменька», «разжаланна мая ронненькая матуш­ка», «аткравённая родная матушка», «мая уткра-вённая да родная маменька»;
—  к мужу: «удала галбвушка», «удалая галб-вушка», «мая удалая галбвушка», «жаланная мая удалая галбвушка», «дарагбй ты мой, удала галб­вушка», «расприятная-та мая удалая галбвуш[ка]», «дарагбй мой муженёк»;
—  к детям: «мая любимая дётачка», «расприят-ное мае любимое дитёночка», «расприятнаё мае лю­бимое, любимое дитёночка», «дарагая мая милая доченька», «дарагая мая доченька», «милая ты мая доченька», «мая милая дачушка», «сынок-сынок», «любимый мой сыночек», «охти, ты родненький ты мой», «сынок-то ты мой миленький», «родненький сынок», «сынок рбнненький»;
—   к другим родственникам и близким: «сястрй-ца ты мая, а сястрйца ты родная», «желанненький ты мой приятненький да сват любименький», «род­ненький ты мой», «ты мая сасёдка приблйжняя».
Именования усопших: «родна матушка», «род­ная матушка», «мая милая матушка», «кармйлец ба­тюшка», «милые детушки», «мая удалая галбвушка».
Традиционные формы метафорических обра­щений к усопшему (именований усопшего), осно­ванные на христианских представлениях об отлета­ющей душе и на мифологических представлениях, отождествляющих образ покойного с образами птиц, солнца: «сакблик мой прекрасный», «галубка нявёнюшка», «сестрица-лябёдушка», «желанная ты мая сястрйца-лябёдушка», [«бела лябёдушка»], «лю­бимая мая, белая лябёдушка», «мой ясный сокол», «наше солнушко», «наше красноя солнушко».
Самонаименования причитающих, именования осиротевших родственников
«Сиротушка», «горькая», «горька сиротушка», «горькая сиротушка», [«гбрькии-та сиротушки»], «разгбрькие сиротушки», «горькая несчастная», «горька-разнесчастная», «гарюшица», «адинёшень-
ка», «адна-адинёшенька», [«старенькая»], [«жалан­ная любймая-та сямёюшка»], «вси свай-та роннень-кие», «удалая галбвушка», «внучок ты мой люби­мый», «бёлаи лябёду[шки»], [«твай жаланнаи и всё бёлаи-та лебёдушки»], [«твай бёлаи лябёдушки, горькие гарюши…»], «братки-та и салавёюшки».
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ,
ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
исторические события, персонажи;
сон-предзнаменование — рекрутчина;
гибель молодца на чужой стороне;
молодец в неволе, молодецкая гульба
1. «Наш батюшка царь, император-государь»
(напев I)1
Наш батюшка царь, император-государь, по своей славной армеюшке погуливает, своим слу­гам-солдатикам наказывает:
— Чтобы были бы у вас, ребята, ружья стрель-ные, портупеюшки с перевезями белёные. Хочет гость к нам в гости быть, чем же мы будем гостя пот­чевать? Нет у нас ни пива, ни вина, ни сладкого мёда. Только есть у нас сухие сухари, они в Туле сушены, чёрным маком начинены, под француза привезены.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-05, 1419-10.
1 Песня о событиях Отечественной войны 1812 г. Сходный сю­жет см.: Исторические песни XIX века / Изд. подг. Л. В. До-мановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. Л., 1973. С. 48-50. № № 42-45 («Русские войска получают приказ готовиться к сражению»). Мотив об «угощении» см.: там же, с. 44-47. №№ 36-40. Мотив о приготовленных для врага «тульских
сухарях» см. в более ранних источниках: Исторические песни XVIII века / Изд. подг. О. Б. Алексеева и Л. И. Емельянов. Л., 1971. С. 49-51. №№ 58-62 («Русские солдаты и царь готовятся встретить шведского короля»),
2. «Лопухин ездит в полку, курит трубку таба­ку» (напев 2) ‘
Лопухин ездит в полку, курит трубку табаку. Он не для того курит, чтобы дыму напустить, а для того, чтобы горю пособить. С дыму голову разломит, из очей слёзы пролью. Выходи, наша армеюшка, на гору на кругу. Заходи, наша армеюшка, с правого крыла.
Наши начали палить — только дым столбом ва­лит. Они бились-рубились ровно три денька, на чет­вёртые сутки стали силушку считать и по мундирам разбирать.
Нашли наших убитых генералов до пяти, пол­ковников — [до] десяти. Чуть застали душу в теле -Лопухин лежит убит и такие речи говорит:
— Вы, солдатики-братцы, ребята, слуги верные мои, вы подайте лист бумаги и чернильницу с пе­ром, напишу я «таку» радость государю своему: вор Потёмкин-генерал всю силушку растерял, кое про­пил-промотал, кое в карты проиграл французскому королю, лиходею моему.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-08, 1419-12.
1 Известный сюжет исторической песни «Смерть Лопухина». В данной версии реальный факт Семилетней войны (гибель ге­нерала В. А. Лопухина в сражении с прусским войском в 1757 г.) «отнесен» к другому историческому периоду — Отече­ственной войне 1812 г. Аналогичную версию см., напр.: Со­брание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях./ Подг. текста, ст. и комм. А. Д. Соймонова. Л., 1977. Том. I. С. 112-113. № 90; комм. — с. 280-281. См. также: Исторические песни XVIII века… С. 210-220. №№ 369-392; Русский фольклор в Латвии: Песни, обряды и детский фольклор / Сост. И. Д. Фридрих. Рига, 1972. С. 354-355. № 489.
3.  «Как поехал наш Ляксандра свою армию смотреть»1
Как поехал наш «Ляксандра» свою армию смот­реть, он брался-обещался к Рождеству домой при­быть. Рождество-праздник проходит, Александра дома нет.
Его матушка родная стосковалась по нему, мо­лода жена-супруга темны ночи не спала. Пойду-выйду на ту башню, которая выше всех, посмотрю в ту сторонку, где Александр должен быть.
Вот по Питерской дорожке, по Московской столбовой молодой курьер бежит.
— Ты скажи, курьер-голубчик, ты откуль скоро бежишь? — Голубушка, душа Маша, вот я с армии в Москву. — Расскажи, курьер-голубчик, как здоров ли мой милой? — Голубушка, душа Маша, его живо­го в свете нет. Девятый день, как убит, десятая тём­ная ночь. — Я бы пташкой быть хотела, чтобы в ар­мию слетать. Я летела в край долины, вижу — мой милой лежит, я все косточки убрала, их во гробик «споклала» и горьки слёзы пролила.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1419-13.
1 Широко известный сюжет исторической песни «Курьер сооб­щает о смерти Александра Первого». См.: Исторические пес­ни XIX века… С. 116-123. №№ 181-194.
4.  «Мне не спалось, не лежалось»
Мне не спалось, не лежалось, какой молодцу сон пригрезился — свалилась шляпушка с буйной го­ловы. — Сударыня матушка, сон мой рассуди. — Ох, милое дитятко, сон твой нехорош — во солдатах быть, всё царю служить.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-07 (т.).
5.  «Горы Воробьёвские» (варианты напевов 3,4)’
Эх вы, горы мои, горы, горы Воробьёвские. Ни­чего горы не спородили, спородили бел горюч ка­мень. Из-под того камня бежит речка быстрая, вода чистая, ключевая, холодная.
Печорский район:
Кулейская вол.: Кулье 3342-15.
Лавровская вол.: Бобрёнки 1174-19, 20, 27-29; Лавры
1186-14, 1188-06.
Печорская вол.: Бабково 1410-11-12. Псковский район:
Верхолинская вол.: Замельничье 2947-06. Гверздонская вол.: Ровница 2990-56, 58 (фр. т.). 1  Фрагмент песни с классическим сюжетом о гибели молодца на чужой стороне.
6.  «Голубь-голубочек» (напев 7)
Голубь-голубочек, почто не летаешь? Или по­дворья не знаешь, или частым дождём тебе крылья-перья мочит? А мой милой сидит в неволе, в Пите­ре в остроге. В той тюрьме ни дверей, ни окон, тру­ба дымовая, из трубы дымок сповевает.
Печорский район:
Круппская вол.: Моложва 3331-19, 3341-02.
7.  «Стой, берёзушка, не шатайся» (варианты напева 15)
Стой, берёзушка, не ломайся, стой, кудрявая, не вихляйся. Красна девушка, снаряжайся. Поедем, девка, с нами, с молодыми молодцами, со донскими казаками.
Печорский район:
Круппская вол.: Вишняково 1165-14; Горбатицы 1181-23;
Кривск 3344-46 (т.); Моложва 3329-47, 48, 3341-58, 59,
3342-06. Кулейская вол.: Каменка 1182-48.
ПЕСНИ О «ДЕВЬЕЙ ВОЛЕ»
тоска-печаль об утраченной воле, красоте,
девичьем житье; девица — молодец:
разлука с милым
8.  «Воля» (напев 9)
Ах, ты волюшка, моя волюшка, воля дорогая. Где же ты, волюшка, оставалась? Осталась моя во­люшка на родной сторонке, во батюшкином зеле­ном саду воля загулялась, на матушкином красном окне залежалась.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное