Календарные и трудовые обычаи
Рекрутов называли «лобовые»: «В левам ка-зырькё цьвет в йих, в этих лабавых — рбзачка. В мальцев, каторыи призываютца, цьвет в левам ка-зырькё. Гуляли [по деревне]. <…> Угашчаютца -кто лабавбй, а патом па дярёвне [гуляют]. Девки на сУпрядку сабравши артелью. Катбрая выбежа в кофтачке, платом прикрывши. И вот схватит, и ён с ней идё, прикрывши. Разгаваривають, гаманя. За-водють, бывало, песни, а девки-то памагають. [Пели "Последний нонешний денёчек"]» (Палк., Усы 1568-11).
Рекруты назначали день гулянья, ездили приглашать родственников.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПОХОРОННЫХ И ПОМИНАЛЬНЫХ ПРИЧИТАНИЙ.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Традиционные формы обращений к усопшим
— к отцу: «мой родный батюшка», «разжелан-ный ты мой батюшка», «разжеланненькай ты мой радймый батюшка»;
— к матери: «расприятная матушка», «приятная мая рбнненькая матушка», «расприятная ты мая, любима родна ма[менька]», «жаланная мая приятная, и да родная-та маминь[ка]», «родная-та маменька», «разжаланна мая ронненькая матушка», «аткравённая родная матушка», «мая уткра-вённая да родная маменька»;
— к мужу: «удала галбвушка», «удалая галб-вушка», «мая удалая галбвушка», «жаланная мая удалая галбвушка», «дарагбй ты мой, удала галбвушка», «расприятная-та мая удалая галбвуш[ка]», «дарагбй мой муженёк»;
— к детям: «мая любимая дётачка», «расприят-ное мае любимое дитёночка», «расприятнаё мае любимое, любимое дитёночка», «дарагая мая милая доченька», «дарагая мая доченька», «милая ты мая доченька», «мая милая дачушка», «сынок-сынок», «любимый мой сыночек», «охти, ты родненький ты мой», «сынок-то ты мой миленький», «родненький сынок», «сынок рбнненький»;
— к другим родственникам и близким: «сястрй-ца ты мая, а сястрйца ты родная», «желанненький ты мой приятненький да сват любименький», «родненький ты мой», «ты мая сасёдка приблйжняя».
Именования усопших: «родна матушка», «родная матушка», «мая милая матушка», «кармйлец батюшка», «милые детушки», «мая удалая галбвушка».
Традиционные формы метафорических обращений к усопшему (именований усопшего), основанные на христианских представлениях об отлетающей душе и на мифологических представлениях, отождествляющих образ покойного с образами птиц, солнца: «сакблик мой прекрасный», «галубка нявёнюшка», «сестрица-лябёдушка», «желанная ты мая сястрйца-лябёдушка», [«бела лябёдушка»], «любимая мая, белая лябёдушка», «мой ясный сокол», «наше солнушко», «наше красноя солнушко».
Самонаименования причитающих, именования осиротевших родственников
«Сиротушка», «горькая», «горька сиротушка», «горькая сиротушка», [«гбрькии-та сиротушки»], «разгбрькие сиротушки», «горькая несчастная», «горька-разнесчастная», «гарюшица», «адинёшень-
ка», «адна-адинёшенька», [«старенькая»], [«жаланная любймая-та сямёюшка»], «вси свай-та роннень-кие», «удалая галбвушка», «внучок ты мой любимый», «бёлаи лябёду[шки»], [«твай жаланнаи и всё бёлаи-та лебёдушки»], [«твай бёлаи лябёдушки, горькие гарюши…»], «братки-та и салавёюшки».
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ИСТОРИЧЕСКИХ,
ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
исторические события, персонажи;
сон-предзнаменование — рекрутчина;
гибель молодца на чужой стороне;
молодец в неволе, молодецкая гульба
1. «Наш батюшка царь, император-государь»
(напев I)1
Наш батюшка царь, император-государь, по своей славной армеюшке погуливает, своим слугам-солдатикам наказывает:
— Чтобы были бы у вас, ребята, ружья стрель-ные, портупеюшки с перевезями белёные. Хочет гость к нам в гости быть, чем же мы будем гостя потчевать? Нет у нас ни пива, ни вина, ни сладкого мёда. Только есть у нас сухие сухари, они в Туле сушены, чёрным маком начинены, под француза привезены.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-05, 1419-10.
1 Песня о событиях Отечественной войны 1812 г. Сходный сюжет см.: Исторические песни XIX века / Изд. подг. Л. В. До-мановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. Л., 1973. С. 48-50. № № 42-45 («Русские войска получают приказ готовиться к сражению»). Мотив об «угощении» см.: там же, с. 44-47. №№ 36-40. Мотив о приготовленных для врага «тульских
сухарях» см. в более ранних источниках: Исторические песни XVIII века / Изд. подг. О. Б. Алексеева и Л. И. Емельянов. Л., 1971. С. 49-51. №№ 58-62 («Русские солдаты и царь готовятся встретить шведского короля»),
2. «Лопухин ездит в полку, курит трубку табаку» (напев 2) ‘
Лопухин ездит в полку, курит трубку табаку. Он не для того курит, чтобы дыму напустить, а для того, чтобы горю пособить. С дыму голову разломит, из очей слёзы пролью. Выходи, наша армеюшка, на гору на кругу. Заходи, наша армеюшка, с правого крыла.
Наши начали палить — только дым столбом валит. Они бились-рубились ровно три денька, на четвёртые сутки стали силушку считать и по мундирам разбирать.
Нашли наших убитых генералов до пяти, полковников — [до] десяти. Чуть застали душу в теле -Лопухин лежит убит и такие речи говорит:
— Вы, солдатики-братцы, ребята, слуги верные мои, вы подайте лист бумаги и чернильницу с пером, напишу я «таку» радость государю своему: вор Потёмкин-генерал всю силушку растерял, кое пропил-промотал, кое в карты проиграл французскому королю, лиходею моему.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-08, 1419-12.
1 Известный сюжет исторической песни «Смерть Лопухина». В данной версии реальный факт Семилетней войны (гибель генерала В. А. Лопухина в сражении с прусским войском в 1757 г.) «отнесен» к другому историческому периоду — Отечественной войне 1812 г. Аналогичную версию см., напр.: Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях./ Подг. текста, ст. и комм. А. Д. Соймонова. Л., 1977. Том. I. С. 112-113. № 90; комм. — с. 280-281. См. также: Исторические песни XVIII века… С. 210-220. №№ 369-392; Русский фольклор в Латвии: Песни, обряды и детский фольклор / Сост. И. Д. Фридрих. Рига, 1972. С. 354-355. № 489.
3. «Как поехал наш Ляксандра свою армию смотреть»1
Как поехал наш «Ляксандра» свою армию смотреть, он брался-обещался к Рождеству домой прибыть. Рождество-праздник проходит, Александра дома нет.
Его матушка родная стосковалась по нему, молода жена-супруга темны ночи не спала. Пойду-выйду на ту башню, которая выше всех, посмотрю в ту сторонку, где Александр должен быть.
Вот по Питерской дорожке, по Московской столбовой молодой курьер бежит.
— Ты скажи, курьер-голубчик, ты откуль скоро бежишь? — Голубушка, душа Маша, вот я с армии в Москву. — Расскажи, курьер-голубчик, как здоров ли мой милой? — Голубушка, душа Маша, его живого в свете нет. Девятый день, как убит, десятая тёмная ночь. — Я бы пташкой быть хотела, чтобы в армию слетать. Я летела в край долины, вижу — мой милой лежит, я все косточки убрала, их во гробик «споклала» и горьки слёзы пролила.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1419-13.
1 Широко известный сюжет исторической песни «Курьер сообщает о смерти Александра Первого». См.: Исторические песни XIX века… С. 116-123. №№ 181-194.
4. «Мне не спалось, не лежалось»
Мне не спалось, не лежалось, какой молодцу сон пригрезился — свалилась шляпушка с буйной головы. — Сударыня матушка, сон мой рассуди. — Ох, милое дитятко, сон твой нехорош — во солдатах быть, всё царю служить.
Печорский район:
Лавровская вол.: Папушево 1408-07 (т.).
5. «Горы Воробьёвские» (варианты напевов 3,4)’
Эх вы, горы мои, горы, горы Воробьёвские. Ничего горы не спородили, спородили бел горюч камень. Из-под того камня бежит речка быстрая, вода чистая, ключевая, холодная.
Печорский район:
Кулейская вол.: Кулье 3342-15.
Лавровская вол.: Бобрёнки 1174-19, 20, 27-29; Лавры
1186-14, 1188-06.
Печорская вол.: Бабково 1410-11-12. Псковский район:
Верхолинская вол.: Замельничье 2947-06. Гверздонская вол.: Ровница 2990-56, 58 (фр. т.). 1 Фрагмент песни с классическим сюжетом о гибели молодца на чужой стороне.
6. «Голубь-голубочек» (напев 7)
Голубь-голубочек, почто не летаешь? Или подворья не знаешь, или частым дождём тебе крылья-перья мочит? А мой милой сидит в неволе, в Питере в остроге. В той тюрьме ни дверей, ни окон, труба дымовая, из трубы дымок сповевает.
Печорский район:
Круппская вол.: Моложва 3331-19, 3341-02.
7. «Стой, берёзушка, не шатайся» (варианты напева 15)
Стой, берёзушка, не ломайся, стой, кудрявая, не вихляйся. Красна девушка, снаряжайся. Поедем, девка, с нами, с молодыми молодцами, со донскими казаками.
Печорский район:
Круппская вол.: Вишняково 1165-14; Горбатицы 1181-23;
Кривск 3344-46 (т.); Моложва 3329-47, 48, 3341-58, 59,
3342-06. Кулейская вол.: Каменка 1182-48.
ПЕСНИ О «ДЕВЬЕЙ ВОЛЕ»
тоска-печаль об утраченной воле, красоте,
девичьем житье; девица — молодец:
разлука с милым
8. «Воля» (напев 9)
Ах, ты волюшка, моя волюшка, воля дорогая. Где же ты, волюшка, оставалась? Осталась моя волюшка на родной сторонке, во батюшкином зеленом саду воля загулялась, на матушкином красном окне залежалась.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50