Календарные и трудовые обычаи
Гроб ОПУСКАЮТ В МОГИЛУ на полотенцах или просто на веревках. В могилу на- гроб кидают земельки, обсыпают житом. «Как харонють каво, тагда зярном пасыпають» (Остр., Перевоз 1619-03).
После того, как совершился обряд похорон, на могилу стелят полотенце, ставят еду, обходят всех с кутьей.
«На кладбище, как упустють [опустят в могилу гроб, похоронят], первым делом кутью, тагда начи-нають паминать. Рюмку пьють» (Печ., Моложва 3342-07).
«На магйлу вазьмёшь и рыбы, мясо. Справишь, как паложено. Пастёлишь на магйлу скатерть и всю яду становишь, и водку. Сперва водки убня-сёшь, а патом тагда закусывают» (Печ., Б. Видовичи 3342-67).
Дома за столом собирались родственники, ПОМИНАЛИ ПОКОЙНОГО. В д. Кривск (Печ.) записан рассказ о том, что в одной семье была книжечка, которую называли «паминанье», куда были записаны все умершие в семье родственники, и все имена оглашались: «…вся рода за стол сабярётца, тагда вставали все, и адйн челавёк (кто больше грамотный) паминал: "Памянй, Госпади, Палагёю, Анисью, Ахрёма…" — тагда садйлися, начинали па пёрвасти кутью есть» (Печ., Кривск 3345-09).
Обязательные поминальные блюда — кутья и кисель. В любые помины (и сразу же после похорон, и в последующие поминальные дни) варили рисовую или гороховую кутью. Ее дают в церкви, на перекрестке, на кладбище сразу после обряда похорон, разносят по деревне. Варили кисели — овсяный, клюквенный. Последнее блюдо каждого поминального стола — белый овсяный кисель, который запивают медовой сытой, молоком. Надо взять три ложечки киселя. Покойному ставили прибор — стопку, ложку, вилку, наливали водки.
За столом первое блюдо — кутья: «Рис варють. Рису нет — гарох. Вот и кутья. Вады наливають. <…> Сперва кутьи, патом начинають всё есть. Там калбасы, рыба стужона нажарена. Это закусють -хлеба, калбаски, сыр. [Последнее блюдо] — кисель с малаком — авсяный, белый кисель» (Печ., Моложва 3342-07).
«Делают [сусло] с верясовки и пярловку варют такую густую. Кисель авсяный — это убязательна. Кутья — рис. Сыту делают сладкую-сладкую с кися-лём. Кипячёная вада выстужена, мёд, рис и винаград сушёный — это кутья. В цёркву берём. И батюшка служит. И кагда уже зароим пакойника, паминать будем, туда и закуску бярут, и водку бярут. Вот сперва убнясут этой кутьёй («кутья» называетца). [Кутья в стеклянной баночке, обносят всех с одной ложки]. Три раз хлянуть2 далжён — в рот взять, три раз. А патом за сталом паминают — за киеялём за белым. <…> Рис сварен густой и винаград, и мёдам развядёна — то кутья. А эта уже сыта — развядёна с сахаром. Ягады на верёсье, их набирают, в ступе талкут, наливают вадой (кипятком), сластят. И сусло. Вкусная» (Печ., М. Калки 3350-31).
«А аттудова [с кладбища] приедут, тагда за стол здесь садятца. [Дома] сперва кутью. Картошка с мясом натушена и кисяля наварено. Авсяный кисель -паядуть с суслам. Сусло — вадйчка кипячёная с сахаром или с мёдом. Этова кисяля паядуть, тагда там носють капусту с мясом — натушена. Картошка, рыба, пирагй. Пирагй [едят] с кисялём, с красным. Прихлянуть-то надо с чем-то. Наядутца, пайдуть. Памянуть, апять пёряд Богом памолютца, пайдуть дамой» (Печ., Б. Видовичи 3342-67).
Существует поверье о том, что душа летает возле дома до шести недель. После ужина оставляют пищу умершему на ночь. Поминали покойного до сорока дней каждое утро.
ПОМИНАЛЬНЫЕ ДНИ -девятый, двадцатый (не везде), сороковой. Ходят в церковь, на кладбище, поминают. На могилку выливают немножко водки, «прыскали кутьёй, хлебушка дробили, бу-лачку, штобы Божьи птицы клевали, паминали» (Печ., Кривск 3345-09). На девятый день раздают баранину, гороховые лепешки, чтобы родственники и соседи помянули покойного. ?
Кроме того, отмечали четыре поминальных дня: «Чатыри раз [поминают в году]. Впярёд Троицы — в субботу, радйтельская суббота. Пёряд Масленой апять суббота, патом после Паски — Радуница, пёряд Настасёей — впярёд актябрьской [Дмитровская]» (Печ., Моложва 3342-07).
В заговенье на масленой неделе едят кисель, оставляют его на столе — «родители придут кушать». «В васкрясёнье вёцером [на Масленицу] пакушаешь. А пускай — может, радйтели придут», оставляли ужин на столе (Печ., Б. Видовичи 3342-67). «Для па-минанья делают белый кисель — авсяный. Кагда па-кушают все, так паслёднее блюдо будет кисель. Блины [пекли] с белой муки» (Печ., Городище 3346-10).
«Будя радйтельская суббота — яичек наваришь, кутью сделаешь и пайдёшь. Сперва в церковь, <…> патом на магйлу. Каждый: "На, паёшь" [угощают кутьёй]. Старцев-то нету, раньше старцы были, нйш-шии. А нйшших нет. Вот адйн аднаму даёшь: "Паёшь маёй кутёйки, на!" — [это] в церкви, а патом пайдёшь на кладбище. [Кутью] папрыскаешь на магйлку. И яички паложишь» (Печ., Б. Видовичи 3342-67).
В поминальные дни просили соседей, родных помянуть усопших, угощали кутьёй: «"Хлянйте маёй кутёйки!" Ты хлянула маёй, я тваёй хляну. Так паминали» (Печ., Моложва 3342-07).
Кроме кутьи и яиц на могилу приносили то, что есть — конфеты, пряники. «[Поплачешь на могиле] — кутёйки пальёшь на магйлку, птйчечкам пакля-вать, печенье паложишь, канфётенки. И уйдёшь. Прилетят — склюют» (Пек., Постоево 2986-60).
В старину похоронный и поминальный обряды сопровождались причитаниями. Записи причитаний на территории Псково-Печорского Обозерья и рай-
онов нижнего и среднего течения реки Великой немногочисленны, ряд из них представляет собой лишь фрагменты текстов. Однако все же можно составить представление о некогда развитых формах, хотя и не имеющих определяющего значения для характеристики данной культурной традиции. Причитания сопровождали все основные моменты похоронного обряда — момент смерти, вынос тела из дома, церковный обряд отпевания, прощание на крестах, опускание гроба в могилу. «Галасйла, как он умер, кагда выносют, кагда лития» (Печ., Колпино 3347-21). «На кладбище — сколько хочешь, там галось. В яму апус-кают — галбеют, с дому выносют, больше всево — как с дому выносют» (Пек., Ровница 2990-54).
Сознание необходимости причитаний в похоронном обряде подтверждается тем обстоятельством, что специально приглашали причитальщиц, если сами не владели этой традицией — «нанимали галосить, кто умел» (Печ., Красная Гора 3349-32). «Вот придём на кладбище в Троицу, если нет таково челавёка пагалосить, ну што — пастаяли, памянули и пашлй, скоро и разошлись» (Пек., Балсово 1206-02).
О роли, месте в обряде и характере причитаний есть немало высказываний.
Т. И. Сидорова рассказала:
«"У! У!" — вот после этова галошенья тагда апять высказываетца ана, што сможет, сколька ана слов сможет, может два-три слова скажет, и ана апять начинает: "У! У!". Ей уже невтерпёж, никак ана не может пережить это свае горе, штобы ей дать сердцу свабоды, штобы вйсказатца. Ей уже ня вь’ь сказатца.
А некоторые не могут высказатца, только: "Ой! Ой! Ой! Ой!" — кто как может, каму как легче. И до такой степени это галошенье даходит, просто ана патеряет сазнание. И вадой атливали или нашатырный спирт… Частенько бывает так. Асобенно кагда на магйлах — похараны. Асобенно в маладь’ш годы.
<…> И у меня злость на нево, што он ляжйт там в спакое, а я мучаюсь и с сямьёй, и с хазяйством, с детям.
<…> У тебя сердце сжимаетца, тагда: "У! У!" -это уже пригалахыванье. Ано как песню тянешь, как нараспев. <…> Кагда служба идёт на магйлах, сердце сжимаетца. <…> Тебе дурно становитца.
<…> Ана пайдёт [причитать], как па письму. Галосят только паадиночке [у каждого своё горе]» (Пек., Балсово 1206-01, 02, 05).
«Будут нести зарывать, вот тут и будешь кричать. В церкви пакричйшь, патом на кладбище. На магйлке — приходют, галбеют» (Пек., Егорьевщина 2989-52).
Как следует из замечаний народных исполнителей, одни и те же тексты могут сопровождать различные моменты похоронного обряда, поэтому в последующем изложении мы эти моменты не определяем,
за исключением «заклинания земли» («Раскройся, сыра земля»), где этот момент четко обозначен. Кроме того, как уже было сказано выше, записи причитаний, сделанные на этой территории, фрагментарны, исполнители вспоминали тексты с трудом, иногда воспроизводя лишь две-три строки причитания.
ПРОВОДЫ В АРМИЮ
Проводы в армию также сопровождаются причитаниями на «покойницкий» голос:
«Сынок, улятаешь ты в дальнюю
путь-старонушку,
Даждусь ли я тябя, сынок родненький, С дальней старонушки…
— вот так пригалахываешь» (Пек., Ровница 2990-51).
https://deconsk.ru Sanderson сандерсон обои.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50