Календарные и трудовые обычаи
Родовская вол.: Голубово 2953-29. Печорский район:
Изборская вол.: Малы 1198-03; Петровск 1397-29. Круппская вол.: Моложва 3341-05. Лавровская вол.: Папушево 1408-10. Новоизборская вол.: Запутье 1170-17; М. Видовичи 1185-48. Печорская вол.: Декшино 1169-23; Печоры 1417-03.
184. «А мы, девушки, перепели, у нас горлышки пересели» (варианты напева 23)
А мы, девушки, перепели, у нас горлышки пересели, женихова пива (пивца-винца) захотели. Женихово пиво выпивали, а невестина не видали. Женихово пиво — что водичка, а невестино — что сытич-ка. С женихова пива задремали, а с невестина загуляли. А мы, девушки, «ошибйлись» («умахнулись»), не «покохавши»1 расхвалили, а «покохали» — расхулили. Женихово пиво — что сытичка, а невестино -что водичка! С женихова пива загуляли, а с невестина — задремали.
Палкинский район:
Васильевская вол.: Бобъяково 2215-15 (т.); Зубовщина
2213-07; Любять 2217-09. Новоуситовская вол.: Ушаки 1559-37. Печорский район:
Изборская вол.: Вастцы 1197-16; Турок 1225-04, 05. Лавровская вол.: Ладейники 1230-02; Папушево 1572-22,
1574-03, 15, 1576-03,05, 1577-19. Паниковская вол.: Кудрово 1210-37, 38. 1 «Покохать» — попробовать.
185. «Ах ты, шиш, воробей, слети на гумно»
(вариант напева 23)
Ах ты, шиш, воробей, слети на гумно, склюй там зерно, зерно маленькое, конопляненькое. Навари пива пьяного. А как пиво рогато, то в бочку не лезет, а как теща богата, то к зятю не едет.
Зять-«шелудёй», сапогов не купил, у тёщи-злодейки ноги коротки. Подбейте колодки, не будут коротки.
Печорский район:
Лавровская вол.: Новожилы 1420-17.
186. «А нам дали чару, и мы выпили» (вариант напева 23)
А нам дали чару, и мы выпили. И поставили на головушку, из того голова веселая была, мы пропи-лися-«пробарышилися». Зять мил по дочушечке, сват мил по «невёнюшке». Я топчу гробовую доску, не могу стоптать, не могу стерпеть, что мне хочется — и пивца, и винца, и добра молодца.
Псковский район:
Теребищенская вол.: Мтеж 1190-11.
187. «Я сестра-посекаленка» / «Встану на лавку на липовую» (варианты напева 23)
Я «сестра-посекаленка», встану на лавку на липовую, вдарю в три ножки, в кривой (сафьян) сапожок. Разломайся ты, лавка липовая! Сыплю я и житом, и хмелем. Жито — к житью, хмель — на ярмарку. У меня-то, у сестры, «тиряшок в манды», а он колется, а мне хочется и пивца, и винца, и добра молодца.
Вариант: …не пробить дубовой доски, не добыть, чего хочется. А мне хочется и пивца, и винца…
Вариант продолжения: А у нас горлышки пересели… [см. текст 184].
Печорский район:
Изборская вол.: Нижний Круппск 1233-04 (т.).
Лавровская вол.: Ладейники 1229-16; Смолянка 1172-45,
45а; Ладейники 1230-01. Паниковская вол.: Кудрово 1210-36.
* * *
Раздел 8
ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯДОВЫЙ КОМПЛЕКС. ПРОВОДЫ В АРМИЮ
ПОХОРОННЫЙ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Сведения о похоронном и поминальных обрядах на территории Псково-Печорского Обозерья и в районах нижнего и среднего течения р. Великой, к сожалению, немногочисленны. Весьма затруднительно найти этому причину, особенно на фоне прекрасно сохранившихся в памяти местных жителей календарных и свадебного обрядов. Тем не менее, имеющиеся записи, при всей их фрагментарности, позволяют четко проследить ход обрядовых действий и значение художественных форм в обряде.
Представления об отлетающей душе, о душе-птице выражены в обычае ставить на стол стакан с водой, когда в доме находится умирающий: «Это, мол, душа будет вылятать — так искупнётся и все грехи свай аставит» (Печ., Кривск 3345-09). Зажигали также свечу, ставили ее на стол. Когда человек умрет, созывают всю родню, знакомых.
За окно или на угол дома ВЫВЕШИВАЮТ ПОЛОТЕНЦЕ. Обычай этот объясняют необходимостью сообщить всем соседям о смерти родственника: «Платок или палатёнце — на угол, штобы видели, што пакойник» (Печ., Моложва 3342-07).
Мыть покойника сразу нельзя, некоторое время надо подождать. Часа через три кто-нибудь из родни ОБМЫВАЕТ тело. Раньше клали умершего на лавку или в уже подготовленный гроб:
«Умоют, адёнут, в больший угол простынь па-стёлют, саломки падстёлют и паложут в больший угол. Галавбй глядишь на икону. Сделают гроб, в гроб паложут» (Пек., Нароново 2989-47).
В гроб клали стружки, подушку, набитую листьями от веников. Листья и стружки «ложат туды в падушку и навалачку надявают, только не зашивают ану. Зашивать нельзя. Кагда шьёшь навалачку на пакойника, тоже нельзя зашивать. Нельзя узлы завязывать» (Пек., Ровница 2990-54).
ОБРЯЖАЛИ умерших в новую одежду. Мужчине надевали белую рубаху с тканым поясом, черные суконные тапки, женщине — белые вязаные чулки до колен с узором, платок.
Сведения о том, что в глубокую старину хоронили в саванах, практически не встречаются. Одна-
ко косвенное подтверждение этому содержится в быличке об умершем неестественной смертью (так называемом «заложном» покойнике), которого не принимала земля.’
«С мылом моют. Адёжда уже пригатовлена. Новенькая. А старую сажгуть, в каторой умер. Никто не хоча мёртвую адёжду адёть. [Пепел высыпают] на улице, в агарбди» (Печ., Моложва 3342-07).
«Воду выливают туда, где ня ходют — пад больший угол. На дарогу и в агарод не выливают» (Пек., Егорьевщина 2989-57).
«[Одежду] сжигали. Пепел вынесешь — против большева угла высыпешь. Ево вымоешь — ваду тоже, где больший угол, на улицу выльешь» (Печ., Б. Видовичи 3342-67).
По другим сведениям, до шести недель никто никаких вещей покойного не трогает, «пака ещё, гаварят, тут душа витает ево, пакойника» (Палк., Голубово 2942-07). После шести недель вещи можно подарить. Сжигали только солому, которой был набит матрас: «Матрас этот выносють и жгуть салому» (Остр., Перевоз 1619-03).
«Салому на кресты [перекресток дорог] выно-сют — сжигают» (Пек., Егорьевщина 2989-57). , «Вытряхнут салому на крясты, за пакойником, и тагда смотрят, куда дым пашёл — в том краю пакойник должен быть» (Палк., Голубово 2942-07).
До похорон, которые совершались обычно на третий день, тело находилось дома, если же в селе была часовня, тело относили туда: «Вымаешь — и в цасовню. Харошая цасовня, цйстая. Там и иконы стая» (Печ., Б. Видовичи 3342-67).
Накануне похорон дорогу, по которой повезут покойника, устилали ЕЛОВЫМИ ВЕТКАМИ, ветки клали также на сани (телегу, машину), где будет стоять гроб.
В день похорон гроб с телом, если он находился в часовне, приносят домой, вносят в комнату, чтобы он немного постоял. Ставят так, чтобы умерший лежал лицом к иконам. Когда ВЫНОСЯТ покойного из дома — гроб поворачивают, несут покойного ногами вперед. «Вынесут на улицу, паднй-мут вверх раза три, папращаютца и тагда паняслй» (Пек., Егорьевщина 2989-54).
«Похараны харбшие устраивают. Вся дярёвня приходя. [Как из дома выносят] — паем "вечную па-
мять", бкол дома [гроб] сдымають» (Печ., Б. Видо-вичи 3342-67).
«С избы на палатёнцах выносют. Два палатён-ца, чатыри мушшйны» (Пек., Егорьевщина 2989-47).
«На руках выносют, качают [гроб], прашчают-ца. [У покойного на груди иконка]. Если мужчина -иконка Спасителя, и эта иконка яму на грудину па-ложена, женщине — женская иконка — Пакров Пресвятой Багародицы, Божья Матерь Скорбящая» (Печ., Красная Гора 3349-32).
«…Панясут на палатёнцах. На наейлках наейли раньши, даже и до церкви наейли на наейлках. А теперь на машинах становят. Насйлки верёвкам связана пад гроб. <…> Кагда панясут [из дома], плачут. Скрозь дярёвню пранясут, и жёнку, мать ли <…> под ручки вядут, и ана всё плачет, галосит. Так же и родственники все тут плачут» (Пек., Наро-ново 2989-47).
В церкви ОТПЕВАЮТ, служат панихиду.
«Кончитца служба, памянут все, и тагда первое блюдо — ложка кутьи берётца» (Печ., Городище 3346-10). Кутью готовили — вареный рис с сахаром или с медом. Певчим давали по яичку (Печ., Б. Видовичи).
«Кагда с цёрьквы-то вынаейть ево — Боженька мйласливый, тагда плачут (родство). Перед мужу-кбм, или дитёнка харонишь, или мать харбнишь, то уже свету ня видишь, как плачешь» (Пек., Нароно-во 2989-47).
На руках гроб несут до края деревни, до крестов (перекрестка дорог), но могут и везти. Провожающие идут за гробом, плачут.
На крестах останавливаются, снова три раза ПОДНИМАЮТ гроб:
«Принясуть [на кресты] и едь’шуть [гроб]» (Печ., Б. Видовичи 3342-67). Это покойный «папращаетца с деревней, апять квёрьху паднймут» (Пек., Егорьевщина 2989-54; Печ., Кривск 3345-09).
«Устанавливают на крястах и павёрнуть, ня-суть-та впярёд нагам. <…> И тагда уже павёрнут яво и пакачают, три раз пакачают. Он папрашчает-ца. Машина загудит. Раньше наейли всё на наейлках, с палок сделают. Три — пад нагам, пад галавой и на срядйны — шесть челавёк нясуть» (Печ., М. Калки 3350-31).
Здесь же ПОМИНАЮТ, обносят всех чашечкой с кутьей, раздают конфеты, печенье. Часть провожающих возвращается в деревню, остальные направляются на кладбище.
«Станут в яму апускать или зарывают, вот там галосють» (Печ., Моложва 3342-07).
«А дачка так и рвётца в магйлу, плачет» (Пек., Нароново 2989-47).
Купить поверенные Рулетки.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50