Календарные и трудовые обычаи
Иногда родители даже уговаривали дочь «украсться», чтобы на свадьбу не слишком тратиться: «Мать: "Давай, лучше украдйсь". Если невеста укралась, её родителям надо было позориться, приедут: "Где наша паскуда?" — а самы рады-радёшеньки. Тогда надо хотя бы местную свадебку. А родители жениха: "Давайте придано — гектар зямли или 100 тысяч рублей вазьмём". — "Вот мы денег не можем, а соток 20 дадим земли"» (Печ., Турок РФ 1412).
1 Оценить этот рассказ достаточно сложно, тем не менее игнорировать его тоже нельзя. Действительный ли это факт или некая фантазия (сказка, былинка?) — предположить трудно. По словам рассказчицы (а та слыхала от стариков), был «старинный, давняшный» обычай -до свадьбы, предварительно сговорившись, жених приезжал за невестой, везя с собой бочку («дащан»): «Едя, и на санях дащан паставлена. Это жанйх к нявёсты приехал. С бочкой. И в акошка тукая, што ён приехал. И дагаварйлся, што ана пайдё. А нявёста ходя па комнаты и гаварйт: "Хочу — вскочу, хочу — не". А мать и га-варй: "Доченька, вскочи, вскочи!" Да чево даходя, яна вскоча [в бочку], так уж яна за яво пайдё, ён и па-ташчйл яну. Тагда уже жанйх паёхал, павёз нявёсту. И ён дамой вязе яну. Уже как высватал, сватал быдто ён. В бочку пасадють, притаща её дамой, тагда из бочки высадють и к радйтелям привядёт, "што нявёсту привёз". Тады яны яну праздравляють и всё. И в ноги кла-няютца старикам — радйтелям» (Пыт., Дризели 1612-02). После этого невеста могла находиться в доме жениха, могла также возвратиться к себе домой, а свадьбу играли, когда всё приготовят: «А кагда свадьбу харошую справять, пивов наварють и водки, и всякава ёства нада напячй и сгатовить. Кругом сталы наставлены, и тада гудя три дня. Тады уже гуляють» (Пыт., Дризели 1612-02).
2 «Венчальный батька» — крестный отец.
3 Подробнее см. в дальнейшем изложении.
4 См. Раздел 1 «Общая характеристика…»
5 Подробнее см. в дальнейшем изложении.
6 В качестве «скучных» песен именно в этой деревне назвали: «Родима девица, улетаешь ты на чужу сторонушку» и «Сиротинушка, где же твоя мамонька».
7 Комм, исполнительницы: «В землю ана прося». Напев
— см. № 13, при этом вторая часть песни — распев на «о»
— в данном случае отсутствует.
8 «Перенимать» — останавливать, задерживать.
9 Имеются в виду серебряные монеты.
10 «Сочить» — искать.
1 ] «Маснитина» — по-видимому, половица, от слова «мост».
12 «Павой» — повой, повойник — женский головной убор.
13 Полный текст см.: «Образцы напевов и текстов свадебных причитаний», № 6.
14 Этот текст исполнительница спела на напев песни «Растопляйся, парна баенка» (см. «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен…», № 18). Можно предположить все же, что это текст причитания, тем более, что аналогичного текста свадебной песни более нигде не зафиксировано.
15 Окно, которое выходит на улицу — «в стропу».
16 «Страдать» — петь, плясать.
17 В д. Митковицы (Печ.) записаны сведения о том, что невеста дарила родню жениха после рождения первого ребенка (П85-15).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ПРИЧИТАНИЙ (В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ
СВАДЕБНОГО ОБРЯДА). ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Традиционные формы обращений1
Обращение невесты:
— к матери: «уткравённая мая жаланная и да родная-та мами[нька]», «мая миленькая матушка», «мая маменька», «мамушка», «любимая мамушка», «мая дарагая мамуленька»;
— к отцу: «рбдный батюшка», «мой рбдный батюшка», «мой рбнный батюшка», «миленький ты мой рбдный батюшка», «миленький батюшка», «мой кармйлец рбдный батю[шка]», «мой милый папушка»;
— к крестным: «расприятная ты мая а ты крёс-ная ма[тушка], …а ты мая аткравё[нная]», «расприят-ный ты мой ради[мый], а ты крёстный ба[тюшка]»;
— к сестрам, подругам: «ты сястрйца мая родненькая», «сестричка милая», «сястрйчка ты мая милая», «мая миленькая сястрёначка», «май сяст-рйцы», «май сястрйцыньки», «май сястрйцыньки, краснаи деву[шки]», «любимая ты мая падружень-ка», «падруженьки», «май падружки», «май падру-
женьки», «май милый падруженьки», «рбднаи май-та падружень[ки], ётаи жаланнаи и да краснаи-та девушки]», «падруженьки, красный девушки», «краснаи девушки», «май падружки, красны девицы».
Обращение матери к невесте, тетки к невесте: «[ты дачушка] мая миленькая», «дарагая дачушень-ка», «милая ты дётачка», «милая мая, милая ты дё-тачка», «любимае мае дётятко», «любимая дётуш-ка», «мая любимая дитёначка», «ты расприятная ты мая, милая племянушка», «ты наша миленькая», «сиротка», «ты мая распогорькая ты мая сиротуш[ка]».
Обращение подруги, подруг к невесте: «падру-женька», «наша сястрйцынька [имя-отчество]».
Традиционные формы метафорических обращений
Обращение невесты:
— к отцу: «свет ты мой родный батюшка»;
— к сестрам, подругам: «сястрйца-лябёдушка», «сястрйцы-лябёдушки», «май ластушки сястрйцы
да мйлаи подруженьки]», «вы ластушки май сяст-рйцыньки, краснаи девушки», «галубки май сястрй-цы», «галубки май сястрйченьки», «белый лябёдуш-ки», «белые май лябёдушки»;
— к брату: «уткравённинькай ты мой братка-са-лавёюш[ка]».
Обращение матери к невесте: «дарагая дачу-шенька, мае красна солнуш[ко]», «мая маленькая пташечка», «мая любимая дитёнак, сизая кукушка».
Обращение подруг к невесте: «ластушка наша сястрйченька, красная девушка», «ластушка наша сястрйцынька [имя-отчество]».
Именования и самоименования свадебных чинов
— самоименование невесты: «маладёшенька», «девочка», «сиротушка», «сиратйнушка», «горька сиротушка», [«горькая сиротушка»], «горька сиратйнушка», «горькая сиратйна»;
— именование невесты в причитаниях матери, родных: «мая милая доченька», «мая лябёдушка», [«горькая-та несчасная»], [«сиротушка»];
— самоименование матери: [«родная маменька»], [«родная матушка»], [«родненькая матушка»], «горькая сиротушка», [«гбрькая гарюшица»], [«горька-разнесчастная»], [«сиротушка-та распогорькая»];
— именование жениха: [«добрый моладец»], «зладёюшка, злой-та разлучник»;
— именования родных в причитаниях невесты, подруг: [«ронная матушка»], [«родная матушка»], [«родная мамушка»], [«радйма маманька»], [«радй-ма матушка»], [«ронненькая матушка»], [«радймая родная матушка»], [«мая сударынька радймая маманька»], «батюшка-карьмйлец», [«рбдный батюшка»], [«ронный батюшка»], [«радймый батюшка»], «братец-салавёюшка», [«изродцы-приятели»], [«красные девушки»].
Возгласы и начальные междометия: «Ой!», «Ой! Ой!», «Ой! Ой! Ой!», «Ой! Ой! У!», «У!», «У! У!», «У! У! Не магу жить!», «У! У! О-хо-хо-хо-хо!», «Ох!», «О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!», «Ахти, тошнень-ко мне!», «Охтн, тошненько ты мае!», «Аи…», «А-ай…», «А-ахти…», «Ох…», «Охтн…».
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СВАДЕБНЫХ
ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ, ВЫБОР
1. «Пчела ли моя, пчёлушка» (варианты напевов 17, 18, 25)
Пчела ли моя, пчёлушка, сизокрылая головушка (белоярая голубушка, разудалая головушка), по чисту (чистому) полю полётывала, ко сырой земле припадывала, она слушала-выслушивала, во котором терему девки песни поют, за младого мужа замуж идут (за младого замуж ладятся), за младого за младательного, за тихого, за старательного.
— Ну ж вы, девочки, сестры мои, вы поедемте на рыночек (улицу) гулять, а мы купим частый новый гребешок, мы расчешем кудёрышки Иванушке Васильевичу костяной новой гребёночкой.
Вариант продолжения: …где красные девки песни поют, где молодые речь говорят, у нас Василь-юшке жениться велят. Ты женись, Васильюшка, ты бери себе любушку-голубушку Марию Ивановну.
Вариант текста: …она слушала-расслушивала, как красные девки плачут-ревут, за старого замуж вышевши.
Ты, пчела ли моя, пчёлушка, белокрылая лебёдушка, по чистому полю полётывала, слушала-расслушивала, как красные девки песни поют, за младого замуж «вь’гшевши».
Палкинский район:
Васильевская вол.: Загорье 2220-01.
Печорский район:
Изборская вол.: Вастцы 1197-22.
Круппская вол.: Вишняково 1166-12; Моложва 3340-45.
Кулейская вол.: Киршино 1176-25; Медли 1221-09.
Лавровская вол.: Мустишево 1405-03; Папушево 1407-23,
1574-17, 1576-07, 1577-21; Юшково 1175-25. Печорская вол.: Лезги 1396-23. Псковский район:
Гверздонская вол.: Задворье 2948-24. Серёдкинская вол.: Большие Вязки 1231-08; Лутово 1219-
09; Полибино 1218-12; Средний Путь 1207-16.
2. «На горе калининка, под горой малинника»
(варианты напевов 2, 4—6)
На горе калининка, под горой малинника. На горе князь добра коня кормил, поводья спустил. Под горой княгинюшка вёдра вымыла, водицу черпала со кипучего ключа, со бегучего ручья (белы вёдра вымыла, воды свежей черпала).
Подъезжал близёшенько князёк молоденький Иван Васильевич. Говорил милёшенько: -Душа красная девушка, Марья Ивановна, напой моего коня с своего белого ведра. — Я бы рада напоить, боюсь батюшки, опасаюсь матушки. — Ты не бойся батюшки, не опасайся матушки.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50