Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

Хозяйка несет на стол кашу, а невестина мать должна покрыть кашу (и стол) ситцем. «Ана вы­нимая ситец, расстилает. А если кароткая, мало куплено материалу, тады дяньгам дабавляет. А ес­ли слишком куплено, тада просют: "Вырубайте стенку, нам распустить негде!" А патом падхбдя атёц женихов и матка, тагда их акручивають этим материалом вместе — просто за шутку. Кто-нибудь с кашников акр^чивает. Этот ситец забирая женихо­ва матка» (Пыт., Шитики 1543-33).
«Ситцу купляли. Вот бальшая изба, как натя­нут, за сталом сидя, ат стяны да стяны ситцем. <…> И этым ситцем матка нявёстова акручивая женихо­ву матку — галаву. Так, окол шеи ана акручивая сит­цем. <…> Нявёста сьвякровки дарить. Вот, сидя за сталом, этот ситец из парога и да стяны другой на­тянуть па сталу. Тагда уже сабярут ситец, да хазяй-ку-то и акручивают, сьвякровку яёную» (Остр., Пашково 1627-08).
«Гарячее — картошки, мяса, катлёты! "Каша стыня, — гаварят, — накрывайте!" И сколька стол да-линой — и всё накрой ситцем. Весь стол кругом. "Каша стыня!" — тридцать метров ситцу ушло!» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
В д. Балсово (Пек.) последняя песня на свадьбе «Красота ли моя, краса». Берут со стола украшен­ную ёлочку и пляшут с ней: подружка берет «кра­су», выходит в круг вместе с молодой, и они стоят в середине, остальные поют и пляшут в кругу — круг чуть-чуть двигается, потому что очень много наро­ду. «Ано как галошенье, праважание этай маладой, патаму што ёйна краса уже ушла. После этай песни кто пляшет, кто скачет, а кто дамой идёт» (Пек., Балсово 1205-11).
Когда молодых КЛАДУТ СПАТЬ, «верёсья пад кравать наложут, какое-та карчавьё — штобы жёст­ко было спать» (Печ., М. Калки 3350-24).
Специально могут постелить так, что кровать провалится, тогда приходит дружка, невеста дает ему полотенце, после чего кровать перестилают (Печ., Иваново Болото 3351-22).
ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ
Дружка БУДИТ молодых: «Маладыи, па-дымайтесь, пара вам вставать! Свет настал. Вы в добры люди пашлй, на частной народ взглянйти! Нас паглядйти, какая рода у вас сазвана» (Печ.,
Иваново Болото 3351-25). Невеста дает ему поло­тенце (Печ., Иваново Болото 3351-22). Могла бу­дить и свекровь (кто раньше успеет), невеста тоже давала ей полотенце.
Утром в постель могут подсунуть тряпичную куклу (Печ., Иваново Болото 3351-26).
На второй день свекровь НАДЕВАЕТ НЕВЕ­СТКЕ ПОВОЙ (повойник) — женский головной убор.
Молодая ИДЕТ ЗА ВОДОЙ, привязывает на колодец поясок. У колодца ее ждут, разливают ей воду — надо откупаться (для этого она берет с собой пояса, конфеты).
«Када маладуха идё первый раз на калодец, по­яс паложа. Девка захватя — замуж выйдя, а малец -счастливый будет» (Палк., Яхново 2941-29).
«Пашла нявёста за вадой, переняли — "атдай по­яс, а то ваду разальём". Канфёты да паяса. Первый раз кагда в баню пашла — пояс [дарит] тому, кто та-пйл [баню]» (Печ., Киршино 3346-24).
«Пайдё за вадой на калодец или на реку — бя-жйть кто-нибудь: "А, надо нявёсты ваду вылить!"-схватя за вядро. Нявёста там пояс падасть или пла­ток насавой» (Остр., Перевоз 1619-03).
По сведениям из д. Рожитец, невеста должна была положить на каждый засек мешочки своего тканья, красивые. Но на островах (Рожитец нахо­дится на острове) такого обычая не было, только «на суше» (Печ., Рожитец 1168-16).
На второй день в д. Любятово везли молодых в баню (это единственная запись) — подгоняли к крыльцу сани, клали туда постель, сажали жениха с невестой и везли к бане, «сразу в баню туда их пёхнут, а около бани страдают»16 (Печ., Любятово 1172-15).
На второй день на перехватке (на утреннем за­столье) молодая подносит ДАРЫ.17 Все садятся за стол, молодая подает на тарелке дары. Дары свер­нуты, связаны поясками.
Нужно было каждому из новой родни сделать подарок — отцу, матери, теткам, дядьям, золовкам, деверьям. «Самы делали пяршчатки, варежки вяза­ли, паяса плялй. Для женшчин — широкие, цвяткам, а для мужчин вязали с кйсткам бальшйм, а то тка­ли» (Остр., Перевоз 1619-03).
За дары в тарелку кладут деньги, это деньги для молодой.
На перехватку приезжают теща и тесть. Они могли привозить невестины дары: «Вязуть узел да­ров полный; я чемодан свезла полный» (Печ., Б. Ви-довичи 1170-46).
Родня жениха ходит по деревне, выставляя на­показ невестины дары — «дарам махаются» (Печ. район). «Ходють па дярёвни, абвёсивши дарам: "Э-вот, какая нявёста, как убдарйла!"» (Печ., Зим­ний Борок).
На второй день устраивают «испытание» моло­дой — «РОГИ СБИВАЮТ». «Приходют на втарой день и гаварят: "Надо роги сбивать, нявёсты роги сбивать". Кагда входят — кидают деньги, штобы ня­вёста убирала» — смотрели, быстро или медленно метет, ленива или нет. Жених мог ей помогать (Остр., Иловицы 2296-01).
«Вот ана пол падмятая, кто-то зайдё, нарошно мусор абратно [кинет], ана тагда пояс дасть или платок насавой. Гулять сабярутца вечером после свадьбы в другую дярёвню к каму-нибудь. Ня-вёсту выводють плясать. Как пайдё, ана папляше, так платок на гармонь кладёт» (Остр., Перевоз 1619-03).
Свекровь заставляет молодую печь хлебы, гово­рит: «Кальцо не аставь в квашне» (Палк., Горбуно­ва Гора 2965-03). Женихова родня в этот день гуля­ет у невесты, а невестина приезжает к жениху (Печ., Кулье).
На второй или на третий день приходят РЯЖЕ­НЫЕ — женщины, «абдёлавши чертям, врачам» (Печ., Лесицко 3334-38). Приделают «рбги», накра­сятся, наведут усы. Рядились в мужскую одежду, чу­дили по-всякому, ходили по деревне с гармошкой, пели частушки, всю деревню пройдут и обратно (Печ., Городище 3331-27).
«Сажей перямажут лицо, шапки надявали, и шубы надявали, и штаны мужськйи. Па-всякаму на­ряжались, кто как умел. И в гармошку играли, и плясали — хадйли па дярёвни, и дома пляшут, и па дярёвни плясали. Хадйли. Водку наливали» (Печ., Колпино 3347-10).
«[На 2-й день рядились] кто мядвёдем, кто па­лу вёркай, кто… Шубы вывернут да и наденут. Ма­зались [сажей], заслонкай с печки калатйли — бубен­цы — кто ряжии, ряжии гости, каторыи сабравши. Пад заслонку — так па улицы ишлй. Старинна мода была. На калодец везли, на озеро, па всей дярёвне вядут-вядут маладую на возеро. Ряженый вси. Неве­ста идёт с женихом» (Печ., М. Калки 3350-26). Гос­ти, придя на озеро, могли купаться, невзирая на по­году и время года.
«На втарой день аблаживалися. Все гости. И парткй стары-грязны-рваны, и цыганкам сдёлают-ца, сарафаны старые вытянут, и халаты, и доброе вытянут. И "дактарйны", и "гадальщики", и всево, чево не было! <…> И с пляскай па дярёвне хадйли. <…> И "с уколам" хадйли, "микстуру" наливают-бутылка взята. И наливают "микстуру". [Ряженый пастухом] — кнут, торбу на бок с едой, шапка. Шар­фик и хвисток. Дудку какую-нибудь. Гости пьяный, "пастух" их в стадо гоня. [Ряженый "бараном" — на­девают шубу], скасалапитца и ходя» (Печ., Иваново Болото 3351-26).
Весь день продолжается гулянье, хозяин угоща­ет каждого гостя пивом, водкой. На второй день
поют: «Узка мёжка, а мы слАгимся, каратка ночка, мы натешимся! Ах ты, байничек-карабайничек…» (Печ., М. Калки 3350-25), но уже не опевают так гостей, как в свадебный день. Гулянье идет под гармонь, и для этого специально приглашают гар­мониста.
Невестин НАДЕЛЬНЫЙ ХЛЕБ едят на второй день. Крестный режет его на кусочки, кричит: «Ой! Горячо! Невозможно резать!». Невеста ему перчатки или деянки подносит (Остр., Тележники РФ 1467-6).
«отводины»
Завершался свадебный обряд «ОТВОДИНА-МИ» («переводинами») — через неделю молодые едут к родителям невесты. Там собирается близкая родня, устраивается застолье.
Завершением всех обрядовых действий, связан­ных со свадебным обрядом, можно считать гостева-ние молодых у тещи на масленичной неделе, выкуп, который давал молодой за шелугу, а также «вписы­вание в женщины» молодухи, которое происходило на Троицу.
СВАДЬБА «ВКРАДКИ»
Если родители не хотят отдавать дочь, девушка уходит «ВКРАДКИ»: «Уйдёшь с гулянья — и всё. Есь — других атымают атцы с маткой, атаймут, не
дают с этим женихом жить. Иди за другова» (Остр., Перевоз 1619-03).
«Варуют девушек. Каторы дагаварйтца с де­вушкой, штоб радные не знали б. Вкрадки увязёт с этово йгришша, где гуляють, а тут уже шчитай, што вкрали. "Вот такую-то девушку вкрали". Радные празнають сразу, ёдуть атымать. Ну, девушка не пайдёт. Уже силой надо. Ана там и астаётца. Не па радйтельскаму сагласию, а сама. Убяжала» (Остр., Гораи 2286-06).
Через некоторое время «паклонные сталы дела­ли — тот и другой» (Печ., Медли 3330-06), просили прощения у родителей.
Существует также понятие МЕСТНАЯ СВА­ДЕБКА: если девушка «укралась» (могла со сватов­ства с узелком сбежать), тогда делали «местную» свадебку. Собирали родных, играли свадьбу, но скромно, зато родители жениха просили большое приданое (Печ., Изб. вол. РФ 1414).

Актуальная информация сауна с бассейном воронеж тут.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Интересное