Календарные и трудовые обычаи
Хозяйка несет на стол кашу, а невестина мать должна покрыть кашу (и стол) ситцем. «Ана вынимая ситец, расстилает. А если кароткая, мало куплено материалу, тады дяньгам дабавляет. А если слишком куплено, тада просют: "Вырубайте стенку, нам распустить негде!" А патом падхбдя атёц женихов и матка, тагда их акручивають этим материалом вместе — просто за шутку. Кто-нибудь с кашников акр^чивает. Этот ситец забирая женихова матка» (Пыт., Шитики 1543-33).
«Ситцу купляли. Вот бальшая изба, как натянут, за сталом сидя, ат стяны да стяны ситцем. <…> И этым ситцем матка нявёстова акручивая женихову матку — галаву. Так, окол шеи ана акручивая ситцем. <…> Нявёста сьвякровки дарить. Вот, сидя за сталом, этот ситец из парога и да стяны другой натянуть па сталу. Тагда уже сабярут ситец, да хазяй-ку-то и акручивают, сьвякровку яёную» (Остр., Пашково 1627-08).
«Гарячее — картошки, мяса, катлёты! "Каша стыня, — гаварят, — накрывайте!" И сколька стол да-линой — и всё накрой ситцем. Весь стол кругом. "Каша стыня!" — тридцать метров ситцу ушло!» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
В д. Балсово (Пек.) последняя песня на свадьбе «Красота ли моя, краса». Берут со стола украшенную ёлочку и пляшут с ней: подружка берет «красу», выходит в круг вместе с молодой, и они стоят в середине, остальные поют и пляшут в кругу — круг чуть-чуть двигается, потому что очень много народу. «Ано как галошенье, праважание этай маладой, патаму што ёйна краса уже ушла. После этай песни кто пляшет, кто скачет, а кто дамой идёт» (Пек., Балсово 1205-11).
Когда молодых КЛАДУТ СПАТЬ, «верёсья пад кравать наложут, какое-та карчавьё — штобы жёстко было спать» (Печ., М. Калки 3350-24).
Специально могут постелить так, что кровать провалится, тогда приходит дружка, невеста дает ему полотенце, после чего кровать перестилают (Печ., Иваново Болото 3351-22).
ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ
Дружка БУДИТ молодых: «Маладыи, па-дымайтесь, пара вам вставать! Свет настал. Вы в добры люди пашлй, на частной народ взглянйти! Нас паглядйти, какая рода у вас сазвана» (Печ.,
Иваново Болото 3351-25). Невеста дает ему полотенце (Печ., Иваново Болото 3351-22). Могла будить и свекровь (кто раньше успеет), невеста тоже давала ей полотенце.
Утром в постель могут подсунуть тряпичную куклу (Печ., Иваново Болото 3351-26).
На второй день свекровь НАДЕВАЕТ НЕВЕСТКЕ ПОВОЙ (повойник) — женский головной убор.
Молодая ИДЕТ ЗА ВОДОЙ, привязывает на колодец поясок. У колодца ее ждут, разливают ей воду — надо откупаться (для этого она берет с собой пояса, конфеты).
«Када маладуха идё первый раз на калодец, пояс паложа. Девка захватя — замуж выйдя, а малец -счастливый будет» (Палк., Яхново 2941-29).
«Пашла нявёста за вадой, переняли — "атдай пояс, а то ваду разальём". Канфёты да паяса. Первый раз кагда в баню пашла — пояс [дарит] тому, кто та-пйл [баню]» (Печ., Киршино 3346-24).
«Пайдё за вадой на калодец или на реку — бя-жйть кто-нибудь: "А, надо нявёсты ваду вылить!"-схватя за вядро. Нявёста там пояс падасть или платок насавой» (Остр., Перевоз 1619-03).
По сведениям из д. Рожитец, невеста должна была положить на каждый засек мешочки своего тканья, красивые. Но на островах (Рожитец находится на острове) такого обычая не было, только «на суше» (Печ., Рожитец 1168-16).
На второй день в д. Любятово везли молодых в баню (это единственная запись) — подгоняли к крыльцу сани, клали туда постель, сажали жениха с невестой и везли к бане, «сразу в баню туда их пёхнут, а около бани страдают»16 (Печ., Любятово 1172-15).
На второй день на перехватке (на утреннем застолье) молодая подносит ДАРЫ.17 Все садятся за стол, молодая подает на тарелке дары. Дары свернуты, связаны поясками.
Нужно было каждому из новой родни сделать подарок — отцу, матери, теткам, дядьям, золовкам, деверьям. «Самы делали пяршчатки, варежки вязали, паяса плялй. Для женшчин — широкие, цвяткам, а для мужчин вязали с кйсткам бальшйм, а то ткали» (Остр., Перевоз 1619-03).
За дары в тарелку кладут деньги, это деньги для молодой.
На перехватку приезжают теща и тесть. Они могли привозить невестины дары: «Вязуть узел даров полный; я чемодан свезла полный» (Печ., Б. Ви-довичи 1170-46).
Родня жениха ходит по деревне, выставляя напоказ невестины дары — «дарам махаются» (Печ. район). «Ходють па дярёвни, абвёсивши дарам: "Э-вот, какая нявёста, как убдарйла!"» (Печ., Зимний Борок).
На второй день устраивают «испытание» молодой — «РОГИ СБИВАЮТ». «Приходют на втарой день и гаварят: "Надо роги сбивать, нявёсты роги сбивать". Кагда входят — кидают деньги, штобы нявёста убирала» — смотрели, быстро или медленно метет, ленива или нет. Жених мог ей помогать (Остр., Иловицы 2296-01).
«Вот ана пол падмятая, кто-то зайдё, нарошно мусор абратно [кинет], ана тагда пояс дасть или платок насавой. Гулять сабярутца вечером после свадьбы в другую дярёвню к каму-нибудь. Ня-вёсту выводють плясать. Как пайдё, ана папляше, так платок на гармонь кладёт» (Остр., Перевоз 1619-03).
Свекровь заставляет молодую печь хлебы, говорит: «Кальцо не аставь в квашне» (Палк., Горбунова Гора 2965-03). Женихова родня в этот день гуляет у невесты, а невестина приезжает к жениху (Печ., Кулье).
На второй или на третий день приходят РЯЖЕНЫЕ — женщины, «абдёлавши чертям, врачам» (Печ., Лесицко 3334-38). Приделают «рбги», накрасятся, наведут усы. Рядились в мужскую одежду, чудили по-всякому, ходили по деревне с гармошкой, пели частушки, всю деревню пройдут и обратно (Печ., Городище 3331-27).
«Сажей перямажут лицо, шапки надявали, и шубы надявали, и штаны мужськйи. Па-всякаму наряжались, кто как умел. И в гармошку играли, и плясали — хадйли па дярёвни, и дома пляшут, и па дярёвни плясали. Хадйли. Водку наливали» (Печ., Колпино 3347-10).
«[На 2-й день рядились] кто мядвёдем, кто палу вёркай, кто… Шубы вывернут да и наденут. Мазались [сажей], заслонкай с печки калатйли — бубенцы — кто ряжии, ряжии гости, каторыи сабравши. Пад заслонку — так па улицы ишлй. Старинна мода была. На калодец везли, на озеро, па всей дярёвне вядут-вядут маладую на возеро. Ряженый вси. Невеста идёт с женихом» (Печ., М. Калки 3350-26). Гости, придя на озеро, могли купаться, невзирая на погоду и время года.
«На втарой день аблаживалися. Все гости. И парткй стары-грязны-рваны, и цыганкам сдёлают-ца, сарафаны старые вытянут, и халаты, и доброе вытянут. И "дактарйны", и "гадальщики", и всево, чево не было! <…> И с пляскай па дярёвне хадйли. <…> И "с уколам" хадйли, "микстуру" наливают-бутылка взята. И наливают "микстуру". [Ряженый пастухом] — кнут, торбу на бок с едой, шапка. Шарфик и хвисток. Дудку какую-нибудь. Гости пьяный, "пастух" их в стадо гоня. [Ряженый "бараном" — надевают шубу], скасалапитца и ходя» (Печ., Иваново Болото 3351-26).
Весь день продолжается гулянье, хозяин угощает каждого гостя пивом, водкой. На второй день
поют: «Узка мёжка, а мы слАгимся, каратка ночка, мы натешимся! Ах ты, байничек-карабайничек…» (Печ., М. Калки 3350-25), но уже не опевают так гостей, как в свадебный день. Гулянье идет под гармонь, и для этого специально приглашают гармониста.
Невестин НАДЕЛЬНЫЙ ХЛЕБ едят на второй день. Крестный режет его на кусочки, кричит: «Ой! Горячо! Невозможно резать!». Невеста ему перчатки или деянки подносит (Остр., Тележники РФ 1467-6).
«отводины»
Завершался свадебный обряд «ОТВОДИНА-МИ» («переводинами») — через неделю молодые едут к родителям невесты. Там собирается близкая родня, устраивается застолье.
Завершением всех обрядовых действий, связанных со свадебным обрядом, можно считать гостева-ние молодых у тещи на масленичной неделе, выкуп, который давал молодой за шелугу, а также «вписывание в женщины» молодухи, которое происходило на Троицу.
СВАДЬБА «ВКРАДКИ»
Если родители не хотят отдавать дочь, девушка уходит «ВКРАДКИ»: «Уйдёшь с гулянья — и всё. Есь — других атымают атцы с маткой, атаймут, не
дают с этим женихом жить. Иди за другова» (Остр., Перевоз 1619-03).
«Варуют девушек. Каторы дагаварйтца с девушкой, штоб радные не знали б. Вкрадки увязёт с этово йгришша, где гуляють, а тут уже шчитай, што вкрали. "Вот такую-то девушку вкрали". Радные празнають сразу, ёдуть атымать. Ну, девушка не пайдёт. Уже силой надо. Ана там и астаётца. Не па радйтельскаму сагласию, а сама. Убяжала» (Остр., Гораи 2286-06).
Через некоторое время «паклонные сталы делали — тот и другой» (Печ., Медли 3330-06), просили прощения у родителей.
Существует также понятие МЕСТНАЯ СВАДЕБКА: если девушка «укралась» (могла со сватовства с узелком сбежать), тогда делали «местную» свадебку. Собирали родных, играли свадьбу, но скромно, зато родители жениха просили большое приданое (Печ., Изб. вол. РФ 1414).
Актуальная информация сауна с бассейном воронеж тут.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50