Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

Как только заслышат, что поезд приближается, женщины поют «Из-за лесу, лесу тёмного». Побли­же к воротам — «Гоголь по речке плывёт». В дом входят: «Слетал соколушка на чужу сторонушку», «Во нашу горницу ведут нову дворницу» (Печ., Вастцы РФ 1403). В Печорском районе поют также «Весел князь, от венца едучи». В Псковском районе на встречу поезда поют: «Любо ль тебе, матушка, мое привождёнье», а когда молодые въезжают во двор — «Полный двор лошадей нагнали».
«Далжны были ат каждых санёй платить — это мужчины на выпивку себе. А женщины в это время пают сваю песню: "Гоголь по реке плывёт, холост бережком идёт"» (Печ., Тайлово 1400-14).
ВСТРЕЧАЮТ молодых мать и отец жениха. Бе­рут благословенный хлеб, соль, четыре рюмки, бу­тылку водки. Свекровь могла выходить в шубе. Стелят ковер, молодые и родители становятся на ковер. Молодые кланяются в ноги. Целуют родите­лей, хлеб целуют. Наливают вино — все четверо вы­пивают. И после этого идут в дом (Печ., Б. Видови-чи 1170-44). Рюмочки дают — выпить; разбивают рюмки на улице (Остр., Заходы 2246-09).
«Кагда невеста приязжая к жениху, тагда у сьвякровы хлеб (раньши старинный хлеб, убык-навённый хлеб) завязана скатярёткой краснай. На эту скатярётку ставитца салонка, салонка тоже за­вязанная. Тагда сьвякровь встрячая в двярях <…> и
даё этот хлеб им кусать — кто больши куси этава хлеба. Нявёста, бярй больши! Так будя муж тябя уважать» (Палк., Ворошилово 2216-37).
Ведут молодых в дом через двор. На крыльцо могли стелить шубу (Печ., Тайлово 1400-11), и на этой шубе свекровь КРУТИТ МОЛОДУЮ: «Свя-крова вазьмё нявёсту, вакруг разок-другой павёрня, штоб праворно работала. Абычай такой был» (Печ., Каменка, 1183-24). Молодые пьют вино, ос­татки выливают на голову лошади.
?ф- Стол у жениха
Сразу молодых за стол не ведут, их кормят от­дельно, они едят одной ложкой из одной тарелки, по глоточку выпивают из одной стопки (Печ., Ива­ново Болото 3351-12).
Гости пируют. Стол «заранее пригатовлен, кро­ме гарячево. [На горячее] принясут капусту тушё­ную, картошку, мясо (жаркое)» (Печ., Иваново Бо­лото 3351-12). Подавали пироги, пирожки, булоч­ки. В Обозерье готовили рыбные блюда — холодец, жареную рыбу.
Когда подают на стол щи, поют «Байничек-ко-робайничек», певицы обходят всех гостей, получая за песню деньги.
После щей дружка ЗАВОДИТ МОЛОДЫХ ЗА СТОЛ — все гости встают, дружка идет с кнутом, ве­дет молодых за руку по лавке, бьет по потолку кну­товищем: «Это што? Сляга? Спилите, дайте пилу!» (Печ., Б. Видовичи 1170-43). Посыпальная сестра сыплет житом и хмелем. В этот момент поют: «Ска-чи-тка, друженька, да на лавочку».
«За стол заводют. ["Сестра"] встанет на лавку и пляшет: "Я сястра, я сястра-пасекаленка (посы­пальная), встану на лавку на липовую…" Нявеста паясы кидая пасекальникам» (Печ., Ладейники 1229-16).
Дружка сам садится на подушки молодых (по­душки положены горой), тогда поют: «Сел-пал со-ловыошка на ракитовый кусток, сел верный дру­женька на князёво местечко»; «Вил соловей себе гнёздышко».
Дружка говорит: «"МянА, дразда, хто сабъё с гнязда?". Па падушкам стябая, па паталку. Тагда к яму подходють с буть’шачкай, дадуть рюмачку, таг­да он уступая маладым места» (Печ., Папушево 1417-32). «"Кто этава дразда сабъё с гнязда?" Вот к яму падходють, наливають. Вот он па падушке -трях! — крястом [крест-накрест] этым кнутым. А этот, кто наливая водки: "О! Шиш, варабёй, ты сля-тишъ сейчас на гумно!". Стопку-то вь’шья [дружка], пашёл прочь. Тагда маладь’ш садятца» (Печ., Ново-жилы 1420-32).
Невеста «сглуху» накрыта платком. И ведут ее аакрытую платком, пока до «стропового» окна не доедут.
Молодых сажают под «строповым» окном.15 В большом углу сидят отец и мать. Крестная всегда сидит около невесты. Над головой у молодых — две иконы и две свечи, которые горят всю свадьбу. Так же, как и в церкви, по свечам примечали: чья скорее сгорит — тот раньше умрет (Остр., Заходы 2246-09).
Дружка РАСКРЫВАЕТ МОЛОДУЮ — кнутом (палочкой) снимает наброшенный ей на голову платок. Это также могли делать свекор или све­кровь: подходит свекровь, берет палкой платок с головы невестщ и кладет себе на голову: «Это мой платок!».
Когда молодую «раскрывают», поют: «Голубь с голубушкой, откуль вы слетелися»; «Раскройся, яб-лонька, покажи своё лицо». Поют «Ура!» (песню с припевом «Ура! Ура! Ура, ура, ура! Вся компанья хороша!»). В д. Малы (Печ.) «Ура» пели только мужчины.
Когда снимают платок, могли бросить его к по­рогу. Кричат: «Хороша молодуха!» (Остр., Гораи 2248-08). Когда кричат «ура!», невеста гостинцы ки­дает на пол, на солому (Остр., Заходы 2246-09).
В Печорском и Псковском районах после того, как молодую «раскроют», она начинает дарить родню жениха, затем обходит застолье с подносом, угощает всех по рюмочке. Аналогичные сведения записаны в Островском районе:
«Кагда приедут павянчавши, садятца за стол, и дарит нявёста жениховой матки и батьки. И аны си­дят за сталом уже с падарком» (Остр., Пашково 1627-08).
Невесте делали женскую прическу: «Зайдут за завесу и ухарашивают нявёсту там падружки» (Палк., Ирхино 2214-36).
За столом новобрачные должны сидеть спокой­но. «Окала них посажёные, каторыи вянцы дяржа-ли. Гаварйли старики, што нельзя жениху с ней пля­сать. Будет жизнь нихарошая. Кагда атсидёвши стол — тагда можна» (Остр., Огурцово 2295-01).
Певицы величают («опевают») гостей. На по-слевенечном застолье поют женщины, а до венца должны были петь девушки (так было в старину). Первая песня свадебных застолий (как довенечных, так и послевенечного) — «Боже, благослови, Хрис­тос, игру заигрывать»: «Это как перво-наперво се­ли гости за стол в нявёсты аль в жениха» (Пек., Мтеж 1190-13). Порядок «опеваний» таков: на за­столье у жениха после песни «Боже, благослови», поют, обращаясь к жениху: «Князёк молоденький», величают его крестных, родных. У невесты за сто­лом обращаются к невесте: «Молода княгинюшка», опевают ее гостей.
«Пают: "Малада княгинюшка Анна Иванавна, мажно ль тябя спраейть, ащё давёдатца пра тваво пра крёстнава…" [Как споют], тагда он даёт деньги, и тагда апять — матку, сястёр, и так всю роду и го-
нишь и так всё спрашиваешь…» (Печ., Кудрово 1210-14).
После того как повеличают гостя, тот встает, одаривает певиц и может попросить: «Дявйцы-пя-вйцы, пирбжны мастерицы! Я хачу женить сваево сына. Ожанйте!» (Печ., Турок 1224). Тогда опевают этого парня и припевают ему девушку. Когда опо-ют, гость одаривает певиц, говорит: «В десять пар паплясать и наших маладцов нацеловать!» (Печ., М. Калки 3350-26).
Звучат на свадебных застольях многочисленные припевки и плясовые песни. «Кажному гостю сваю припевку надо! Я сорок припевок знала!» (Печ., Во-ронкино 1211-05). Девушке-гостье поют «Летел орёл», «На горе стоит мельница», «Две серёжки, две яхонки» и др., парню — «Окол столика двухгранно­го», «Говорят, у нас Иван небогат», «Иванушка на покосе» и др.
У певиц «тарелка покрыта платком и там день­ги. И трясём этим. Каво опяваем, патрясём тарел­кой, он деньги даё. Паёшь и пляшешь, припляхыва-ешь!» (Печ., Кудрово 1210-32). «Здесь и подкрйкы-вают, и подпляхывают. Деньги в платку к потолку подкидывают, потряхивают, чтоб звенело лучше. Один голос срывается, второй подхватывает» (Пек., Мельницы РФ 1397).
«В платке насавом [деньги]. Махнешь этым дяньгам да ещё шлопнешь па паталоку, штоб шар-котало ба! Што много денег напеваем» (Пек., Наро-ново 2989-46).
Дружка одаривает певиц, просит их еще по­плясать:
«Дявйцы-пявйцы, Пирожные мастерицы, На малом примите, На бальшом не судите, Две парачки паплясать
и наших маладцов пацелавать!»
(Палк., Голубово 1394-18).
Те пляшут в большом углу, за стол не садятся.
Гости кричат: «У нашево свата пол гарбатый, хатйм, штобы выравняли!». Певицы пляшут, «пол ровняют».
Во время свадьбы невесту могли украсть — в се­нях оденут, покатают, возвращаются (Печ., Турок РФ 1412).
В свадьбу на пол стелили солому. Гости, сидя за столом, кидают на пол, в эту солому, привезенные с собой гостинцы для певиц — конфеты, пряники (Остр., Перевоз 1619-03).
В конце застолья приносили кашу и КРЫЛИ КАШУ СИТЦЕМ (Остр., Пыт., Печ.). «Сальная ка­ша, житная, в чашках. Штук пять чашек па всяму сталу» (Остр., Изъядиново 1626-01). «Паслёдней — кашу ставють. Наварен каши и эту кашу паставют в чашках, вторнут туда ложки [три чашки на столе],
а патом нявёста ситцем накрывая. Это называетца -"кашу пакрывая". А если нет ситцу — дяньгам. Като-рыи гости свай, нявёстины, ть’ш кладут денег, и ня­вёста кладе, и атёц кладе, матка. Ну раз нету ситцу, бывая — дяньгам. А есть ситец — ат стяны да стяны натягывают ситцу. "О, — гаварят (там если астанет-ца канёц), — надо стяну прарубать! Мала, мала изба! Стяну надо прарубать!"» (Остр., Перевоз 1619-03).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное