Календарные и трудовые обычаи
(Печ., Городище 3328-11, 12).
Невесту переобувают — это делают «вянчаль-ный батька» (крестный) или мать: «Снимают туфель и кладут деньги — палтйнник, в баранью шерсть завёрнут — и пад пятку» (Пек., Замельничье 2947-20).
«Бывае, абувают яну, крёстный батька абувает, денег кладёт пад пяту [в правый ботинок]. Ана и пригалашивает:
Вы, сястрички май друженьки,
Май вёрныя падруженьки!
Вы даждётесь лета тёплава,
Вы пайдёте ва зялёный лес за йгадам,
Там найдёте маю девичью красу,
Вы павёсьте на бярёзушку яну,
Пусть бярёза пакрасуетца
Маёй девичьей прекраснай красатой»14
(Пек., Верхол. вол., Теребище 2946-38).
Если жених и невеста едут вместе под венец из дома невесты, то их вдвоем БЛАГОСЛОВЛЯЮТ К ВЕНЦУ — «водят их около родителей». Родители держат икону и хлеб. Жениха с невестой водят сначала около отца, потом около матери, «проводят под хлеб», они целуют отца и мать. И так — три раза (Печ., Зехново 1233-22). В это время поют «Стояла тученька перед красным солнушком» («Прощенья просит Маня у батюшки»).
Дружка обращается к гостям:
«Гости званы,
Богам даны!
В путь-дарбжку утпустйти
Ка зблату вянку!»
(Печ., Зимний Борок 1164-13).
«Все саплйвыи, вазглйвыи,
Падхадйте и благославляйти,
В путь-дарбжку утпускайти нявёсту!»
(Печ., Декшино 1169-13).
Затем дружка ведет жениха с невестой, ведет так, чтобы никто между ними не прошел, держит жениха за правую руку, усаживает их в сани, трижды объезжает свадебный поезд, крестит подушки в санях.
«На санях падушки паложены для маладых. Дружка заводя их. Выводя с избы и заводя на ёты сани, за руку вядё» (Печ., Петровск 1397-18). «Каг-да ана сяде к жениху в ево павозку, тагда ей надо пяршчатки или дяннйцы на лошадь палажйть, што-бы кучер вяселёе вёз. Это забава такая была» (Пыт., Поярково 1613-09).
Крестная берет с собой хлеб, которым родители благословляли невесту, заворачивает его в скатерть или салфетку и везет к жениху («а у жениха этот хлеб разрязают и угощают этым хлебом нивёсти-ным — это на втарой день свадьбы») (Палк., Плеще-ево 1413-19).
Дружка едет первым. Лошади украшены — гривы заплетены, в хвосты вплетены ленточки, завязаны бантиками (Палк., Ирхино 2214-30), к каждой дуге привязано полотенце, звенят шаркй (бубенчики). «В лашадях дуги и пад дугами званкй такйи, брякали как калакольчики. Едут — вся свадьба — и всё: "брим-брим-брим-брим-брим-брим-брим!" -эти калакольчики. Красива! Дуги кйщеныи — бумагами красивыми, вси-вси! Сколька есть лашадёй, у всех дуги кйщеныи. <…> Если багатая свадьба -так двадцать лашадёй и больше было (с адной ста-
раны дёсеть, и с другой), а если бедный — па пять» (Пыт., Поярково 1613-09).
«Лашадёй па пятнадцать было, свадьбы такие. И все на падушках. И пакрывала накрыт на санках красивые. Лошади наряженые все, званкй около лашадёй, вся дярёвня гремит, как анй едут. <…> Длинные падушки были, двуспальные [все поезжане сидят на подушках]. Едут по деревням, штобы не сразу прямо в церковь ехать. Штобы везде видели, што свадьба. "Аи, свадьба, свадьба!" — вси бежа на улицу. Мы, [дети], бывало, в лаптйшках…» (Остр., Гораи 2286-07).
Зимой свадебный поезд — на санях, если свадьба летом — то на линейках.
Если жених не заезжал за невестой, дружка перед отъездом выводил невесту на середину улицы. Дружка выходил с подушкой, клал ее на землю, НЕВЕСТА КЛАНЯЛАСЬ на четыре стороны. Все кругом плакали (Печ., Тайлово 1400-12).
Уезжая, невеста БРОСАЛА ПО НАРОДУ КОНФЕТЫ, ПОЯС. «Народ за этым канфётам -вси бягом!» (Печ., Б. Видовичи 1171-01). «Как вы-язжала [невеста] из дому, так вот сразу сбрасывала паясок, аставляла дома» (Печ., Киршино 3346-24). «Кагда невеста садйтца на сани или на линейку, ей дают канфёт и пояс в руки. Как только лошадь тронулась, ана через галаву — фурьк! — канфёты… [Невеста бросает конфеты и пояс]. Абычай такой. Народ — вси за канфётам да за поясом» (Печ., Зехново 1233-22). Невеста кидала пояс собаке, «штобы на яну ня лаяли» (Палк., Ирхино 2213-32), не ругали в новой семье.
Когда свадебный поезд трогается, поют: «Не спеши, голубушка, на чужу сторонушку», «Не выплывай, утушка, с зеленой тресты», «Грымнул гром перед тучею», «Берёза белая, зелена кудрявая», «В Ерасла’ве-городе», «Повели похвальную через девять городов», «На нашей улице всё снег да вьялица», «С Богом, с Богом, дитятко» и другие песни.
«Как к венцу уехали, тут уже бабья работа кончилась, отпелись певуньи. Деньги считают. В жениховом доме уже свои пявцы» (Печ., Малы РФ 1403).
?ф- Кашники везут сундуки
Когда уедут к венцу, невестина мать везет в дом жениха приданое — «ЕДЕТ С СУНДУКОМ», сундуки «агромённые, деревянные, ящики матёрый» (Печ., Б. Видовичи 1170-47). Могли ехать мать и отец вместе или кто-то из невестиной родни (брат, например) или подружки — это кашники. Как уже говорилось, они могли приезжать и загодя, накануне — днем, до бани (Печ., Моложва 3342-01). Могли приехать и на третий день после свадьбы. Но в таком случае накануне привозили постельное, полотенца, занавесы, а уж в другой раз все остальное.
38-198
Невестино «добро» в доме жениха развешивали накануне, но это могло происходить и в день свадьбы, и на второй день (Пек., Сухлово 2947-49).
Кашников вместе с повозкой и сундуком «сды-мают на ура» (поднимают), они откупаются. Потом они начинают торговаться, не отдают сундук.
Встречающие «падымают сундук: "Пуста ма-лада! Пуста малада!". А когда тяжело: "Камени накладена!"» (Пек., Балсово). «О! Тяжёлый! Кто гаварйт: "Там, наверно, камни!"» (Остр., Перевоз 1619-03).
«Сундук встречает отец жениха — с бутылкой. А на сундуке сидит [тот, кто привёз], набивает цену. Подходят четыре мужика: "Тяжеловат!" — цену набивают. Принесут: "Ой! Тяжело!" — поставят, им -по рюмке. Так раза три» (Печ., Куланово РФ 1397).
Сундук несут в клеть или ставят в сенях, развешивают в доме полотенца, занавесы и др.
В числе прочего «добра» кашники привозили «плат квашоный» — покрывать хлебную квашню (Печ., Куланово РФ 1397). Их усаживают за стол, специально для них подают кашу (отсюда и название «кашники»). Каша «житная» (перловая). Девушки поют: «Слепые кашники в огород заехали». Поев кашу, кашники должны отправляться домой.
ОБРЯД ВЕНЧАНИЯ
В церкви стелили ковер или клали на пол пояса. Жених и невеста стояли на ковре или на поясах (Остр., Заходы 2246-09).
Когда священник «забярё за руки, кругом налоя павядё, сразу эти паяса падбирают» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
Приметы в церкви (Печ., Рожитец):
— нужно схватиться за замок и сказать: «Как этот замок в церкви крепкий, так мой муж был бы крепкий, меня бы любил»;
— нельзя разговаривать до тех пор, пока жених не заговорит;
— крестная стелила под ноги полотенце, пояс или платок — примечали: кто первый ступит; тот будет верховодить;
— смотрели: чья свеча догорит раньше — тот раньше умрет.
ПОСЛЕВЕНЕЧНЫЕ ОБРЯДЫ
От венца свадебный поезд, как правило, направляется к жениху. Но, как уже отмечалось, был и другой вариант — возвращаются к невесте, там устраивают застолье, а уже поздно вечером едут к жениху. Наиболее распространен первый вариант.
По дороге СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД ОСТАНАВЛИВАЮТ, говорят: «Слама’ласъ атлобля, надо связать аглоблю!». Тогда нужно откупиться — дать по-
яс (Печ., Киршино 3346-24). Когда молодые подъезжают к дому, им загораживают дорогу: «Вазьмут бальшую жердь. И какие палатёнца навёсют — как флаги. Встречают [молодых] и не пускают. Падай -или вина, или чево-нибудь» (Пек., Горки 2946-08). Надо «под флаги подъезжать» (Печ., Городище 3331-29).
Каждые сани (или телегу) из свадебного поезда мужики три раза поднимают вместе с людьми -вздымают «на ура» — плати деньги! Дружка и гости откупаются вином, деньгами, молодая дарит пояса, кидает конфеты. Мужчины стреляют из ружей.
«Варота сделаны. Зимой — ёлки, а летом бярёз-ки [соединены верхушками], навешано кавров, то материал красивый, то платки красивый, салфетки. И навешаны на вярёвку, махаютца. Между берёзками верёвка. И маладьш пад это падъежжают. Тут паставлена скамейка пад варатам. Их "на ура" паднимают. Сажают на скамейку и паднимают — мужики. В первую очередь — жениха с невестой. Всех до едйнова паднимают, всю роду. Кто убягая агаро-дом, кто задам, кто через забор лазиит, всё равно ловют и всё. А здесь с ружья пукают. Как дадут! Как стрельнут квёрьху! А все свадебные, все подняты "на ура". Муж с женой парой дёржутца, а каво па адному, каво вдваём. Анй дают денег мужикам. Кто удёржитца, а кто свалитца са скамейки. Адйн смех только» (Печ., Иваново Болото 3351-08).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50