Календарные и трудовые обычаи
Што угалок — то рубялёк,
Што цвятбк — то сотенка,
А самая еярёдачка — пятисбтенка!
А "братья" плотют деньги. Гаварят: "Какая душечка, такая и падушечка!"» (Палк., Голубово 1394-22). Подружка говорит:
Мне надо за душечку сииее море (это значит — водки стакан), Пшбнное поле (это значит — булки) И залатая гора!
Вот тагда и паднося дружка рюмку вина, кройку булки и на булку — денег» (Палк., Яхново-Любять 2218-29).
Выкупая подушки, «братья» ругают их — пыльные, не мягкие (Пыт., Плещеево, 1413-19). Дружка колотит кнутом по подушкам. «Братья» спрашивают: «Сколько стоят?» — «сестры» отвечают: «Пё-рышки сизовые, пуховые, павлиные, павиные! Миллион!» — «Дороговато!» — «Перье дороже!» (Печ., Рожитец).
«Другой раз час, полчаса таргуютца. Начинают ссоритца, патом палаживают» (Печ., Кудрово 1210-40).
В д. Новожилы (Печ.) от двух исполнительниц была записана развернутая сценка такого «торга», когда никак не могли свести невесту с женихом:
«- Чуть не уехали ат нявёсты. Ня вывести было никак нявёсту. Такое гордость! Никак в дыбй ня увести было нявёсту! Ни за што ня шла к жениху!
— И жених ня йдё. Стайм. "Ты паклонься первым мне!!" — "А я ня буду. Ты паклонься!"
— Ну, дружка! Прадай-ка мне ^тушку с пёруш-кам, с лябёдушкам, са всей красой! Скольки ты с мяня цалковых вазьмёшь?
— Я цалковых вазьму — двести!
— Двести?!
— Мы ехали суда и мне давали пятьсот рублей! Вот так. Мы не атдали и паёхали дальши.
— Нет! Тябё — две цалковых! У нас тоже князь рос-вырас на всю Явропу, и ты ня цени сваю утуш-ку. Падай! Две цалковых. Падай сюда! Бочку пива дабавлю.
— Нет! Нет, не атдам! Наша нявёста тож ня хуже вашева жениха! Тоже знаешь, мы толька пра-дадйм за пять бочек пива и за пиисят грамм канфёт!
— Вы можети нявёсту сваю вязтй дамой, а у нас князь. И больше двух не даю, и бочку пива! Всё!
— Нет! И мы не прададйм!
— Всё! Крест! Паёхали дамой!
— Не! Приёдити абратна! Приёдити. Наша ля-бёдушка тоже ня хуже вашева жениха!
— Нет! Всё! Паёхали!
— Вернитесь. Вернитесь! Приёдити к нам! Никуда ня дёнитись! Будити тут!
— За скольки?
— Ну, три бочки пива.
— Бочка и два цалковых. Хватя! Кланься! Клань-ся! Мы кланитца ня будим! Пакланься!
— Нет! Мы к вам тагда ни падайдём близёшенька. Приёдити вы к нам!
— Мы на адной маснйтины11 стайм, а вы далж-ны пять к нам прайтй!
— Нет, ни пайдём! Давайти по две маснйтины! Вы две и мы две.
— Нет! Ни шагу! Ни шагу!
— Давайти! Давайти!
— Ни шагу, ни шагу, ни шагу!
— Давайти, тагда саглашаимся. Так кто ж уезжает дамой?!
— Никак! Никак! Никак! Вот мая маснйтина! А ты далжна с сваей уткай всягда пакланятца маму князю маладому! Пусь кланитца вечером, утрам и в абёд!
— Што мая утачка хуже тваво? Пажалуста, прайдйти хоть две маснйтины!
— Нисколька, нисколька!
— Давайти, давайти!
— Не-не!
— Паклонимся. Мая утачка ня хуже тваво гусака. Ну давайти, падвадйти!
— Не-не-не! Не-не-не! Кнут на канй сламаю! Найду нявёсту такую, как твая!
— Нет, ни найдёшь такой!
— Найду! Э! Паёхали! [Вмешиваются все присутствующие]:
— Да што вы, што вы?! Ладьти, свай, Госпади!
Наконец, после выкупа стороны начинают «мириться», «сестры» «братьям» повязывают платки на шею или на рукава, а у «сестёр» на левом рукаве -ленточка (у «братьев», как и у дружки — полотенца через плечо).
Невеста сидит за столом, жениха ведет к ней крестный. Или — невеста встает, ей кладут под ноги ковер (одеяло), она кланяется жениху в ноги три раза (Печ., Кудрово). Когда СВОДЯТ ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ, поют «Ягода с ягодой сокатилися» (Печ., Новожилы 1420-34).
Дружка идет и бьет кнутом по слеге. «Сляга тут неправильна!» Его угощают. Он ЗАВОДИТ ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ ЗА СТОЛ. «Кнутом крестит, никто не попадайся навстречу!» (Печ., Рожитец). Дружка садится, пробует, мягкие ли подушки. Потом сажают жениха и невесту. Садится женихова родня (поезжане).
Начинается ЗАСТОЛЬЕ В ДОМЕ НЕВЕСТЫ. Певицы ояеваюг родню жениха, невесты, всю застолицу, припевают парням «невест». Родня невесты носит угощение «переменами». По сведениям из д. Каменка (Печ.), на свадебном столе были мясо, холодец, рыбный холодец (считался самым лучшим блюдом), жареная рыба (тоже «самая лучшая»), последнее блюдо — кисель.
ПРОЩАНИЕ С «КРАСОТОЙ», ВЫКУП КОСЫ
Когда отойдет стол в доме невесты, перед отъездом к венчанию подружки с пением песни «Красота моя, красота» (Пек.) ПОДНОСЯТ КРАСУ -это, как уже говорилось, наряженная бумажными цветами, увитая розовыми и белыми лентами ёлочка или лента — Псковский, Печорский районы. Подносили также повойник (женский головной убор).
«"Красу" падносят, машут "красой" перед невестой. Это было в стародрёвние года» (Печ., Гор-батицы 3332-13).
«Красу» могли ставить на стол и раньше — когда приезжает жених (невеста потом может увезти «красу» с собой и ехать с ней под венец, может оставить дома — Печ., Киршино 1208-16).
«Как засядут за стол, вот подружки и падно-сють эту "красу" этой нивёсты — павой12 на тарелке.
Девки пают: "Вы раздайтесь, расшанитесь, люди добры, прапустйти краску девицу с красбй". <…> Две подружки из-за стола выйдут и нясут эту "крас^" нивёсты, паставють на тарелки (Печ., Б. Видовичи 1170-37). Повойники шили в виде чепчика, невесте его подносили на тарелке или в глиняной чашке: «Павойники раньше были. Дак ана кидала павойник девкам. А девки апять ей» (Печ., За-болотье 3342-42).
В д. Красная Гора (Печ.) жениха и невесту заводят за стол, невеста голосит, две «сестры» несут ленту и повойник на блюде. Одна берет ленту, другая плачет: «"Прастй…" А жених павой в карман втйсне» (Печ., Красная Гора 1180-17).
Невеста сильно плачет, девушки поют (хоровое причитание):
«А прапустйте-тка, вы прапустйте
да к дубаву с(ы)та…(а)лу. К дубаву сталу вы прапустйте
да к добраму мола… И от ты, ластушка наша сястрйченька,
и крас(ы)ная дев…(у)шка, Ты пашто ли да… да на с(ы)ваю красу
порассе(я)рдй.. .(и)ласе,
На вольну волюшку сваю ли да паразгнёвалася?» (Печ., Красная Гора 1180-17).13
Подружки требуют ВЫКУП ЗА «КРАСУ»:
«Дарбден добрый моладец!
Любо — красу бярй,
Не любо — ни бярй,
Па застольице, па залавице не насй,
Красных девушек в стыд не вядй.
Надялй красу алтыною,
Всей палтйною,
Хошь меленьким, да беленьким!
Вот тагда. яна бярё ленту, другая — платье». [Невеста причитывает]:
«…Што прастй-тка, всё пращай, мая краса девичья!
Прастй-тка, всё мая вольная волюшка! Ащё накрасовалась ты, мая краса девичья! Ящё наволявалась, вольная волюшка! В свайх родных радйтелях, Што брала я, девочка, с отца да с матери, Не были мне закрыты широкие варота А теперь, можа, будут пазакрыты…»
(Печ., Красная Гора 1180-17а).
Жених унимает невесту, выкупает «красу».
В д. Рожитец подносили ёлочку, жених срывал ленточки с «красы» и бросал их на девушек (Печ., Рожитец 1168-10).
Когда сидят за столом, к невесте подходит мальчик (обычно — это ее младший брат; если нет брата, то — девочка, сестра невесты) с ножом: «Обрежу косу!». Жених ВЫКУПАЕТ КОСУ.
«Ну, сзади падайдут к нявёсты и ей падёржат [косу]. "Ни атдам матку (или няньку)! Ни атдам!" Тагда жанйх плотя деньги. [Держал косу, кто] па-мёньши, памаложи. Это кагда галаву чешут. Жа-
нйх-то приехал, жанйх-то багатый, у яво в кармани так и брякае. Дадут на семя, там сколька капёек [на семечки детям]. И рады до смерти» (Палк., Усы 1568-02).
В Псковском районе «косу рассыпают, кагда уже будут к жениху вывадйть. Крестница далжна касу рассыпать мне. А жених должен ей денег дать. Кагда кончитца стол, мяня накроют платком, мама стайт на той стараны стала, а я — на этой стараны. И вот мы вместе с мамой плачем. Кагда меня вывя-дут с-за стала вон, тагда мне касу рассыпают. Касу рассыпали. И тагда меня забирает жених за руку и павёл» (Пек., Егорьевщина 2989-58).
В Псковском районе перед отъездом под венец (и до этого — после чесания головы) невеста и мать голосили вместе — они стояли по разные стороны стола, обнявшись и накрывшись одним платком: «Вот придёт мать. Платком бальшйм накрывают, мать и невеста абаймутца [за голову руками], и мать апять приплакивает. И тут тагда и падружка, может, каторая слезу выпустит» (Пек., Нароново 2989-45).
Мать причитывает:
«Мая любимая дитёнак, сизая кукушка, Улятаешь ты в чужу старбнушку,
к людям к чужим, Аставляюся я, горькая сиротушка, адная…»
(Пек., Нароново 2989-45).
ОТПРАВЛЕНИЕ К ВЕНЦУ
Отец ВЫВОДИТ НЕВЕСТУ ИЗ-ЗА СТОЛА, она причитывает:
«А-ой, да ты свет ты мой рбдный батюшка, Ты вазьмй-ка мяня за праву руку, А, да ты мяня выведи-ка с-за дубова стала, А-ахти, мне не честь стаять за дубавым сталом, А мне честь гулять с красным девушкам…»
(Пек., Котятино 2990-106).
Подружки заводят хоровые голошения («от лица» невесты; невеста и сама могла причитать на «хоровой» голос):
«…Ой, паразжалюсь я ль вам, па…(а)друженьки, да на роннава батюшку.
Ой, што прапйл он мяня, мала…(а)дёшеньку, за вйннаю чарачку.
Ой, што пасняли с мяня, мала…(а)дёшеньки, вольнаю волюшку…»
https://myasko.spb.ru растительное мясо говядины.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50