Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

Што угалок — то рубялёк,
Што цвятбк — то сотенка,
А самая еярёдачка — пятисбтенка!
А "братья" плотют деньги. Гаварят: "Какая ду­шечка, такая и падушечка!"» (Палк., Голубово 1394-22). Подружка говорит:
Мне надо за душечку сииее море (это значит — водки стакан), Пшбнное поле (это значит — булки) И залатая гора!
Вот тагда и паднося дружка рюмку вина, крой­ку булки и на булку — денег» (Палк., Яхново-Лю­бять 2218-29).
Выкупая подушки, «братья» ругают их — пыль­ные, не мягкие (Пыт., Плещеево, 1413-19). Дружка колотит кнутом по подушкам. «Братья» спрашива­ют: «Сколько стоят?» — «сестры» отвечают: «Пё-рышки сизовые, пуховые, павлиные, павиные! Миллион!» — «Дороговато!» — «Перье дороже!» (Печ., Рожитец).
«Другой раз час, полчаса таргуютца. Начина­ют ссоритца, патом палаживают» (Печ., Кудрово 1210-40).
В д. Новожилы (Печ.) от двух исполнительниц была записана развернутая сценка такого «торга», когда никак не могли свести невесту с женихом:
«- Чуть не уехали ат нявёсты. Ня вывести было никак нявёсту. Такое гордость! Никак в дыбй ня увести было нявёсту! Ни за што ня шла к жениху!
—  И жених ня йдё. Стайм. "Ты паклонься пер­вым мне!!" — "А я ня буду. Ты паклонься!"
—   Ну, дружка! Прадай-ка мне ^тушку с пёруш-кам, с лябёдушкам, са всей красой! Скольки ты с мяня цалковых вазьмёшь?
—  Я цалковых вазьму — двести!
—  Двести?!
—  Мы ехали суда и мне давали пятьсот рублей! Вот так. Мы не атдали и паёхали дальши.
—  Нет! Тябё — две цалковых! У нас тоже князь рос-вырас на всю Явропу, и ты ня цени сваю утуш-ку. Падай! Две цалковых. Падай сюда! Бочку пива дабавлю.
—  Нет! Нет, не атдам! Наша нявёста тож ня ху­же вашева жениха! Тоже знаешь, мы толька пра-дадйм за пять  бочек пива и за  пиисят грамм канфёт!
—   Вы можети нявёсту сваю вязтй дамой, а у нас князь. И больше двух не даю, и бочку пива! Всё!
—  Нет! И мы не прададйм!
—  Всё! Крест! Паёхали дамой!
—  Не! Приёдити абратна! Приёдити. Наша ля-бёдушка тоже ня хуже вашева жениха!
—  Нет! Всё! Паёхали!
—  Вернитесь. Вернитесь! Приёдити к нам! Ни­куда ня дёнитись! Будити тут!
—  За скольки?
—  Ну, три бочки пива.
—  Бочка и два цалковых. Хватя! Кланься! Клань-ся! Мы кланитца ня будим! Пакланься!
—  Нет! Мы к вам тагда ни падайдём близёшень­ка. Приёдити вы к нам!
—  Мы на адной маснйтины11 стайм, а вы далж-ны пять к нам прайтй!
—  Нет, ни пайдём! Давайти по две маснйтины! Вы две и мы две.
—  Нет! Ни шагу! Ни шагу!
—  Давайти! Давайти!
—  Ни шагу, ни шагу, ни шагу!
—  Давайти, тагда саглашаимся. Так кто ж уез­жает дамой?!
—  Никак! Никак! Никак! Вот мая маснйтина! А ты далжна с сваей уткай всягда пакланятца маму кня­зю маладому! Пусь кланитца вечером, утрам и в абёд!
—  Што мая утачка хуже тваво? Пажалуста, прайдйти хоть две маснйтины!
—  Нисколька, нисколька!
—  Давайти, давайти!
—  Не-не!
—  Паклонимся. Мая утачка ня хуже тваво гу­сака. Ну давайти, падвадйти!
—  Не-не-не! Не-не-не! Кнут на канй сламаю! Найду нявёсту такую, как твая!
—  Нет, ни найдёшь такой!
—  Найду! Э! Паёхали! [Вмешиваются все присутствующие]:
—  Да што вы, што вы?! Ладьти, свай, Госпади!
Наконец, после выкупа стороны начинают «ми­риться», «сестры» «братьям» повязывают платки на шею или на рукава, а у «сестёр» на левом рукаве -ленточка (у «братьев», как и у дружки — полотенца через плечо).
Невеста сидит за столом, жениха ведет к ней крестный. Или — невеста встает, ей кладут под ноги ковер (одеяло), она кланяется жениху в ноги три ра­за (Печ., Кудрово). Когда СВОДЯТ ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ, поют «Ягода с ягодой сокатилися» (Печ., Новожилы 1420-34).
Дружка идет и бьет кнутом по слеге. «Сляга тут неправильна!» Его угощают. Он ЗАВОДИТ ЖЕ­НИХА И НЕВЕСТУ ЗА СТОЛ. «Кнутом крестит, никто не попадайся навстречу!» (Печ., Рожитец). Дружка садится, пробует, мягкие ли подушки. По­том сажают жениха и невесту. Садится женихова родня (поезжане).
Начинается ЗАСТОЛЬЕ В ДОМЕ НЕВЕСТЫ. Певицы ояеваюг родню жениха, невесты, всю за­столицу, припевают парням «невест». Родня невес­ты носит угощение «переменами». По сведениям из д. Каменка (Печ.), на свадебном столе были мясо, холодец, рыбный холодец (считался самым лучшим блюдом), жареная рыба (тоже «самая лучшая»), по­следнее блюдо — кисель.
ПРОЩАНИЕ С «КРАСОТОЙ», ВЫКУП КОСЫ
Когда отойдет стол в доме невесты, перед отъ­ездом к венчанию подружки с пением песни «Кра­сота моя, красота» (Пек.) ПОДНОСЯТ КРАСУ -это, как уже говорилось, наряженная бумажными цветами, увитая розовыми и белыми лентами ёлоч­ка или лента — Псковский, Печорский районы. Под­носили также повойник (женский головной убор).
«"Красу" падносят, машут "красой" перед не­вестой. Это было в стародрёвние года» (Печ., Гор-батицы 3332-13).
«Красу» могли ставить на стол и раньше — ког­да приезжает жених (невеста потом может увезти «красу» с собой и ехать с ней под венец, может ос­тавить дома — Печ., Киршино 1208-16).
«Как засядут за стол, вот подружки и падно-сють эту "красу" этой нивёсты — павой12 на тарелке.
Девки пают: "Вы раздайтесь, расшанитесь, люди добры, прапустйти краску девицу с красбй". <…> Две подружки из-за стола выйдут и нясут эту "крас^" нивёсты, паставють на тарелки (Печ., Б. Видовичи 1170-37). Повойники шили в виде чеп­чика, невесте его подносили на тарелке или в глиня­ной чашке: «Павойники раньше были. Дак ана ки­дала павойник девкам. А девки апять ей» (Печ., За-болотье 3342-42).
В д. Красная Гора (Печ.) жениха и невесту заво­дят за стол, невеста голосит, две «сестры» несут лен­ту и повойник на блюде. Одна берет ленту, другая плачет: «"Прастй…" А жених павой в карман втйсне» (Печ., Красная Гора 1180-17).
Невеста сильно плачет, девушки поют (хоровое причитание):
«А прапустйте-тка, вы прапустйте
да к дубаву с(ы)та…(а)лу. К дубаву сталу вы прапустйте
да к добраму мола… И от ты, ластушка наша сястрйченька,
и крас(ы)ная дев…(у)шка, Ты пашто ли да… да на с(ы)ваю красу
порассе(я)рдй.. .(и)ласе,
На вольну волюшку сваю ли да паразгнёвалася?» (Печ., Красная Гора 1180-17).13
Подружки требуют ВЫКУП ЗА «КРАСУ»:
«Дарбден добрый моладец!
Любо — красу бярй,
Не любо — ни бярй,
Па застольице, па залавице не насй,
Красных девушек в стыд не вядй.
Надялй красу алтыною,
Всей палтйною,
Хошь меленьким, да беленьким!
Вот тагда. яна бярё ленту, другая — платье». [Не­веста причитывает]:
«…Што прастй-тка, всё пращай, мая краса девичья!
Прастй-тка, всё мая вольная волюшка! Ащё накрасовалась ты, мая краса девичья! Ящё наволявалась, вольная волюшка! В свайх родных радйтелях, Што брала я, девочка, с отца да с матери, Не были мне закрыты широкие варота А теперь, можа, будут пазакрыты…»
(Печ., Красная Гора 1180-17а).
Жених унимает невесту, выкупает «красу».
В д. Рожитец подносили ёлочку, жених срывал ленточки с «красы» и бросал их на девушек (Печ., Рожитец 1168-10).
Когда сидят за столом, к невесте подходит мальчик (обычно — это ее младший брат; если нет брата, то — девочка, сестра невесты) с ножом: «Об­режу косу!». Жених ВЫКУПАЕТ КОСУ.
«Ну, сзади падайдут к нявёсты и ей падёржат [косу]. "Ни атдам матку (или няньку)! Ни атдам!" Тагда жанйх плотя деньги. [Держал косу, кто] па-мёньши, памаложи. Это кагда галаву чешут. Жа-
нйх-то приехал, жанйх-то багатый, у яво в кармани так и брякае. Дадут на семя, там сколька капёек [на семечки детям]. И рады до смерти» (Палк., Усы 1568-02).
В Псковском районе «косу рассыпают, кагда уже будут к жениху вывадйть. Крестница далжна касу рассыпать мне. А жених должен ей денег дать. Кагда кончитца стол, мяня накроют платком, мама стайт на той стараны стала, а я — на этой стараны. И вот мы вместе с мамой плачем. Кагда меня вывя-дут с-за стала вон, тагда мне касу рассыпают. Касу рассыпали. И тагда меня забирает жених за руку и павёл» (Пек., Егорьевщина 2989-58).
В Псковском районе перед отъездом под венец (и до этого — после чесания головы) невеста и мать голосили вместе — они стояли по разные стороны стола, обнявшись и накрывшись одним платком: «Вот придёт мать. Платком бальшйм накрывают, мать и невеста абаймутца [за голову руками], и мать апять приплакивает. И тут тагда и падружка, может, каторая слезу выпустит» (Пек., Нароново 2989-45).
Мать причитывает:
«Мая любимая дитёнак, сизая кукушка, Улятаешь ты в чужу старбнушку,
к людям к чужим, Аставляюся я, горькая сиротушка, адная…»
(Пек., Нароново 2989-45).
ОТПРАВЛЕНИЕ К ВЕНЦУ
Отец ВЫВОДИТ НЕВЕСТУ ИЗ-ЗА СТОЛА, она причитывает:
«А-ой, да ты свет ты мой рбдный батюшка, Ты вазьмй-ка мяня за праву руку, А, да ты мяня выведи-ка с-за дубова стала, А-ахти, мне не честь стаять за дубавым сталом, А мне честь гулять с красным девушкам…»
(Пек., Котятино 2990-106).
Подружки заводят хоровые голошения («от ли­ца» невесты; невеста и сама могла причитать на «хоровой» голос):
«…Ой, паразжалюсь я ль вам, па…(а)друженьки, да на роннава батюшку.
Ой, што прапйл он мяня, мала…(а)дёшеньку, за вйннаю чарачку.
Ой, што пасняли с мяня, мала…(а)дёшеньки, вольнаю волюшку…»

https://myasko.spb.ru растительное мясо говядины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Интересное