Календарные и трудовые обычаи
«Батька и матка, и жених ездят, штобы заехать вперёд, штобы невесту взять. По реке катаетца. Сани красивые, так и блясня! Кони украшены вси, нарядивши вси! Ленты привязаны. Жених с вянчаль-ным батькой. И у невесты брат, и катаютца с ёлкой. Жених должен заехать напярёд, как попярек станя, брат астанавливаетца. Тагда невеста садйт-ца к жениху с ёлкой и паёхали. Едут к невесте [это утром в свадебный день]» (Остр., Заходы 2246-09, 2247-01).
«Песню "Соколы вы, соколы, далеко ль вы летали" пають, кагда жених "ловя" нявёсту. Ездит поезд нявёстин и женихов, и вот тагда перенимая где-нибудь, пересякая. И вот тагда уже нявёсты не уехать. Паймал ён. Дарогу пересякая. Бывая, што бярё к себе, бывая, што невеста ёдя домой и жених [с ней]» (Остр., Изъядиново 1627-01).
-Ф- Жених и невеста заранее договариваются о месте встречи, выезжают навстречу друг другу
Невеста едет кататься, жених тоже приезжает. Невеста должна идти поклониться жениху, но она не хочет: «Адйн аднаму не падчиняютца. <…> Ня-вёста ня йдё к жениху, и жених ня йдё к нявёсты. <…> Жених — в адну стбрану са свайм поездом (канёй дёсеть и больше, пятнадцать сабиралося), а нявёста — в другую. Вот тагда уже ёздють-ёздють, вйдють, што… тагда уже апять схбдютца. Прияж-жают, тагда уже нявёсту вядуть, и жениха вядуть. Тагда уже бяз спору схбдютца. Принято так было, што "нявёста, пакланяйся жениху". А нявёста ня хбча пакланятца — "первой жених пакланяйся!"
Жених в адну сторану едет са свайм свадёбни-кам, а нявёста — в другую. Да чевб наёздятца, тагда апять схбдютца. Ну, спбрютца-спбрютца. И нявёста ня йдё, и жених ня йдё. Вот тагда жениха бяруть в сани и нявёсту.
На дарбге, бывало, съежжалися. Уже было назначено место, где съежжатца. Тагда в церковь» (Палк., Луг 1395-20).
Весьма распространенным был обычай, при котором жених не приезжал за невестой: «Тагда [в старину] не приезжал. Сгаваривались, где уже встрётитца. На дарбге всё встречалися» (Палк., Луг 1395-20).
«Аттуда едет десять или пятнадцать лашадёй, и ат ей, там назначено место встрётитца, вот там аны астанавливаютца — те лашадя, эти лашадя, и вот тагда тут табунятца вси свадёбники, и жениха аттуда не пускают, атсюда нявёсту не пускают. И вот стая на дарбги» (Пыт., Поярково 1613-09). «Братья» откупают подушки у «сестёр». Невеста кланяется в ноги жениху, они целуются. Дружка заводит жениха и невесту в одни сани, сажает на подушки, все едут к венцу.
«В кавб кака свадьба. В кавб приёдя жанйх, схватя нявёсту. А другие схадйлись бкол цёрьквы. Прияжжая жанйх — где [на покладинах договорятся] встречатца — бкол цёрьквы. Люду! — как свадьба — полная плбшчадь. Невеста прияжжая — бух! — жениху в ноги! Стоят вси и смбтрют» (Печ., Б. Видо-вичи 1171-04).
«Два парня вядут явб. Вот схбдютца. И уже нявёста кланитца жениху в ноги, на калёнках. Па-цал^ютца. И тагда жених яё забирает на сваю павозку — сани или линейка. И паёхали в цёркву. Па-вянчались. [От венца все едут к невесте, там отсидят стол]. А патом уже пулнбчей нявёста с женихом, <…> уязжают к явб. А утром нявёстины гости все уже туда едут "на кашу"» (Пыт., Поярково 1613-09).
После катания, как уже было сказано выше, жених и невеста могли отправляться сразу к венцу
или ехать к невесте, а потом уже, «отсидев стол» и получив благословение родителей невесты, ехать к венцу.
ЖЕНИХ ПРИЕЗЖАЕТ ЗА НЕВЕСТОЙ
Если договорились о том, что жених приедет за невестой, то после благословения и до приезда жениха невеста с родными и подругами СИДИТ ЗА СТОЛОМ, ждет приезда женихова поезда.
В Палкинском районе после застолья у невесты (до приезда жениха) подружки «вядут нивёсту с-за стала па направлению к цёрьквы кланитца. И тоже плача нивёста, и сзаду девки песни пають, пячаль-ные песни. Идё, паклбнитца, апять прайде, а патом прбти цёрьквы устанбвитца, ана тагда в землю кланитца, нивёста. Три раза паклбнитца, а подружки стая. А патом идут апять к столу, в избу» (Палк., Зу-бовщина 2941 -15). В деревнях Яхново, Любять тоже водили невесту к церкви поклониться (Палк., Яхново-Любять 2941-15).
Затем ожидают приезда свадебного поезда, устраивают застолье. Певицы могут опеватъ гостей за «перехваткой».
В д. Зехново Печорского района «сестры» (подружки) под руки ВЕЛИ НЕВЕСТУ НА УЛИЦУ поклониться на четыре стороны. Выводили ее на улицу в одном платье, потом возвращались в избу, одевали невесту и отправлялись кататься. После этого возвращались домой и ждали жениха.
Когда «жених падъезжает с сваей раднёй, встря-чают на улицы, выходит радня нявесты и пёвчи девушки пают: "Из-за лесу, лесу тёмнава"» (Палк., Зу-бовщина 2941-06). Эту песню поют, как только заслышат, что ЕДЕТ ЖЕНИХОВ ПОЕЗД. Когда поезд подъезжает ближе, заводят песню «Помаленьку, бояре, со горы спускайтеся», затем поют «Не было воды, понахлынуло», «Вал на воды колыхается», «Вился вихор по чисту полю», «Князь по двору разъезжается» и другие песни.
Дверь не открывают, жениха и поезжан в дом не пускают. По сведениям из д. Киршино (Печ.), дружка есть и у жениха, и у невесты. Невестин дружка (или «заменяющая» его сваха, крестная невесты, либо другая женщина, знающая обычай) и женихов дружка переговариваются:
«Встала я перед дверью. Дружка женихов с улицы, а я — с калидбра стаю. Калбтитца:
— Пускай! А я гаварю:
— Да зачем?
— Да у нас тут лисичка была да убёгла, так га-варя — у вас поймана!
— Нет у нас никакой лисы!
— Да как у вас нету? Поймана лиса.
Невеста сидйть дома за стал ом. "У вас поймана лиса!"- дружка таргуетца с нашим дружкай, с ни-вёстиным. Аткрыли двери, раз "лису" увидели» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
Женихов дружка спрашивает: «Князя в дом жа-лаети или княгь’шю в поле утпускаети?» — «Князя в дом жалаим!» (Печ., Зехново 1233-22).
Мать невесты выходит на крыльцо, прогоняет всех с крыльца, чтобы никто навстречу не попал, когда жених идет в дом; встречает его с подносом, с вином (Остр., Заходы 2247-01).
«Кагда зять на крылец лезя, тёшша паднося яму водки стакан. Штобы пьяный был. А тут яа-ётца: "Паслушай, князь маладой". <…> А ён вазь-мё стакан-то да и назад себя и выльет. А тёшча па-сыпая житом. К харошей жизни, жить будут ха-рашо, счастливо» (Палк., Яхново-Любять 2218-31,2941-10).
«[Мать невесты] встретила жениха, вылила кру-жецку вадйцки, палила ему макавку, пагладила, да и пашёл. Сказали, што вадйцкай надо памазать го-лаву, а то у ево воласы будут хахлатыи» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
Как встретят жениха, дальше свадьбу ведет только один дружка — женихов. Он обвязан полотенцем; когда заходит в дом, его обвязывают еще одним, невестиным полотенцем крест-накрест -стараются, чтобы невестино полотенце было над жениховым, тогда невеста будет «командовать» в доме. Из-за этого разгорается ссора, кто тянет вниз, кто — наверх.
Начинают ТРЕБОВАТЬ ВЫКУП за невесту.
«Ваш князь маладой
Па гораду катался,
И серебром, и зблатом засыпался,
А и хвастал, што
"У мяия дома желоба-карыты
серебром и зблатом налиты!"
Это старуха атгавариваетца, што "вакруг хвастал, па гбраду, жанйх". А патом гаварйт:
Наша невеста маладая,
Ана очень дарагая.
Взгляд — пятьдесят,
Пацалуй — сто рублёв,
А задок и перядбк — и весь рубялёк!
Тут и смех. И никак не дагаварйтца! Сколько ни падасть дружка (тарелка стайт, там деньги) -"мало!". Яна — "трях!" [деньги на тарелке] — каторая жёншчина атгавариваетца, и гаварйт:
— А што эти бумажки? У нас хоть меленьким, но беленьким!9 — трях!» (Пек., Б. Толбица 2989-16).
«На тарелку сыплют деньги. Эти деньги даста-ютца таму, кто атгавариваетца» (Пек., Егорьевщи-на 2989-58).
В Псковском районе подружки выводили подменную невесту (старушку), кричали: «Не прада-
дйм невесту эту!» — жених должен был откупиться (Пек., Сухлово 2947-47).
«Сестры» не пускают дружку за стол, долго торгуются с «братьями»:
«- Здравствуйте, друженька, Верная служенька! Што вы ходите Да што вы сочите?10 Али куницу, али красну дявйцу?
— Да канёшно, красную дявйцу!
— Красна-то дявйца у нас очень дорога! Адйн бров — сто рублёв, Разгавбрка — пятьдесят,
А пацелбв — шестьдесят,
А на верхний цвет — и цаиы нет!
А дасти мелочи денег:
— О! На ваши грашйшки ня купишь
и гнилова яршйшки! А мы барыню за ваши грашй атдаём!
Долго таргуютца и пают: "И ты ня стой, друженька, в тиряму высакб"» (Пек., Котятино 2990-28, 29).
Девушки расхваливают невесту и ругают поезжан: «"У нашей нявёсты адйн глаз стоит всих вас! Што валаейнка — то грашйнка!.. У вас курачки пе-рядёлались петушкам" (им кидают яйца), "а садок лешняком" (им кидают яблоки). На стол всё выкла-дают — выкупают невесту. [Поезжане] стаят, пака не выкупят. У них узлы с гастйнцами» (Остр., Заходы 2247-01).
Во время «торга» бросаются горохом, ячменем, а с другой стороны — конфетами. Заставляли выкупать косу невесты, подушки, углы стола (Остр., Го-раи 2248-08).
«"Сестры" гаваря:
Купили душечку,
Купите и падушечку,
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50