Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

«Батька и матка, и жених ездят, штобы заехать вперёд, штобы невесту взять. По реке катаетца. Са­ни красивые, так и блясня! Кони украшены вси, на­рядивши вси! Ленты привязаны. Жених с вянчаль-ным батькой. И у невесты брат, и катаютца с ёл­кой. Жених должен заехать напярёд, как попярек станя, брат астанавливаетца. Тагда невеста садйт-ца к жениху с ёлкой и паёхали. Едут к невесте [это утром в свадебный день]» (Остр., Заходы 2246-09, 2247-01).
«Песню "Соколы вы, соколы, далеко ль вы ле­тали" пають, кагда жених "ловя" нявёсту. Ездит поезд нявёстин и женихов, и вот тагда перенимая где-нибудь, пересякая. И вот тагда уже нявёсты не уехать. Паймал ён. Дарогу пересякая. Бывая, што бярё к себе, бывая, што невеста ёдя домой и жених [с ней]» (Остр., Изъядиново 1627-01).
-Ф- Жених и невеста заранее договариваются о месте встречи, выезжают навстречу друг другу
Невеста едет кататься, жених тоже приезжает. Невеста должна идти поклониться жениху, но она не хочет: «Адйн аднаму не падчиняютца. <…> Ня-вёста ня йдё к жениху, и жених ня йдё к нявёсты. <…> Жених — в адну стбрану са свайм поездом (канёй дёсеть и больше, пятнадцать сабиралося), а нявёста — в другую. Вот тагда уже ёздють-ёздють, вйдють, што… тагда уже апять схбдютца. Прияж-жают, тагда уже нявёсту вядуть, и жениха вядуть. Тагда уже бяз спору схбдютца. Принято так было, што "нявёста, пакланяйся жениху". А нявёста ня хбча пакланятца — "первой жених пакланяйся!"
Жених в адну сторану едет са свайм свадёбни-кам, а нявёста — в другую. Да чевб наёздятца, тагда апять схбдютца. Ну, спбрютца-спбрютца. И нявёс­та ня йдё, и жених ня йдё. Вот тагда жениха бяруть в сани и нявёсту.
На дарбге, бывало, съежжалися. Уже было на­значено место, где съежжатца. Тагда в церковь» (Палк., Луг 1395-20).
Весьма распространенным был обычай, при ко­тором жених не приезжал за невестой: «Тагда [в старину] не приезжал. Сгаваривались, где уже встрётитца. На дарбге всё встречалися» (Палк., Луг 1395-20).
«Аттуда едет десять или пятнадцать лашадёй, и ат ей, там назначено место встрётитца, вот там аны астанавливаютца — те лашадя, эти лашадя, и вот тагда тут табунятца вси свадёбники, и жениха атту­да не пускают, атсюда нявёсту не пускают. И вот стая на дарбги» (Пыт., Поярково 1613-09). «Бра­тья» откупают подушки у «сестёр». Невеста кланя­ется в ноги жениху, они целуются. Дружка заводит жениха и невесту в одни сани, сажает на подушки, все едут к венцу.
«В кавб кака свадьба. В кавб приёдя жанйх, схватя нявёсту. А другие схадйлись бкол цёрьквы. Прияжжая жанйх — где [на покладинах договорят­ся] встречатца — бкол цёрьквы. Люду! — как свадьба — полная плбшчадь. Невеста прияжжая — бух! — же­ниху в ноги! Стоят вси и смбтрют» (Печ., Б. Видо-вичи 1171-04).
«Два парня вядут явб. Вот схбдютца. И уже нявёста кланитца жениху в ноги, на калёнках. Па-цал^ютца. И тагда жених яё забирает на сваю па­возку — сани или линейка. И паёхали в цёркву. Па-вянчались. [От венца все едут к невесте, там отси­дят стол]. А патом уже пулнбчей нявёста с жени­хом, <…> уязжают к явб. А утром нявёстины гости все уже туда едут "на кашу"» (Пыт., Поярково 1613-09).
После катания, как уже было сказано выше, жених и невеста могли отправляться сразу к венцу
или ехать к невесте, а потом уже, «отсидев стол» и получив благословение родителей невесты, ехать к венцу.
ЖЕНИХ ПРИЕЗЖАЕТ ЗА НЕВЕСТОЙ
Если договорились о том, что жених приедет за невестой, то после благословения и до приезда же­ниха невеста с родными и подругами СИДИТ ЗА СТОЛОМ, ждет приезда женихова поезда.
В Палкинском районе после застолья у невесты (до приезда жениха) подружки «вядут нивёсту с-за стала па направлению к цёрьквы кланитца. И тоже плача нивёста, и сзаду девки песни пають, пячаль-ные песни. Идё, паклбнитца, апять прайде, а патом прбти цёрьквы устанбвитца, ана тагда в землю кла­нитца, нивёста. Три раза паклбнитца, а подружки стая. А патом идут апять к столу, в избу» (Палк., Зу-бовщина 2941 -15). В деревнях Яхново, Любять тоже водили невесту к церкви поклониться (Палк., Яхно­во-Любять 2941-15).
Затем ожидают приезда свадебного поезда, уст­раивают застолье. Певицы могут опеватъ гостей за «перехваткой».
В д. Зехново Печорского района «сестры» (по­дружки) под руки ВЕЛИ НЕВЕСТУ НА УЛИЦУ поклониться на четыре стороны. Выводили ее на улицу в одном платье, потом возвращались в избу, одевали невесту и отправлялись кататься. После этого возвращались домой и ждали жениха.
Когда «жених падъезжает с сваей раднёй, встря-чают на улицы, выходит радня нявесты и пёвчи де­вушки пают: "Из-за лесу, лесу тёмнава"» (Палк., Зу-бовщина 2941-06). Эту песню поют, как только за­слышат, что ЕДЕТ ЖЕНИХОВ ПОЕЗД. Когда по­езд подъезжает ближе, заводят песню «Помаленьку, бояре, со горы спускайтеся», затем поют «Не было воды, понахлынуло», «Вал на воды колыхается», «Вился вихор по чисту полю», «Князь по двору разъезжается» и другие песни.
Дверь не открывают, жениха и поезжан в дом не пускают. По сведениям из д. Киршино (Печ.), друж­ка есть и у жениха, и у невесты. Невестин дружка (или «заменяющая» его сваха, крестная невесты, ли­бо другая женщина, знающая обычай) и женихов дружка переговариваются:
«Встала я перед дверью. Дружка женихов с ули­цы, а я — с калидбра стаю. Калбтитца:
—   Пускай! А я гаварю:
—  Да зачем?
—  Да у нас тут лисичка была да убёгла, так га-варя — у вас поймана!
—  Нет у нас никакой лисы!
—  Да как у вас нету? Поймана лиса.
Невеста сидйть дома за стал ом. "У вас поймана лиса!"- дружка таргуетца с нашим дружкай, с ни-вёстиным. Аткрыли двери, раз "лису" увидели» (Печ., Иваново Болото 3351-04).
Женихов дружка спрашивает: «Князя в дом жа-лаети или княгь’шю в поле утпускаети?» — «Князя в дом жалаим!» (Печ., Зехново 1233-22).
Мать невесты выходит на крыльцо, прогоняет всех с крыльца, чтобы никто навстречу не попал, когда жених идет в дом; встречает его с подносом, с вином (Остр., Заходы 2247-01).
«Кагда зять на крылец лезя, тёшша паднося яму водки стакан. Штобы пьяный был. А тут яа-ётца: "Паслушай, князь маладой". <…> А ён вазь-мё стакан-то да и назад себя и выльет. А тёшча па-сыпая житом. К харошей жизни, жить будут ха-рашо, счастливо» (Палк., Яхново-Любять 2218-31,2941-10).
«[Мать невесты] встретила жениха, вылила кру-жецку вадйцки, палила ему макавку, пагладила, да и пашёл. Сказали, што вадйцкай надо памазать го-лаву, а то у ево воласы будут хахлатыи» (Печ., Ива­ново Болото 3351-04).
Как встретят жениха, дальше свадьбу ведет только один дружка — женихов. Он обвязан поло­тенцем; когда заходит в дом, его обвязывают еще одним, невестиным полотенцем крест-накрест -стараются, чтобы невестино полотенце было над жениховым, тогда невеста будет «командовать» в доме. Из-за этого разгорается ссора, кто тянет вниз, кто — наверх.
Начинают ТРЕБОВАТЬ ВЫКУП за невесту.
«Ваш князь маладой
Па гораду катался,
И серебром, и зблатом засыпался,
А и хвастал, што
"У мяия дома желоба-карыты
серебром и зблатом налиты!"
Это старуха атгавариваетца, што "вакруг хва­стал, па гбраду, жанйх". А патом гаварйт:
Наша невеста маладая,
Ана очень дарагая.
Взгляд — пятьдесят,
Пацалуй — сто рублёв,
А задок и перядбк — и весь рубялёк!
Тут и смех. И никак не дагаварйтца! Сколько ни падасть дружка (тарелка стайт, там деньги) -"мало!". Яна — "трях!" [деньги на тарелке] — каторая жёншчина атгавариваетца, и гаварйт:
— А што эти бумажки? У нас хоть меленьким, но беленьким!9 — трях!» (Пек., Б. Толбица 2989-16).
«На тарелку сыплют деньги. Эти деньги даста-ютца таму, кто атгавариваетца» (Пек., Егорьевщи-на 2989-58).
В Псковском районе подружки выводили под­менную невесту (старушку), кричали: «Не прада-
дйм невесту эту!» — жених должен был откупиться (Пек., Сухлово 2947-47).
«Сестры» не пускают дружку за стол, долго тор­гуются с «братьями»:
«- Здравствуйте, друженька, Верная служенька! Што вы ходите Да што вы сочите?10 Али куницу, али красну дявйцу?
— Да канёшно, красную дявйцу!
— Красна-то дявйца у нас очень дорога! Адйн бров — сто рублёв, Разгавбрка — пятьдесят,
А пацелбв — шестьдесят,
А на верхний цвет — и цаиы нет!
А дасти мелочи денег:
— О! На ваши грашйшки ня купишь
и гнилова яршйшки! А мы барыню за ваши грашй атдаём!
Долго таргуютца и пают: "И ты ня стой, дру­женька, в тиряму высакб"» (Пек., Котятино 2990-28, 29).
Девушки расхваливают невесту и ругают поез­жан: «"У нашей нявёсты адйн глаз стоит всих вас! Што валаейнка — то грашйнка!.. У вас курачки пе-рядёлались петушкам" (им кидают яйца), "а садок лешняком" (им кидают яблоки). На стол всё выкла-дают — выкупают невесту. [Поезжане] стаят, пака не выкупят. У них узлы с гастйнцами» (Остр., Заходы 2247-01).
Во время «торга» бросаются горохом, ячменем, а с другой стороны — конфетами. Заставляли выку­пать косу невесты, подушки, углы стола (Остр., Го-раи 2248-08).
«"Сестры" гаваря:
Купили душечку,
Купите и падушечку,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Интересное