Календарные и трудовые обычаи
В доме невесты собираются родственники, подруги. Устраивается небольшое застолье — «ПЕРЕХВАТКА». Здесь так же «опевают» невесту («скучают»), как и в довенечный период. Е. А. Алексеева, рассказывая об обстоятельствах исполнения хорового причитания с сиротским текстом (см. «Образцы напевов и текстов свадебных причитаний», № 7), вспоминала: «Затеяли утром скучить. Многий мы маглй. И ат слёз бросили. Никак не маглй. Как толь-ка завядё пёрьва — вси в галаса! <…> Это скучали так. Мужики на нас: "Зьмёи, уймитесь!" — што плачут все чисто» (Остр., Изъядиново 1626-07, 08).
В Псковском районе пели сиротскую песню «Уж вы, реки, реки полные», а также «Растопляйся, парна баенка», припевки «Прилетел соловей на окно», «Истоптана травина», «Сивый конь ходит по бережку» и др. (Пек., Ровница 2990-34).
В д. Киршино (Печ.), ожидая жениха, пели «На море, на море, на синем на море», «Берёза белая, зелена кудрявая».
Невесту сажают на перевернутую хлебную квашню (на квашню положена подушка). Она «плачет, платком закрывши или рукам закрывши. Плачет да и всё. Атдают-то замуж в чужие люди. А как в людях жить? Каждова надо уважить, разуть и абуть да сапожки вымыть. И в людях живёшь, ня скажешь "кошка, брысь!", а — "падвйнься, барынька!"» (Палк., Усы 1568-02).
Невесте ЧЕШУТ ГОЛОВУ. Родные подходят по очереди. Волосы у невесты разовьют по плечам (Палк., Яхново 2941-15).
В Псковском районе (Гверздонская волость) во время обряда чесания головы на пол стелили яровую солому:
«Ждут жениха и галаву чешут. Саломы настелют, кагда чешут яну. Эту яровую салому убирают, падмятают, паёхали!» (Пек., Ровница 2990-48).
«На квашню сажали и часали — это в глыбокую старину» (Пек., Верхолинская вол., Теребище 2946-32).
Хлебная квашня, яровая солома связаны с магией плодородия и определяют основную функцию данной обрядовой ситуации.
Невеста обращается с причетом ко всей родне и подругам, подзывает их с просьбой «учесать головушку»:
«Мой ронный батюшка, Причашй маю буйнаю галовушку, Выхажу я ва чужую старонушку… Што падайдй ка мне, родная мамушка, Причашй маю буйнаю галовушку, Ухажу я ва чужу старонушку, к чужим людям…» (Пек., Нароново 2989-45).
«И роднаи май… май-та падружень… И ётаи жаланнаи и да краснаи-та девуш… И учашйте-тка-та вы маю буйнаю-та галову…
А я и сама учасала бы, и ручки ни сдымаю… И ётаи-та вот палечечки не с(ы)гибаю… И заплятйте-тка в маёй касы
этаи да алыи-та лёнтачки И замнйте-тка маю касу
всё ётаим залать’ш замком…»
(Печ., Красная Гора 1180-01). Наряду с причитаниями обряд чесания головы сопровождали песни — «Перед ясным образом стояла квашоночка», «Мой родный батюшка (моя род-на матушка), учеши головушку» (подзывают по очереди всех родных). Родные подходят парами (родители, крестные, затем сестры, братья и др.), каждый проводит гребнем по волосам и кладет деньги невесте в платок на колени — НАДЕЛЯЮТ НЕВЕСТУ. Гребенку могли оставить в волосах -жених потом должен ее выкупить. «Невеста сидит абплакавши, как ей галаву чешут, как темна ночь, слеза слезу паганяет» (Печ., Зехново 1233-22).
Когда невесте чешут голову, мать причитывает:
«Любимае мае дётятко,
Брасаешь-та ты мяня, горькаю гарюшицу,
Брасаешь-то ты мяня, горьку-разнесчастную,
Атпускаю я тебя, милая дётачка…
Ах ты, милая мая, милая ты дётачка,
Ах, куда ж ты улятаешь на чужу старонушку?
Аставляешь-то ты сваю роднаю-та маменьку.
Прилятай-кася-то ты ка мне
сирёдь тёмнай ночушки-та, Прабуждай-ка ты мяня ата сна приятнава, Расскажу-то я тебе славёчки потайныи…»
(Печ., Гверстонь 1167-17,17а).
«Ой! Дарагая дачушенька, мае красна солнуш… Аставляишь мяня, мамуш… Ты в чужой старонушке, Уязжаешь от мяня, брасаешь мяня! О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!»
(Пыт., Максимково 1421-25).
По окончании обряда чесания головы девушки выталкивают квашню ногами за дверь, чтобы самим скорее выйти замуж (Печорский район).
Невеста приголашивает:
«Ох вы, гал^бки май сястрйцы, Призавёмте ка мне братца-салавёюшку На мае благославёньице, Призавёмте радймава батюшку,
радйму матушку…
А ни спяшйт ли мая радйма маманька Ка мне на блаславёньице,
горькай сиратинушки…»
(Пыт., Темери 1552-07).
Родители БЛАГОСЛОВЛЯЮТ дочь: отец и мать держат икону, невеста целует икону, проходит под ней. Точно так же благословляют жениха у него дома, жениха и невесту перед отъездом под венец (если жених приезжает за невестой и они едут под венец вместе), а затем при встрече из-под венца -молодых. Во время благословения поют: «Стояла тученька перед красным солнушком», «Благословлялось солнушко».
Последующие обрядовые действия могут быть различными:
а) невеста выезжает кататься, а затем:
— возвращается домой и ожидает жениха;
— встречается с женихом в условленном месте и возвращается с ним к себе домой, они «сидят стол» с жениховой «родой» и едут под венец;
— жених и невеста встречаются в условленном месте и едут под венец, от венца — к жениху;
— жених «перенимает» ее по дороге, они едут в церковь, оттуда к жениху (иногда после того, как жених «перенял» невесту, могли вместе поехать к невесте, а потом уже под венец);
б) невесту заводят за стол (предварительно могут вывести ее на улицу поклониться в сторону церкви), ждут жениха, жених приезжает, затем «сидят стол» вместе с жениховой «родой», едут под венец, затем к жениху;
в) после венца могли ехать сначала к невесте, там «сидеть стол» и уже поздно вечером ехать к жениху (там тоже застолье).
Если свадьба идет и у невесты, и у жениха (как правило, варианты «б», «в»), это называется «большая свадьба», «свадьба на два стола». Свадебный обряд «на один стол» зафиксирован в Островском, Пыталовском, Печорском районах, есть также сведения из Палкинского района. «Большая свадьба» — обычай повсеместный, но в Островском и Пыталовском районах менее распространенный.
«Справляют с абоих старой свадьбу. Иные вместе справляют, иные врозь. Нявёста свой стол справляе, а жених свой. И вместе справляли» (Остр., Изъядиново 1626-01).
Попытаемся представить в обобщенном виде различные варианты обрядовых действий.
«НЕВЕСТА КАТАЕТСЯ»
-Ф- Невеста катается утром в свадебный день с «красой», ее сопровождают родная сестра или подруги
В сани садится невеста с подружками, берут с собой «красу» (ёлочку). «Ана [невеста] сидит с подружкой в санях и катаютца. "Невеста ездит с красой" — называлось. Пока жениха нет. В день венца. Пазавтракают утром, галаву пачёшут нявёсты, адё-нут, абуют, лашадёй запрягут бальшой абоз и с "красой" катаютца. И в каждой дярёвни упявали -пели "В Ераславе-горади"» (Печ., Руммали 1187-34).
«Ёлачку украсят гастйнцем и всяким бисерам. Ана [невеста] ездила с сястрой. Сястра держа "красу", а ана сидит так. <…> Сястра, если есь, мала, у нявёсты. А если нет — падруга. <…> В санях. Сани не украшали, лошадь украшали — лентам каким, вплятали. [Сговаривались с женихом, где встретиться]. Жених где-нибудь пересякё ей дарогу, тагда ана
уже вядё дамой — стол сидеть. В тот же день [ездила с "красой"], в каторый уходя. Утром» (Остр., Изъядиново 1626-01, 1627-01).
-Ф- Жених и невеста катаются вместе
«Сястра держа "красу". Ёлачка накйшчена всяким разным цвятам, лентам украшена. И вот сястра держа эту ёлачку. Сидйть у маладых на калёнах и держа эту ёлачку. Эты катаютца — вси, каторый на свадьбы. Полным поездом — там лашадёй десять. Жанйх с нявёстой с "красой" впярёд едут. Девица, раз выходя замуж, уже краса ёйна канчаетца. Ёлачка маленькая — накйшчена всяким — или лентам, бумагам, цвятам красивым. Сидит сястра на калёнах и держи эту ёлачку. Вот свадьба катаетца с "красой". Пакатаютца, тагда и к вянцу» (Остр., Перевоз 1619-03).
Лошадей двадцать, ездили по деревням, в деревнях выбегали все навстречу и женщины опевали свадьбу. «Гаваря: "Свадьба ёдя!" — и, бывало, убивши бяжат! И не помнишь — иной раз в адном платьи. Где-нибудь кучкой сабравши — апевають» (Остр., Изъядиново 1626-01в).
?ф- Жених «ловит», «перенимает»8 невесту
Невеста выезжает кататься, зная, что жених должен за ней заехать. И нужно было спешить, чтобы успеть вернуться домой, чтобы жених не догнал, не «перенял» невесту в пути — «не поддаться жениху». Если жених «переймёт» невесту на дороге, то она должна кланяться ему в ноги, их сводят на одни сани, и они сразу, не заезжая к невесте, едут к венцу (Печ., Зехново), но могут ехать к невесте, а затем к венцу.
В этом обычае, как нам представляется, содержатся «отголоски» древнего обряда «умыкания невест». Возможно, здесь сказались и черты, присущие обрядам староверов (живших в латгальской стороне), где жених просто увозил невесту к себе.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50