Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

В доме невесты собираются родственники, по­други. Устраивается небольшое застолье — «ПЕРЕ­ХВАТКА». Здесь так же «опевают» невесту («скуча­ют»), как и в довенечный период. Е. А. Алексеева, рассказывая об обстоятельствах исполнения хоро­вого причитания с сиротским текстом (см. «Образ­цы напевов и текстов свадебных причитаний», № 7), вспоминала: «Затеяли утром скучить. Многий мы маглй. И ат слёз бросили. Никак не маглй. Как толь-ка завядё пёрьва — вси в галаса! <…> Это скучали так. Мужики на нас: "Зьмёи, уймитесь!" — што пла­чут все чисто» (Остр., Изъядиново 1626-07, 08).
В Псковском районе пели сиротскую песню «Уж вы, реки, реки полные», а также «Растопляйся, парна баенка», припевки «Прилетел соловей на ок­но», «Истоптана травина», «Сивый конь ходит по бережку» и др. (Пек., Ровница 2990-34).
В д. Киршино (Печ.), ожидая жениха, пели «На море, на море, на синем на море», «Берёза белая, зе­лена кудрявая».
Невесту сажают на перевернутую хлебную квашню (на квашню положена подушка). Она «пла­чет, платком закрывши или рукам закрывши. Пла­чет да и всё. Атдают-то замуж в чужие люди. А как в людях жить? Каждова надо уважить, разуть и абуть да сапожки вымыть. И в людях живёшь, ня скажешь "кошка, брысь!", а — "падвйнься, барынь­ка!"» (Палк., Усы 1568-02).
Невесте ЧЕШУТ ГОЛОВУ. Родные подходят по очереди. Волосы у невесты разовьют по плечам (Палк., Яхново 2941-15).
В Псковском районе (Гверздонская волость) во время обряда чесания головы на пол стелили яро­вую солому:
«Ждут жениха и галаву чешут. Саломы насте­лют, кагда чешут яну. Эту яровую салому убирают, падмятают, паёхали!» (Пек., Ровница 2990-48).
«На квашню сажали и часали — это в глыбокую старину» (Пек., Верхолинская вол., Теребище 2946-32).
Хлебная квашня, яровая солома связаны с маги­ей плодородия и определяют основную функцию данной обрядовой ситуации.
Невеста обращается с причетом ко всей родне и подругам, подзывает их с просьбой «учесать голо­вушку»:
«Мой ронный батюшка, Причашй маю буйнаю галовушку, Выхажу я ва чужую старонушку… Што падайдй ка мне, родная мамушка, Причашй маю буйнаю галовушку, Ухажу я ва чужу старонушку, к чужим людям…» (Пек., Нароново 2989-45).
«И роднаи май… май-та падружень… И ётаи жаланнаи и да краснаи-та девуш… И учашйте-тка-та вы маю буйнаю-та галову…
А я и сама учасала бы, и ручки ни сдымаю… И ётаи-та вот палечечки не с(ы)гибаю… И заплятйте-тка в маёй касы
этаи да алыи-та лёнтачки И замнйте-тка маю касу
всё ётаим залать’ш замком…»
(Печ., Красная Гора 1180-01). Наряду с причитаниями обряд чесания головы сопровождали песни — «Перед ясным образом стоя­ла квашоночка», «Мой родный батюшка (моя род-на матушка), учеши головушку» (подзывают по очереди всех родных). Родные подходят парами (родители, крестные, затем сестры, братья и др.), каждый проводит гребнем по волосам и кладет деньги невесте в платок на колени — НАДЕЛЯЮТ НЕВЕСТУ. Гребенку могли оставить в волосах -жених потом должен ее выкупить. «Невеста сидит абплакавши, как ей галаву чешут, как темна ночь, слеза слезу паганяет» (Печ., Зехново 1233-22).
Когда невесте чешут голову, мать причитывает:
«Любимае мае дётятко,
Брасаешь-та ты мяня, горькаю гарюшицу,
Брасаешь-то ты мяня, горьку-разнесчастную,
Атпускаю я тебя, милая дётачка…
Ах ты, милая мая, милая ты дётачка,
Ах, куда ж ты улятаешь на чужу старонушку?
Аставляешь-то ты сваю роднаю-та маменьку.
Прилятай-кася-то ты ка мне
сирёдь тёмнай ночушки-та, Прабуждай-ка ты мяня ата сна приятнава, Расскажу-то я тебе славёчки потайныи…»
(Печ., Гверстонь 1167-17,17а).
«Ой! Дарагая дачушенька, мае красна солнуш… Аставляишь мяня, мамуш… Ты в чужой старонушке, Уязжаешь от мяня, брасаешь мяня! О-хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!»
(Пыт., Максимково 1421-25).
По окончании обряда чесания головы девушки выталкивают квашню ногами за дверь, чтобы са­мим скорее выйти замуж (Печорский район).
Невеста приголашивает:
«Ох вы, гал^бки май сястрйцы, Призавёмте ка мне братца-салавёюшку На мае благославёньице, Призавёмте радймава батюшку,
радйму матушку…
А ни спяшйт ли мая радйма маманька Ка мне на блаславёньице,
горькай сиратинушки…»
(Пыт., Темери 1552-07).
Родители БЛАГОСЛОВЛЯЮТ дочь: отец и мать держат икону, невеста целует икону, проходит под ней. Точно так же благословляют жениха у не­го дома, жениха и невесту перед отъездом под венец (если жених приезжает за невестой и они едут под венец вместе), а затем при встрече из-под венца -молодых. Во время благословения поют: «Стояла тученька перед красным солнушком», «Благослов­лялось солнушко».
Последующие обрядовые действия могут быть различными:
а) невеста выезжает кататься, а затем:
—  возвращается домой и ожидает жениха;
—  встречается с женихом в условленном месте и возвращается с ним к себе домой, они «сидят стол» с жениховой «родой» и едут под венец;
—  жених и невеста встречаются в условленном месте и едут под венец, от венца — к жениху;
—  жених «перенимает» ее по дороге, они едут в церковь, оттуда к жениху (иногда после того, как жених «перенял» невесту, могли вместе поехать к невесте, а потом уже под венец);
б) невесту заводят за стол (предварительно мо­гут вывести ее на улицу поклониться в сторону церкви), ждут жениха, жених приезжает, затем «си­дят стол» вместе с жениховой «родой», едут под ве­нец, затем к жениху;
в) после венца могли ехать сначала к невесте, там «сидеть стол» и уже поздно вечером ехать к же­ниху (там тоже застолье).
Если свадьба идет и у невесты, и у жениха (как правило, варианты «б», «в»), это называется «боль­шая свадьба», «свадьба на два стола». Свадебный обряд «на один стол» зафиксирован в Островском, Пыталовском, Печорском районах, есть также све­дения из Палкинского района. «Большая свадьба» — обычай повсеместный, но в Островском и Пыта­ловском районах менее распространенный.
«Справляют с абоих старой свадьбу. Иные вме­сте справляют, иные врозь. Нявёста свой стол справляе, а жених свой. И вместе справляли» (Остр., Изъядиново 1626-01).
Попытаемся представить в обобщенном виде различные варианты обрядовых действий.
«НЕВЕСТА КАТАЕТСЯ»
-Ф- Невеста катается утром в свадебный день с «красой», ее сопровождают родная сестра или подруги
В сани садится невеста с подружками, берут с собой «красу» (ёлочку). «Ана [невеста] сидит с под­ружкой в санях и катаютца. "Невеста ездит с кра­сой" — называлось. Пока жениха нет. В день венца. Пазавтракают утром, галаву пачёшут нявёсты, адё-нут, абуют, лашадёй запрягут бальшой абоз и с "красой" катаютца. И в каждой дярёвни упявали -пели "В Ераславе-горади"» (Печ., Руммали 1187-34).
«Ёлачку украсят гастйнцем и всяким бисерам. Ана [невеста] ездила с сястрой. Сястра держа "кра­су", а ана сидит так. <…> Сястра, если есь, мала, у нявёсты. А если нет — падруга. <…> В санях. Сани не украшали, лошадь украшали — лентам каким, вплятали. [Сговаривались с женихом, где встретить­ся]. Жених где-нибудь пересякё ей дарогу, тагда ана
уже вядё дамой — стол сидеть. В тот же день [ездила с "красой"], в каторый уходя. Утром» (Остр., Изъ­ядиново 1626-01, 1627-01).
-Ф- Жених и невеста катаются вместе
«Сястра держа "красу". Ёлачка накйшчена вся­ким разным цвятам, лентам украшена. И вот сястра держа эту ёлачку. Сидйть у маладых на калёнах и держа эту ёлачку. Эты катаютца — вси, каторый на свадьбы. Полным поездом — там лашадёй десять. Жанйх с нявёстой с "красой" впярёд едут. Девица, раз выходя замуж, уже краса ёйна канчаетца. Ёлач­ка маленькая — накйшчена всяким — или лентам, бу­магам, цвятам красивым. Сидит сястра на калёнах и держи эту ёлачку. Вот свадьба катаетца с "кра­сой". Пакатаютца, тагда и к вянцу» (Остр., Перевоз 1619-03).
Лошадей двадцать, ездили по деревням, в де­ревнях выбегали все навстречу и женщины опевали свадьбу. «Гаваря: "Свадьба ёдя!" — и, бывало, убивши бяжат! И не помнишь — иной раз в адном платьи. Где-нибудь кучкой сабравши — апевають» (Остр., Изъядиново 1626-01в).
?ф- Жених «ловит», «перенимает»8 невесту
Невеста выезжает кататься, зная, что жених должен за ней заехать. И нужно было спешить, что­бы успеть вернуться домой, чтобы жених не догнал, не «перенял» невесту в пути — «не поддаться жени­ху». Если жених «переймёт» невесту на дороге, то она должна кланяться ему в ноги, их сводят на од­ни сани, и они сразу, не заезжая к невесте, едут к венцу (Печ., Зехново), но могут ехать к невесте, а затем к венцу.
В этом обычае, как нам представляется, содер­жатся «отголоски» древнего обряда «умыкания не­вест». Возможно, здесь сказались и черты, прису­щие обрядам староверов (живших в латгальской стороне), где жених просто увозил невесту к себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Псков — архитектурная жемчужина северо-запада
  • Стальные двери: где их можно заказать?
  • Интересное