Поиск по сайту

Календарные и трудовые обычаи

В Печорском, Псковском районах, когда невес­та зазывала родню на свадьбу, пели «Расшаталася грушинка».
К далекой родне в другие деревни невеста езди­ла с подружками (или с женихом). Невеста, тетка, бабушка, другие родственники плакали.
В д. Каменка (Печ.) невеста ходила прощаться по деревне, заходила в каждый дом, но песен при этом не пели. Невеста плакала, ее одаривали.
Могла она обходить родню и вместе с женихом — «кашников приглашали» (Печ., Киршино; Остр., Изъядиново 1626-01).
Жених тоже звал своих родных, ходил по своей деревне «с братьям» (Печ., Видовичи 1170-34).
Невесту водили «прощаться» с колодцем (Пыт., Бубнёво 1413-23).
Если жених или невеста были сиротами, их «ва-дйли на пакланёние» умершим родителям (Палк., Усы 1568-05). У могил они кланялись в землю, про­сили благословения. Обычно это было накануне свадьбы или в канун кануна. Если же кладбище бы­ло близко, на него могли заезжать по дороге к вен­цу (Печ., Тайлово 1400-13; Пыт., Шитики 1543-33). Могли ездить на кладбище и сразу от венца. Неис­полнение этого обычая осуждалось, вплоть до вы­сказывания неодобрения прилюдно в свадебный день (Палк., Усы 1568-05).
Невеста на могилу «павалитца и плачет:
«Любимая мамушка,
Атправь ты мяня в а чужйи людюшки…
Любимая мамушка,
Я ухажу в чужйи людюшки,
Прими ты мае горюшко, што я ухажу\..»
(Пек., Заорово 2948-02).
По другим сведениям, невеста не причитывала (Остр., Заходы 2247-01; Пыт., Бубнёво 1413-23), а подруги пели:
«Расшанйсь, мать сыра зямля,
Встань, радная матушка,
Надялй сваю доченьку,
Атпустй ану в путь-дарбженьку
На чужу старбнушку.
На чужой старбнушке
Поле горем сёена,
А таской палйтая.
На раднбй старбнушки
Поля пшеном сёена,
А сытой палйтая.
Встань, радная матушка,
Надялй сваю дётушку
Хлебом и солей,
Дббрай мйластью»7
(Пыт., Бубнёво 1413-25).
?*• Жених навещает невесту, приезжает с гостинцами
Жених до свадебного дня ездит навещать невес­ту, привозит гостинцы, катает невесту и девушек по деревне. Когда жених с невестой катаются по дерев­не, девушки поют: «В Ераславе-городе стоит верба в золоте», «Когда груша взошла» (Печорский район).
В канун свадьбы жених приезжает с дарами, привозит мыло, конфеты. Невеста дарит жениху ру­баху, полотенце. Жених с невестой катаются по де­ревне, «краса» стоит на санях (Печорский район). Их опевают, невеста бросает поющим конфеты. В Островском районе жених с невестой могли катать­ся в любой день, но без «красы», а с «красой» -только в свадебный.
<? Обрядовая баня
Накануне свадьбы вечером топят БАНЮ. К не­весте собираются подружки, невеста садится за стол, девушки дарят ей кто пояс, кто платочек. По­ют песню «Растопляйся, баенка», девушки и невес­та плачут (Печ., Декшино 1169-10).
«Байню тапйли. Мыли её. Пёряд вянцбм. Песни там пают. Сестры сабравши — девки, падруги. Пла­кали» (Пек., Горки 2946-08).
Подружки ведут невесту в баню. Все моются од­ним мылом — тем, которое привез жених (Печ., Красная Гора, Кривск, Каменка). В бане или около бани девушки тоже поют песню «Растопляйся, ба­енка». Подружки вымоются, невесту вымоют, бы­стрее одеваются — торопятся скорее из бани вон, на улицу: «…и упявать. Невеста астанетца. Яну вядуть под руки, яна плаче» (Печ., Б. Видовичи 1171-01, 02). Когда ее ведут, лицо у нее закрыто, она приохи-вает, плачет или причитывает:
«Спасибо-та вам, белый лябёдушки,
Умыли-та мяня бялйм-бялёшенька,
Толька ня смыли-та с мавб еярдёчка рятйвова
Той таскй-кручинушки —
Нету-та у мяня рбннай матушки,
Некаму-та мяня атправить ка зблату вянку\..»
(Печ., Зимний Борок 1164-08).
Невеста могла сесть на лавочку около бани и причитывать (плакала, «севши около байни»), об­ращаясь к подруге (в приводимом ниже примере две невесты, обнявшись, причитывали):
«Любимая ты мая падруженька,
Ни смялйлися-та нам гадавые празднички,
И цвятныи платьицы,
И патеряем-та мы тапёрь сваю
волюшку-та вольную…»
(Печ., Зимний Борок 1164-08).
Затем невесте расчесывают волосы, заплетают. В Палкинском, Псковском, Пыталовском, Остров­ском районах после бани специально приглашен­ные женщины (или старушки) «скучали» — «А яна
37-198
сидить, валасы распущены, и чёшуть яну, яна с бай-ни пришовши» (Палк., Ключи 1401-20).
Сходные обряды были и в доме жениха, но без плачевых форм и без опевальных песен — жениху тоже топили баню, после бани он надевал подарен­ное невестой белье (Печ., Кулье; Пек., Б. Толбица 2989-26).
?*• Вечёрка (вечеринка)
Вечером после бани в доме невесты собирается молодежь, приезжает жених с «братьями». Начина­ется вечёрка (вечеринка). За столом «сестры» сидят с невестой, а «братья» подле жениха. Девушки поют «Растопися, парна баенка» — «очень надо нежно петь, слёзно» (Печ., Малы РФ 1403). Поют «У ели-ны нету маковки». Опевают невесту с женихом: «Наш добрый молодец, скажи, пожалуйста, про крёстного батюшку…, крёстну матушку…», опева­ют родных, гостей. Затем так же обращаются к не­весте: «Душа красна девушка, назови большу по­дружку… меньшу подружку… родных». Сироте по­ют: «Сяду я, сиротушка, на дубову лавочку» (Печ., Вастцы РФ 1403). «Сиротский голос абйдчивый» (Пыт., Дубново 1579-32). Поют также припевки: «Истоптана травина», «На мосту становой стано­вился», «Во чарочке во серебряной», «По блюду было, блюдечку», «На горе стоит мельница», «Уж ты, Манюшка, не печалься» (Печ., Вастцы РФ 1403); «У Иванушки сени новы», «Тёша для зятя пи­рог пекла» (Печ., Малы РФ 1403).
Невеста кланяется всем в ноги, мать голосит.
Молодежь «гуляет», пляшет.
После вечёрки «женихи» уезжают, девушки ос­таются на ночь.
Из Островского района есть сведения о том, что жених откупал просторную избу, где накануне сва­дебного дня устраивали вечерину, на которую при­ходили жених и невеста (Остр., Гораи 2248-08, Захо­ды 2247-01).
В ряде деревень вечёрки не было (Печ., Кирши-но, Красная Гора, Рожитец), свадебные песни де­вушки и женщины пели на улице.
Невеста-сирота в последний вечер выходила на крыльцо и причитывала:
«А я выйду, маладёшенька, на этат
на крутой кры… И пушшу-та я галасок па этаей
и да па всей ётай старону… А падгалосочик-та я пушшу
к свайм к роднаим-та радйтель… Што уткравённая май жаланная
и да родная-та мами… И прылётывай-кася ка мне…
Невеста выхадйла на крылец — "пустила голас па всим старанам, а падгалосочек…" — это пригалахы-вала роднай матушке, што "в сыру зямлю, к родным радйтелям…"» (Печ., Красная Гора 1179-31, 32).
?*• Кашники привозят добро
Накануне свадьбы от невесты в дом жениха приезжают кашники, они привозят невестино доб­ро, развешивают полотенца, занавесы с подзорами, раскладывают салфетки (скатерти) — это действие называется «невеста убирает избу» (Б. Видовичи). Могла приезжать и сама невеста.
В ряде случаев кашники едут в тот момент, ког­да жених с невестой отправляются под венец (см. об этом ниже).
УТЮ СВАДЕБНОГО ДНЯ
?*• Утро в доме жениха
В доме жениха утром собирается родня, устраи­вается застолье.
Жениха выводят на улицу, он КЛАНЯЕТСЯ на четыре стороны. В д. Папушево (Печ.) в этот мо­мент женщины поют «Поутру ранёшенько».
Жениху ЧЕШУТ ГОЛОВУ — он сидит посреди комнаты на деревянной весовой мерке для зерна (Печ., Папушево), на квашне, покрытой салфеткой (Палк., Яхново 2941-13; Печ., Кулье), или на ска­мейке. На коленях у него полотенце или шапка (ес­ли летом — картуз), куда кладут деньги. Родствен­ники подходят чесать голову. «Свае сродствие са-бравши и надяляют» [жениха] (Остр., Изъядиново 1626-01 в).
«Яво пасадют. Тарелку вот сюды паставют с лентам, и ён сидит, галава наклонена у няво. Вот и сидя. Чешут. Расчёска паложена, чешут. А девке -грябёнка» (Палк., Усы 1568-01).
Звучат песни: «Учеши головушку», «Благослов­лялось солнущко у светла месяца», «Стояла тучень-ка» и другие. Жениху-сироте поют: «Не садись, си­ротушка, за дубовый стол» (эту песню поют утром до венца и при отъезде жениха к невесте).
Дружка берёт кнут, бьёт по слеге, говорит:
«Боже, блаславй, Христос! В чаенбм даму, В чаенбм пиру, Сыграть нам свадьбу!..»
(Печ., Папушево 1418-28).
Дружка призывает родителей БЛАГОСЛО­ВИТЬ жениха, тот кланяется в ноги отцу и матери.
На стол кладут надельный хлеб.
«Братья» берут жениха под руки (так же, как и невесту подружки). Дружка всех призывает НА­ДЕЛИТЬ жениха (Печ., Кудрово 1210-19). Жени­ха заводят за стол и начинают «опевать» всю за­столицу.
Когда свадебный поезд отъезжает, на улице по­ют: «Стояли кумани, пошибши головы» («От кру­того крыльца оторвались кумани»), «Сокол летит, леса шумят», «Помаленьку, бояре, со горы спускай-теся», «Налетали голуби» и другие песни.
?ф- Утро в доме невесты

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • Воды
  • Куда инвестировать свободные средства?
  • Этические и эстетические оценки в речи псковичей
  • Интересное