Календарные и трудовые обычаи
Если родители невесты отказывали сватам, те за стол не садились, сразу уезжали. В деревне говорили: «жених рогатку вытянул», «поцеловал пробой и сам — домой» (Печ., Шартово), «жениху бросили шапку в лохань» (Печ., Зехново).
Жених, раздумавший жениться, должен был вернуть залог, обычно посылал бабку-повитуху возвратить взятый им платок — тот, которым была обвязана бутылка (Печ., Изб. вол., РФ 1414).
Необычный случай «сватовства» записан в д. Дризели Пыталовского района.1
На второй или третий день после сватовства родители невесты ехали «ДЫМНИЧАТЬ», «МЕСТО СМОТРЕТЬ» — осматривать хозяйство жениха. Это обычно происходило, если жених был издалека и о достатке его семьи не было достоверных сведений. Вместе с родителями могли ездить также и другие родственники невесты. «Дымники» осматривали «хоромы», проверяли в клети запасы хлеба, мяса, их водили во двор посмотреть, какая в хозяйстве имеется скотина — сколько коров, лошадей, овец, свиней, домашней птицы. Если хозяйство родителям невесты не нравилось, они могли отказать -тогда полученный женихом залог не возвращался.
Нередки были случаи, когда «дымников» обманывали, стремясь выглядеть богаче, чем на самом деле:
«Приехали глядеть — полные бочки зерна» -родные жениха переворачивали бочки кверху дном и в ободок насыпали зерно, клали мясо. Бочки выглядели как полные (Остр., Огурцово 2295-01).
«Вместо таво, штобы бочка была с мясом, анй апракйнут вверьх дном да навярёх мясца паложено. Паглядёли дом, а патом абнаружилось багатство -а ево савершённо нет. Чужих каров, бывая, ва хлев привадили, што свая адна, и сусёднюю привядут, што приедут дом глядеть, штоб больше багатства было» (Остр., Гораи 2286-07).
«У сасёда шуб, кафтанов натягая, пасуды. Приедут: "Ой, всё е, багатыи!". Как прайде свадьба, унясуть всё, жанйх голый-босый!» (Печ., Б. Видови-чи 1171-01).
Если все шло благополучно, на третий-четвер-тый день родные жениха приезжали к невесте окончательно договариваться о свадьбе. Это — «СМОЛ-
ВИНЫ», «ПОКЛАДИНЫ». Приезжал жених и до тридцати человек его родни. Устраивали стол и договаривались о сроке свадьбы, о количестве «поезжан» (родня со стороны жениха), «кашников» (родня со стороны невесты), о том, сколько будет «сестёр» (сестёр невесты или подружек, приглашенных в «сестры») и «братьев» (братьев жениха или друзей, приглашенных в «братья») — обычно по двое или по трое. Уславливались о порядке свадьбы, в каком месте будут «сводить молодых». Жених давал невесте 10-15 рублей «николаевскими деньгами» — «под дары» (Печ., Каменка).
ОТ СМОЛВИН ДО ДНЯ ВЕНЧАНИЯ
Обычно свадьбу справляли через неделю или
две после того, как договорятся.
У жениха и у невесты в это время идет подготовка к свадьбе. Готовят угощение, заваривают пиво:
«Раньше всё пиво. Варили за нядёлю, за три дня, за два дня. Кто как справитца. Пиво варить надо параньши, пака ано выходитца, пака ано ходя. Солад растили ячменный, варили пиво» (Пыт., Шитики 1543-33).
Девушки ходят к невесте, помогают ГОТОВИТЬ ДАРЫ — вяжут «деянки» (варежки), чулки (по обычаю — в семь узоров), носки, плетут пояса. Даров нужно было приготовить много. «Падарки явоной ранне (жениховой) — мяшок варешек, паясов — и всё раздаё. Сьвякровки — на рубаху, крёснаму палатёнец завязывала» (Пыт., Шитики 1543-33). Жениху невеста должна подарить рубашку с косым воротом и кальсоны. Подарок каждому родственнику складывают отдельно и перевязывают поясом. Девушки помогают также готовить приданое — стегают одеяло, шьют занавесы, «озадки» — покрывала на сани для 15 лошадей (Печ., Каменка).
Подружки помогали, «если не справивши като-рая невеста» (Печ., Б. Видовичи 1170-23). Если у родителей была одна дочь, то, как правило, уже все было собрано (обычно приданое начинали собирать девочке лет с десяти).
«У другой нявёсты плохо придано. Раньше приданое што было? — сундуки да дамашнее, вязали дарить пярчатки, рукавички, паяса плели. Выйдет нявёста, а далжна ана адарйть эту сямью, куда ана вышла» (Остр., Огурцово 2295-01). И тоже были случаи, когда у соседей, родственников одалживали вещи, чтобы приданое невесты выглядело богаче.
Если семья была не очень бедная, в приданое родители давали дочери корову, овец.
Подружки невесты украшали разноцветными бумажными цветами, розовыми и белыми ленточками ЁЛОЧКУ — «КРАСУ» («красоту»).
«Дёлаетца ёлачка, на ёлачке кругом цвяты — са всякай разной бумаги сделают красивую. Сделают
такую — даже ялйнок ня видно» (Пек., Балсово 1205-11).
«Акручена такая, как букет» (Печ., Шартово).
В д. Киршино рассказали, что «красу» делали «спозаранку» — полную неделю делали «красу», нацепляли разных сортов бумажки. «Красивая "краса" перед невестой паставлена» (Печ., Киршино 1208-16).
Ёлочку ставили на стол в бутылку с песком, а на бутылку надевали бумажный сарафан с передничком (Печ., Зимний Борок 1164-08).
Обычно ёлочку приносили сами девушки, но есть сведения и о том, что ее приносил «вянчальный батька»2 (Остр., Заходы 2246-09).
С невестиной «красотой» связаны следующие важные моменты свадебного обряда:3
— хождение невесты с подругами к родственникам (приглашение на свадьбу), прощание с родней, с деревней;
— вечерина накануне свадьбы;
— катание с «красотой»;
— ожидание жениха утром в свадебный день, последний стол в родительском доме (до отъезда под венец);
— прощание с «красотой».
До венца невеста «скучает» (Палк., Пек., Пыт., Остр, районы).4 В это время исполняются песни и причитания, призванные разжалобить невесту.
Следование установившимся традициям воспринималось как незыблемое условие успешного хода свадьбы и последующего благополучия новой семьи, поэтому для того, чтобы основные обрядовые действия были исполнены подобающим образом, специально приглашали женщин, которые умели «скучать»:
«Прасватают как невесту, и уже должен атёц с матерью сабрать этих женщин — скучалок» (Пыт., Дубново 1579-36).
В округе знатоки старинных обрядовых песен были хорошо известны, и их обязательно приглашали.
«Была адная — скучала, самая запалыцица была, самая главная, каторая свадьбу вела. Ана и скучая, и песни пае. И инвеста плачет, и вси… У нявё-сты слёзы — што гарох катитца… Ана заводя, а ей памагають. Там полный стол сидя жёншчин» (Пыт., Шитики 1543-33).
«Дня за два [до] вянца ходють, скучають. Чаво дапають, нявёста заплаче, и вси заплачуть» (Остр., Перевоз 1619-03).
«Бывая — до вянца стол сидя у нявёсты, с женихом. Собраны все, всё сродствие свае. И аны [ску-чалки] с ей правбдят — и плак, и всё» (Остр., Изъя-диново 1626-01).
Особенно жалостно провожали невест-сирот. «У каво сироты, гаразд плачут вси, скучая. Эта дружка
[запевала у скучалок] — тая многа знала. А мы толь-ка падтягивали: "Э-э-э!"» (Пыт., Темери 1552-01).
«Скучания» включены практически во все обрядовые ситуации довенечного цикла:5
— сборища подруг в довенечный период у невесты (подготовка к свадьбе, вечерина);
— хождение невесты с подругами к родственникам (приглашение на свадьбу), прощание с родней, с деревней;
— катание с «красотой»;
— обрядовая баня;
— чесание головы, наделение невесты;
— ожидание жениха утром в свадебный день, последний стол в родительском доме (до отъезда под венец);
— прощание с «красотой».
КАНУН ДНЯ ВЕНЧАНИЯ
<? Приглашение родни на свадьбу
В канун свадьбы невеста с двумя подружками едет «ЗВАТЬ РОДУ» («зазывать роду») на свадьбу. В д. Каменка (Печ.) об этом обряде говорили -«объезжает роду с красой», поскольку девушки брали с собой наряженную ёлочку — невестину «красу».
Подружки водят невесту по улице: «Дявчонки, ёйные падружки, справивши, нарядивши, вадйли. Пад ручку вядуть и песню пають. Скучають. Скучную такую песенку» (Пыт., Дризели 1612-06).
Они заходят в каждый дом, где живут родственники невесты. Невеста приглашает на свадьбу, прощается, кланяется, плачет. Хозяева сажают за стол невесту с подружками, угощают их.
«Скучалки» сопровождают невесту все время. «Вот приедет ана [невеста] в этот дом пригласить крёстную или венчальную мать или подругу, дядю, тётю на свадьбу. Вот анй начинают её тут опевать, скучать, и эти все наплачутца вместе. Анй пели очень скучно, тасклйво, так тасклйво, так трогательно, это просто ужас!» (Пыт., Дубново 1579-38).6
«Мой дедка рассказывал — в старину, как высватают, нявёсту па сасёдам вадйли. Падруги апявали, в каждом доме плача. Пають, причйтывають, а ей надо плакать. Набраны падруги — так апявальшчи-цы и были. [Невеста] только плачет. [Слов не приговаривает]. Падруги апявають, там уже пригавари-вають, а ана только плача» (Палк., Луг 1395-20).
В это время звучали хоровые причитания. Так, на о. Белов, когда невеста с подружками ходила по деревне приглашать родню, подружки пели:
«А праступайти, май сястрйцы,
да на широкай двор, А с Ширака двара, май сястрйцы,
да ва навы (сени), А са навых синей, май сястрйцы,
да в светлу гор(ницу).
А ну-ка встанимти, май сястрйцы,
да среди го[рницы], А мы памблимтись, май сястрйцы,
да всим святите(лям)…»
(Пек., Белов 1184-22,28).
Качественные лабораторные шкафы.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50